Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общественная мысль и культура Китая в XVI — середине XVII вв.
В Китае в период правления монгольской династии Юань (XIII в.) сложилась синкретическая религия, впитавшая в себя различные философско-этические и религиозные учения, прежде всего буддизм, конфуцианство и даосизм. Особое место продолжало занимать конфуцианство, которое и при Минах являлось для многих китайских мыслителей идейной основой для собственных философских поисков. Одним из наиболее ярких мыслителей минской эпохи являлся Ван Янмин (1472-1529). Не отказываясь от конфуцианства как основы мировоззрения китайцев, он по-новому стал его трактовать, в соответствии с изменившимися историческими реалиями. Центральным в мировоззрении Ван Янмина являлось учение о лянчжи (врожденном знании), которым, по его мнению, обладает любой человек вне зависимости от социального происхождения, и он может достичь состояния мудрости. Таким образом, мудрость это не удел избранных, а общее достояние. Продолжателем идей Ван Янмина стал философ Ли Чжи (1527-1602), также выступавший против конфуцианских догматиков, в том числе позволяя себе критику отдельных мест из сочинений самого Конфуция, а также работ, приписываемых Лао Цзы и Будде Гаутаме. Он был сторонником идеи относительности истины, ее развития, поэтому любые авторитеты для него не были высшей инстанцией в познании окружающего мира. Такого рода идеи не могли не вызывать негативной реакции у догматиков-конфуцианцев, которые от идейной борьбы переходили к прямому моральному и физическому террору в отношении его родственников. В конце концов, не выдержав издевательств, Ли Чжи покончил жизнь самоубийством. Еще одной яркой фигурой общественной мысли Китая минского периода являлся Линь Чжаоань (1517-1598), ставший последовательным пропагандистом идей синкретизма. Он вложил новый смысл в понятия «дао» (путь), «сюань» (мистика) и «кун» (пустота), доказывая, что все они вместе составляют единое целое и должны лечь в основу единой идеологии китайского государства. Если говорить о влиянии китайских мыслителей и политических теорий на минские власти, то следует отметить, что монархическая власть старалась находиться над идейными спорами буддистов, конфуцианцев и даосистов, сама решая, какому из названных учений на том или ином историческом этапе отдавать предпочтение. Для высшей элиты религия или какое-либо другое философское учение всегда были в первую очередь инструментами власти, одним из способов теоретического обоснования существующих порядков. Однако это не значило, что у конкретных императоров не было своих субъективных пристрастий. Так, например, в 1565 г. император Ши-Цзун приказал построить в пределах своей резиденции даосский храм, в котором совершались официальные жертвоприношения. Естественно, что в тот момент сторонники даосского учения пользовались при дворе большим влиянием, чем представители других учений, В минский период китайская культура переживала пору своего расцвета. Впитав в себя лучшие достижения предшествовавших эпох, она смогла подняться на новый уровень развития. Большого расцвета достигла литература. Писатель У Чэнь-энь (1500-1582) на основе древних легенд сочинил роман «Путешествие на Запад», в котором описывается паломничество в Индию за священными буддистскими книгами монаха Сю-ань-цзана в сопровождении фантастических животных, главным из которых являлась золотая обезьяна Сунь Укун. Этот роман пользовался большим успехом у многих поколений читателей.
В начале XVII в. был составлен сборник повестей «Удивительные истории нашего времени и древности», сюжеты которого были навеяны народным эпосом и большим количеством афоризмов и поговорок, ставших затем крылатыми. Культурная китайская традиция различала «высокие» и «низкие» виды искусства. К первому виду относилась ритуальные музыка и танцы как часть государственного церемониала. Музыка считалась средством воспитания человека в духе традиций. Из ритуальных музыки и танцев вырос и традиционный китайский театр. Однако затем, когда он стал самостоятельным видом искусства, театр обрел уже собственное звучание. Формирование светского театрального искусства привело к его ориентации, как на высшие, так и на низшие слои общества того времени. Источником театральных сюжетов являлись литературная проза и поэзия. Таким образом, театр занял промежуточное место между «высшими» и «низшими» видами искусства. В XVI^XVII вв. наиболее известным жанром театрального искусства становится куньцюй, постепенно превратившись в общенациональный театр. Именно из него в конце XVIII в. выросла знаменитая на весь мир пекинская опера. В начале нового времени в Китае активно развивались «простонародные» жанры литературы, прежде всего драматические пьесы. Наиболее известным драматургом того периода являлся Тан Сянцзу (1550-1616), разделявший взгляды Ван Янмина и сформировавший т.н. «тайчжоусскую школу». Ее яркими представителями являлись Хэ Синьинь, Ло Жуфан, Хуан Цзунси и др. Театральные деятели, связанные с этим направлением, пошли в своем творчестве дальше традиционалистских методов в драматическом искусстве, театр для них в значительной степени оставался народным искусством. В творчестве Тан Цзянсу, в частности, отразились социальные идеалы эпохи, те процессы, которые способствовали появлению нового типа личности, отрицательно относившейся к существовавшим общественным порядкам. Некоторые театральные постановки того времени напрямую их высмеивали. В Минский период окончательно складывается архитектура китайских городов, сохранившаяся до конца XIX в. После возвращения в 1421 г. столицы в Пекин, там производится реконструкция. Старая, северная его часть («Внутренний го- род») была отделена стеной от южной, строительство которой было завершено к 1564 г., и названа «Внешний город». В центре «Внутреннего города» был построен «Императорский город», а внутри него — «Запретный город», главным зданием в котором стал «Тайхэдянь» («Павильон высшей гармонии»), использовавшийся для проведения главных государственных церемоний. Во «Внешнем городе», в свою очередь, к 1530 г. завершилось строительство «Храма Неба» — комплекса, состоявшего из нескольких великолепных сооружений, посвященных Небу как главному божеству китайцев и молению об урожае. В окрестностях Пекина в течение XV — начала XVII вв. был построен мемориал императорских погребений, включавший, помимо могил, храмы, башни, подземные сокровищницы и т.д. Сохранились традиции старых мастеров живописи. При Минах возродилась Академия живописи, объединявшая в своих рядах сторонников прежних художественных школ. Жанровая живопись очень часто выполнялась в форме иллюстраций к тем или иным литературным произведениям. Расцвет переживало искусство пейзажа. Наиболее известными пейзажистами того времени были Дай Цзинь, Ван Чжао и Линь Лян. Больших успехов китайские мастера достигли в изготовлении изделий из фарфора, тканей, лаковых миниатюр, пользовавшихся большим спросом не только в Китае, но и у ценителей в странах Западной Европы.
|