Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методики исследования наглядно-действенного мышления у детей.






Складывание пирамидки применяется для выявления состоя­ния наглядно-действенного мышления.

Для проведения эксперимента необходимо иметь несколько пирамидок, состоящих из 4, 6, 8 колец и колпачка.

Ребенку показывают пирамидку (количество колец зависит от возраста) и предлагают ее разобрать, сопровождая инструкцию соответствующим жестом. Если ребенок не приступает к работе, экспериментатор сам разбирает пирамидку и просит ребенка со­брать ее. Если ребенок, начав действовать, собирает пирамидку в беспорядке, его не останавливают до конца работы, затем говорят «Неправильно» и работа начинается заново. Экспериментатор обращает внимание ребенка на самое большое кольцо и предлага­ет ему надеть это кольцо на стержень. Если ребенок не продолжа­ет работу сам, ее выполняет экспериментатор, Затем экспериментатор еще раз предлагает ребенку самому разобрать и сложить пирамидку, уже не вмешиваясь в ход работы.

В протоколе отмечаются состав пирамидки, объяснения и дей­ствия экспериментатора, действия ребенка, его словесные выска­зывания; сразу ли принимает ребенок задание, его первые действия, когда он начинает складывать пирамидку с учетом разме­ров колец. Отмечается способ работы ребенка (надевает кольца не в соответствии с их величиной, не сам исправляет ошибку; сопоставляет кольца по величине, еще не надевая на стержень, прикладывая их друг к другу; зрительно соотносит их, надевая все -кольца сразу правильно).

«Доски Сегена»

Используются доски с пазами различной геометрической фор­мы и соответствующими им вкладками.). Элементарная доска из четырех вкла­док доступна для предъявления детям с двухлетнего возраста, вариант доски Сегена (из 10 вкладок) предъявляется детям старше трех лет. Методика проведения опыта: экспериментатор показывает ре­бенку доску с уложенными вкладками, затем высыпает их и же­стами предлагает вернуть их на место.

Трудности при выполнении заданий указывают на недостатки зрительного восприятия и недостаточный уровень сформирован­ности наглядно-действенного мышления.

«Сюжетные вкладки»

По структуре эта методика близка к методике «Доски Сегена». Используется большая доска, на кото­рой изображены 10 различных ситуаций с недостающими эле­ментами на месте вырезанных пазов, и вкладки с рисунками, изоб­ражающие эти или намеренно неподходящие элементы. Ребенок должен выбрать из большого количества вкладок соответствую­щую по смыслу.

«Почтовый ящик»

представляет собой коробку со съемной крышкой. В крышке сделаны прорези различной конфигурации. Разноцветные фигурки (каждая в двух экземплярах) своим осно­ванием повторяют форму прорези на крышке коробки.

Эта методика не требует речевых ответов со стороны ребенка в процессе выполнения, поэтому очень удобна в работе с безре­чевыми детьми. Инструкция в зависимости от возраста обследуе­мого может быть дана в нескольких вариантах: словесная («Вот разные фигурки. Опусти все фигурки в эту коробку») или на­глядная (экспериментатор на двух-трех фигурках показывает выполнение).

Для ребенка с нормальным интеллектом 6 лет и старше это задание не представляет трудности и выполняется путем зрительно­го соотнесения формы основания фигурки с формой прорези.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал