Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Краткие общие сведенияСтр 1 из 6Следующая ⇒
ЯПОНИЯ
Открытие европейцами островной Японии произошло в 1540 году. Через сто лет доступ иностранцев был категорически запрещен. Истинное открытие страны состоялось в середине XIX века, когда окончилась ее добровольная самоизоляция. Миру явились самобытнейшие образы Японии: величественная гора Фудзияма, цветущая ветка сакуры, пленительные гейши, яростные самураи, изящные кимоно, утонченные гравюры «укиеэ», чайные церемонии... и еще многое другое.
Краткие общие сведения
По своему экономическому развитию Япония уступает только США. Уже в 1970-е годы она перегнала Германию, и все заговорили о японском экономическом чуде. Название страны во всех европейских языках происходит от искаженного чтения двух иероглифических знаков: солнце и основа (корень), по-японски Нихон, или более официально Ниппон. Распространенное клише «страна Восходящего солнца» — не что иное, как иносказательный перевод иероглифов. Япония является конституционной буржуазной монархией, империей. Высший законодательный орган страны — парламент, состоящий из двух палат; исполнительная власть сосредоточена в руках кабинета министров. Для характеристики национальных особенностей примечательна одна современная фотография встречи министров. Мы видим вполне европеизированных государственных мужей в строгих костюмах и... в обуви!, что кощунственно для японцев, находящихся в помещении. Запечатлен момент окончания беседы, когда премьер-министр решительно поднялся и уходит, а остальные почтительно согнувшиеся фигуры походят на изображения средневековых вассалов перед князем. Лестница наклоненных голов соответствует высоте положения: кто-то на удалении следует за лидером; кто-то почти встал; многие приподнявшись, замерли над креслами. Подобная этой субординационная вертикаль является ключевым стержнем не только политики, но и любой другой сферы общественной деятельности.
Дайбуцу Современный город
Подавляющая масса японцев малорелигиозна и может считаться стихийными атеистами несмотря на широкое распространение и большую роль во внутренней жизни страны двух религий: буддизма, проникшего в V веке в Японию из Китая, и синтоизма, добуддийской религии, в которой почитают богов природы и предков. Между религиями были периоды отношений дружественного нейтралитета и взаимной поддержки, например при строительстве храмов, статуй божеств и т. д., но были периоды и конфликтов. На сегодняшний день обе религии сосуществуют, поделив сферы влияния: буддизм взял на себя погребальные и заупокойные обряды, синтоизм обслуживает людей на этом свете, например при свадебных церемониях. Японцы стойко придерживаются традиционной семейной обрядности, которая так или иначе связана с религией. Соблюдение обрядов считается необходимым условием приличий и достойного общественного поведения. Каменный фонарь в деревне Минзокукан
Осень в Японии
Японец с ребенком
Население страны составляет 125 млн. человек, что позволяет Японии войти в первую десятку стран мира по численности населения. Япония отличается самой высокой продолжительностью жизни (около 80 лет). Это самая густонаселенная страна, плотность населения здесь более 300 человек на 1 кв. км. По уровню урбанизации государство вышло на первое место в мире. Более 76% населения проживают в городах. Особенно велики размеры столичной агломерации, которая возглавляет список самых крупных городов мира (Токио–Иокогама насчитывает 18, 8 млн. человек, в то время как второй по величине город мира — Мехико отстает на 1, 5 млн.). В Японии сформировалось пять особо крупных агломераций, в которых проживает почти половина населения страны — 57 млн. человек: Кэйхин (главные города: Токио, Иокогама, Кавасаки, Тиба), Хансин (Осака, Кобе, Киото), Тюне (Нагоя и спутники), Кюсю, Хоккайдо. Внешний облик городов выглядит современным, но на окраинах сохраняется старинный национальный колорит. Япония — однонациональная страна, 99% ее населения составляют японцы, относящиеся к монголоидной расе. Наиболее многочисленные национальные меньшинства из живущих в стране — корейцы. Они были ввезены во время Второй мировой войны в качестве рабочей силы. На острове Хоккайдо, в основном в сельской местности, проживают 16 тыс. айнов (коренные жители островов). Официально считаясь равноправными гражданами Японии, они на практике подвергаются дискриминации, поэтому стремятся скрыть свою национальную принадлежность и максимально уподобиться по образу жизни японцам, раствориться среди них. Родной язык помнит только старшее поколение, молодежь говорит по-японски. Совершенно специфическое этнографическое явление представляет собой каста «эта», официально именуемая ныне «баракумин» (в переводе с японского «жители особых поселков»). Это наследие феодальной эпохи, когда наряду с четко разграниченными сословиями (знатью, рыцарством, крестьянством и горожанами) выделялись в особую, фактически бесправную группу так называемые «люди подлых профессий» — кожевенники, мусорщики, скоморохи и т.п. Потомки этих людей и по сей день живут в специально выделенных для них поселках, которых по всей Японии насчитывается около 600, а общая численность «баракумин» достигает 3 млн. человек. Официально они уравнены в правах с остальным населением Японии, но на деле их дискриминация во всех сферах общественной жизни сохраняется. Вынужденная эндогамность и приниженное общественное положение превращает их в особую этнографическую группу кастового характера.
Государственный язык — японский. Основу японской письменности составляют китайские иероглифические знаки, каждый из которых обозначает определенное корневое понятие. Этими знаками записывают заимствованные слова китайского происхождения, а также корни собственно японских слов. Поскольку заимствованный знак относится к разным древнекитайским диалектам, то и существуют разные его чтения, измененные по законам японской фонетики, но восходящие к тем древним диалектам. Какое из чтений следует выбрать в каждом конкретном случае — следует из контекста. Упрощаясь и изменяясь, китайские слоговые знаки составили японскую азбуку «кана», состоящую из 50 слоговых знаков и существующую в двух вариантах — округлом «хирагана» и угловатом «катакана». Латинская транскрипция «ромадзи» хорошо разработана и рассчитана на иностранцев, но имеет ограниченное применение (дорожные указатели, названия станций и населенных пунктов).
|