![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
На что следует обращать внимание в поведении ребенка
Некоторые задумывающиеся о самоубийстве подростки испытывают замешательство. Несмотря на то, что их переполняет чувство безнадежности, безысходности, они могут неосознанно «сигнализировать» окружающим о своих намерениях. Подоплека всех их действий такова, чтобы найти кого-нибудь, кто принесет им чувство облегчения и безопасности. Необходимо быть внимательными к этим «знакам», чтобы не упустить возможность предотвратить формирующееся суицидальное поведение. Такими знаками предостережения могут выступать: ü высказывания о нежелании жить: «Было бы лучше умереть», «Не хочу больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться», «Хорошо бы заснуть и не проснуться», «Мне нельзя помочь», «Скоро все закончится», в т.ч. шутки, иронические замечания о желании умереть, о бессмысленности жизни; ü фиксация на теме смерти в литературе, живописи, музыке; частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида (например, в Интернете); ü активная предварительная подготовка к выбранному способу совершения суицида (например, сбор таблеток, хранение отравляющих веществ); ü сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве (прямое и косвенное); косвенные намеки на возможность суицидальных действий, например, помещение своей фотографии в черную рамку, употребление в переписке, разговорах просуицидальных высказываний, символов; ü раздражительность, угрюмость, подавленное настроение, проявление признаков страха, беспомощности, безнадёжности, отчаяния, чувство одиночества («меня никто не понимает и я никому не нужен»), сложность контролирования эмоций, внезапная смена эмоций (то эйфория, то приступы отчаяния); ü негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего, потеря перспективы будущего; ü постоянно пониженное настроение, тоскливость. Ребенок считает, что у него ничего не получится, он ни на что не способен. Ребенок подавлен, безразличен, иногда ощущает вину перед окружающими; ü необычное, нехарактерное для данного ребенка поведение (более безрассудное, импульсивное, агрессивное; несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных детей, и наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых). Возможно злоупотребление алкоголем, психоактивными веществами; ü стремление к рискованным действиям, отрицание проблем; ü снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение домашних заданий; ü символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фото, подготовка и выставление ролика, посвященного друзьям и близким); дарение другим вещей, имеющих большую личную значимость; ü попытка уединиться: закрыться в комнате, убежать и скрыться от друзей (при наличии других настораживающих признаков)[101]. Учитывая, что развитие суицидальных тенденций часто связано с депрессией, необходимо обращать внимание на ее типичные симптомы: ü часто грустное настроение, периодический плач, чувство одиночества, бесполезности; ü вялость, хроническая усталость, безнадежность и беспомощность; ü снижение интересов к деятельности или снижение удовольствия от деятельности, которая раньше ребенку нравилась; ü поглощенность темой смерти; ü постоянная скука; ü социальная изоляция и сложности во взаимоотношениях; ü пропуск школы или плохая успеваемость; ü деструктивное (разрушительное, отклоняющееся) поведение; ü чувство неполноценности, бесполезности, потеря самоуважения, низкая самооценка и чувство вины; ü повышенная чувствительность к неудачам или неадекватная реакция на похвалы и награды; ü повышенная раздражительность, гневливость (зачастую из-за мелочей), враждебность или выраженная тревога; ü жалобы на физическую боль, например, боль в желудке или головную боль; ü сложности концентрации внимания; ü значительные изменения сна и аппетита (бессонница или сонливость, потеря аппетита или неконтролируемое обжорство). Не все из перечисленных симптомов могут присутствовать одновременно. Однако наличие двух или трех поведенческих признаков указывает на то, что у ребенка может быть депрессия и ему нужна помощь специалиста[102]. Необходимо хорошо знать индивидуальные особенности своего ребенка. Любое резкое изменение в его поведении должно настораживать. Крайне важно не бояться обращаться за помощью, если Вы заметили какие-либо проблемы в состоянии своего ребенка. Существует также ряд ситуаций, которые могут восприниматься подростком как кризисные, непреодолимые, безнадежные. Например, смерть близкого или любимого человека; сексуальное насилие; денежные долги; раскаяние за совершенное преступление или предательство; угроза физической расправы; нежелательная беременность; получение тяжелой травмы или тяжелая болезнь; шантаж; сексуальная неудача; измена партнера; ревность; публичное унижение; коллективная травля (буллинг); одиночество; подражание кумиру и т.д. Более подробно трудные жизненные ситуации рассмотрены в главе 3 (раздел 3.1). Также к группе риска относятся подростки: - испытывающие серьезные проблемы в учебе; - не имеющие друзей; - не имеющие устойчивых интересов, хобби; - склонные к депрессиям (имеющие психические заболевания): - перенесшие тяжелую утрату; - остро переживающие несчастную любовь (разрыв высокозначимых любовных отношений); - имеющие семейную историю суицида (или ставшие свидетелями суицида, либо сами пытавшиеся покончить с собой)[103]; - употребляющие алкоголь, психоактивные вещества; - имеющие недостатки физического развития, инвалидность, хронические соматические заболевания; - совершившие уголовно наказуемый поступок (характеризующиеся криминальным поведением) или ставшие жертвой уголовного преступления (в т.ч. насилия); - попавшие под влияние деструктивных религиозных сект или молодежных течений.
|