![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 3.3. Интересы и способности подростков как факторы первого профессионального выбора. Формирование профессиональной направленности в подростковом возрасте. - 8 ч.
Вопросы и задания: 1. Раскройте проблему формирования профессиональных интересов, склонностей и предпочтений учащихся старших классов. 2. Как интересы оказывают влияние на первый профессиональный выбор подростков? 3. Каким образом способности оказывают влияние на выбор профиля обучения в подростковом возрасте? Следует обратить внимание: Интересы, по мнению Л.С. Выготского, - это целостные структурные, динамические тенденции, которые развиваются вместе с развитием всей личности («интересы не приобретаются, а развиваются…»). С. Л. Рубинштейн отмечал, что интересы в стадии их формирования лабильны и более подвержены влиянию окружающих условий. Из интересов, формирующихся в подростковом возрасте, большое значение имеют интересы, играющие существенную роль при выборе профессии и определении дальнейшего жизненного пути человека. Тщательная педагогическая работа над формированием интересов, особенно в подростковом и юношеском возрасте, в то время, когда происходит выбор профессии, поступление в специальное высшее учебное заведение, определяющее дальнейший жизненный путь, является исключительно важной и ответственной задачей Для подростка, находящегося на этапе профессионального и личностного самоопределения, важное значение приобретает осознание своих познавательных интересов, выделение той их области, которая в дальнейшем станет основой профессионального выбора. В подростковом возрасте в процессе общения с окружающими, а затем и оказываясь в ситуации выбора профиля обучения и профессии, учащиеся неоднократно сталкиваются с проблемой принятия того или иного решения. Принятие решения – это рассмотрение и оценка возможных альтернатив с учётом своих ценностных ориентаций, жизненных позиций, установок и интересов. Ключевые положения: Л. С. Выготский, опираясь на исследования А. Б. Залкинда, выделяет несколько доминант, которые он называет возрастными интересами. К основным доминантам относятся: · «эгодоминантная» или «эгоцентрическая» установка подростка, заключающаяся в том, что формирующаяся личность подростка становится одним из его центральных интересов; · «доминанта дали» - в большей степени интересы подростка направлены на то, что ещё предстоит, чем на то, что уже имеется сейчас; · «доминанта усилия» - проявляется в стремлении «к преодолению, к сопротивлению, которые иногда разрешаются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательного авторитета, протесте и других проявлениях негативизма»; · «доминанта романтики» - стремление к высоким идеалам, к неизвестному, к приключениям. Наиболее важные особенности интересов в подростковом возрасте (по С.Л. Рубинштейну): 1) начало установления круга интересов, объединённых в небольшое число между собою связанных систем, приобретающих известную устойчивость; 2) переключение интересов с частного и конкретного на отвлечённое и общее, в частности рост интереса к вопросам идеологии, мировоззрения; 3) одновременное появление интереса к практическому применению приобретённых знаний, к вопросам практической жизни; 4) рост интереса к психическим переживаниям других людей и особенно своим собственным; начинающаяся дифференциация и специализация интересов. В исследовании Л. А. Головей было показано, что формирование познавательных интересов является основой для адекватного профессионального выбора и профессиональной направленности в подростковом и юношеском возрасте. Были выделены следующие этапы становления познавательных интересов и профессиональной направленности: · первый этап (12-13 лет) – интересы характеризуются высокой изменчивостью, они слабо интегрированы, не связаны со структурой индивидуально-психологических особенностей и являются преимущественно познавательными; · второй этап (14-15 лет) – наблюдается тенденция к большей сформированности интересов, их интеграции, включённости в общую структуру индивидуальных и личностных особенностей; · третий этап (16-17 лет) – усиливается интеграция интересов и в то же время их дифференцированность в соответствии с полом, происходит объединение познавательных и профессиональных интересов, усиливаются взаимосвязи интересов с индивидуально- психологическими свойствами; · четвёртый этап (этап начальной профессионализации) – происходит сужение познавательных интересов, определяемое сформировавшейся профессиональной направленностью и выбором профессии. Интересы последнего этапа составляют основу для формирования профессиональной направленности личности и адекватного, зрелого профессионального выбора. Согласно теории Э. Гинзберга, процесс выбора профессии заключён в жёсткие рамки возрастного развития и проходит ряд этапов: 1. Стадия фантазии – охватывает раннее детство и заканчивается примерно в 11 лет. В этот период, независимо от своих реальных способностей и потребностей, дети воображают, кем они станут в будущем. Их желания не строятся на реалистических соображениях. 2. Гипотетическая стадия – 11-17 лет. Эта стадия, в свою очередь, делится на четыре периода: · период интереса (11-12 лет) – дети делают свой выбор, в основном руководствуясь своими склонностями и интересами; · период способностей (13-14 лет) – подростки узнают больше о требованиях, предъявляемых данной профессией, приносимых ею материальных благах, а также о различных способах обучения и подготовки. Но определяющим фактором на этом этапе выступают способности; · период оценки (15-16 лет) – молодые люди пытаются примерить те или иные профессии к собственным интересам и ценностям, сопоставляют их со своими возможностями; · переходный период (17 лет) - в течение этого периода осуществляется переход от гипотетического подхода к реалистическому выбору профессии, который происходит под воздействием внешних факторов, например влияния школы, родителей, сверстников. 3. Реалистическая стадия – в возрасте от 17 лет и старше молодые люди стараются принять окончательное решение о выборе профессии. Эта стадия делится на три периода: · период исследования (17-18 лет) – прилагаются активные усилия для приобретения более глубоких знаний и понимания; · период кристаллизации (19-21) – в этот период значительно сужается диапазон выбора и определяется основное направление будущей деятельности; · период специализации - общий выбор, например профессии экономиста или физика, уточняется выбором конкретной и более узкой специализации. Литература: 1. *Выготский Л.С. Собрание сочинений / Под ред. Д.Б. Эльконина. Т.4. Педология подростка. – М.: Педагогика, 1984. – С.5-242. 2. Рубинштейн С.Л. - Основы общей психологии СПб: Питер, 2007. - С.499-502. С. 525 - 531. 3. Материал лекций. Тема 3.4. Формирование профессиональной идентичности старшеклассников. Статусы профессиональной идентичности. – 4 ч. Вопросы и задания: 1. Объясните понятие «идентичность». 2. Перечислите основные задачи развития на данном возрастном этапе. 3. Раскройте основные положения теории Марсиа (D. E. Marcia). Следует обратить внимание: Самоопределение в подростковом возрасте тесно связано с понятием идентичности (Э. Эриксон). Становление психосоциальной идентичности, лежащее в основе феномена подросткового самосознания, содержит три основные задачи развития: 1) осознание временной протяжённости собственного Я, включающей детское прошлое и определяющей проекцию себя на будущее; 2) осознание себя как отличного от интериоризированных родительских образов; 3) осуществление системы выборов, которые обеспечивают цельность личности (в основном речь идёт о выборе профессии, половой поляризации и идеологических установках). Ключевые положения: Идентичность (по Э.Эриксону) – это чувство обретения, адекватности и владения личностью собственным Я; тождественность человека самому себе (неизменность личности в пространстве) и целостность (преемственность личности во времени). Д. Марсиа (D. E. Marcia) выделил четыре варианта идентичности: 1) «неопределённая, размытая идентичность» характеризуется тем, что подросток ещё не выработал чётких убеждений и не столкнулся с кризисом идентичности; 2) «досрочная, преждевременная идентичность» происходит, если подросток включается в определённую систему отношений, но делает это не самостоятельно, в результате пережитого кризиса, а на основе чужих мнений, следуя чужому примеру или авторитету; 3) этап «моратория» отличается тем, что подросток находится в процессе нормативного кризиса самоопределения, выбирая из многочисленных вариантов развития свой единственный; 4) на этапе «зрелой идентичности» кризис завершён, человек переходит от поиска себя к практической самореализации (Marcia D. E., 1980). Литература: 1. Азбель А.А. Особенности формирования статусов профессиональной идентичности старшеклассников/Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. психол. наук. – СПб, 2004. 2. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления./Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. - М.: 2001. 3. Материал лекций. Тема 3.5. Построение индивидуальной образовательной и профессиональной траектории старшеклассников. – 4 ч. Вопросы и задания: 1. Как Вы понимаете готовность к обучению в условиях профильности? С формированием каких компетентностей учащихся она связана? Назовите критерии оценки готовности учащихся к самостоятельному выбору профиля обучения. 2. Перечислите мотивы выбора профиля обучения (профильного класса). 3. Постарайтесь оценить, какими мотивами Вы руководствовались, выбирая ВУЗ. Вспомните свои трудности в профильной школе и постарайтесь осмыслить, с чем они были связаны. 4. Напишите эссе (1 по выбору студента) – темы представлены на стр. 33-34 данного методического пособия. Следует обратить внимание: Успешность обучения в старших классах сводится к формированию готовности к обучению в условиях профильности. Готовность связана с формированием таких компетентностей учащихся, как интеллектуальная, личностная, коммуникативная, рефлексивная, деятельностная, креативная, эмоциональная. Успешность выбора профиля обучения зависит от того, насколько подросток сможет проанализировать и осмыслить всё многообразие мотивировок для того, чтобы принять самостоятельное и независимое решение. Результатом активного выбора профиля обучения (т.е. выстраивания ближайшей жизненной перспективы) является не только само решение, но и личностные изменения подростка, и в частности, повышение уровня развития рефлексии. Ключевые положения: Критерии оценки готовности учащихся к самостоятельному выбору профиля обучения: 1) характеристика ценностей, связанных с выбором направления дальнейшего обучения; 2) представленность индивидуально выраженных целей профильного обучения; 3) информационная подготовленность в отношении значимости обучения для дальнейшего продолжения образования, жизненного и профессионального становления; 4) общий уровень самопознания, актуального для осмысления результатов профильного обучения; 5) опыт социального взаимодействия (по И.В. Гладкой). Наиболее осмысленное и осознанное решение при выборе профильного класса принимают подростки, ориентирующиеся на собственные интересы и способности. Ориентация же на мотивы «родительского одобрения», «учительского одобрения», «солидарности с одноклассниками», «престижный», «прагматический» нередко приводит к навязанному, несамостоятельному выбору, что в дальнейшем может вызвать сложности при построении личностной и профессиональной траектории. Подростки, находящиеся в процессе самоопределения (в моратории), могут испытывать сложности при построении ближней временной перспективы (выбор профильного класса или профиля обучения), более отдалённой перспективы (выбор ВУЗа и профессии) или сложности при планировании полной профессиональной перспективы. Литература: 1. Гуружапов В.А. Проблемы психологической поддержки вариативных образовательных траекторий учащихся в современной общеобразовательной школе/ Хрестоматия… 2. Сайт журнала «Профильная школа» www.russmag.ru 3. Материал лекций. Раздел 4. Психолог в профильной школе – направления работы. – 28 ч. После изучения данного раздела планируется семинар - 8 ч. Вопросы и задания, ключевые положения, рекомендации и литература приводятся по каждой теме отдельно. В подготовку к семинарским занятиям входит изучение лекционного материала, а также просмотр электронной презентации (№ 4). Тема 4.1. Диагностика учащихся профильной школы. – 4 ч. Вопросы и задания: 1. Расскажите о диагностике интересов, профессиональных склонностей и предпочтений учащихся. 2. При помощи каких методик осуществляется диагностика способностей учащихся? 3. Подготовьте собственный «портфель диагностических методик» для работы с учащимися профильной школы. Следует обратить внимание: Наиболее важный диагностический этап - предпрофильная подготовка (т.к. для самостоятельного и сознательного выбора профиля обучения учащимся необходимо знание своих профессиональных склонностей, интересов и способностей). Ключевые положения: · Диагностика интересов, профессиональных склонностей и предпочтений учащихся («Дифференциально-диагностический опросник» - ДДО - Е.А. Климов, «Опросник профессиональных склонностей» Л. Йовайша, «Опросник профессиональных предпочтений» - Дж. Холланд, «Карта интересов» - А.Е. Голомшток). · Диагностика способностей учащихся (ШТУР, TSI - Р. Амтхауэр; КОТ). · Диагностика личностных особенностей учащихся («портфель диагностических методик», предложенный Г.В. Резапкиной). Литература: 1. Логинова Г.П. Психологические аспекты профильного обучения //Психологическая наука и образование, 2003, № 3. – С. 43-47. 2. Обухова Л.Ф., Кузнецова О.В. Анализ личностного и профессионального самоопределения школьников в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения/ Всероссийский психологический форум «Обучение. Воспитание. Развитие - 2009». – Сочи, 2009. 3. https://metodkabi.net.ru/- Сайт Методический кабинет профориентации (Г.В. Резапкина). 4. Материал лекций. Тема 4.2. Групповые и индивидуальные методы работы с учащимися профильной школы.Профориентационные программы. Портфолио старшеклассника. – 16 ч. Вопросы и задания: 1. Расскажите о групповых и индивидуальных методах работы с учащимися профильной школы. 2. Познакомьтесь с профориентационными программами Н.С. и Е.Ю. Пряжниковых, Г.В. Резапкиной, С.Н. Чистяковой. 3. Разработайте собственную модель портфолио старшеклассника. Следует обратить внимание: С подростками, находящимися на этапе выбора профиля обучения, необходимо проводить не только диагностическую работу. Важно знакомить учащихся с миром современных профессий, особенностями рынка труда, возможными путями получения образования и т.п. Психологическая работа должна быть выстроена при взаимодействии всех участников образовательного процесса. Ключевые положения: Задачи психологического сопровождения профильного обучения и предпрофильной подготовки учащихся: мониторинг и своевременное устранение возможных неравномерностей развития учащихся на протяжении всего периода обучения; содействие в профессиональном и личностном самоопределении; выявление интересов, профессиональных склонностей и предпочтений учащихся, а также их способностей; формирование представлений о мире профессий и рынке труда; психологическая диагностика учащихся. Портфолио как метод профильной школы. Преимущества портфолио заключаются в том, что данный метод, прежде всего, интегрирует такие три важнейшие составляющих процесса обучения, как преподавание, учение и оценивание. 1. Портфолио - метод, способный объединить количественную и качественную оценку способностей и достижений учащихся в ходе анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности. Метод портфолио - один из способов альтернативной оценки. 2. Включение метода портфолио в образовательный процесс возможно только при совместной деятельности учителя и ученика, что способствует развитию сотрудничества в школьном коллективе. 3. Портфолио позволяет объединять различные способы оценки достижений, включая самооценку и взаимооценку. 4. Данный метод способствует повышению рефлексии, приучает учащихся к самоконтролю и самоанализу. 5. Одно из безусловных достоинств портфолио – смещение акцента с того, что ученик ещё не способен сделать, на то, что он уже умеет. Портфолио – это своеобразная «зона успешности». Отметим, что иногда успехи ребёнка не связаны с учебной деятельностью, таланты и дарования ребёнка могут проявиться в какой-либо другой сфере. Программа С.Н. Чистяковой. Курс «Твоя профессиональная карьера». Цели курса: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб; развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях. повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании; сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии; ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров; обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб. Внутренний мир человека и возможности его познания. Многообразие мира профессий. Представление о себе и проблема выбора профессии. «Секреты» выбора профессии («хочу» — «могу» — «надо»). Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Социальные проблемы труда («надо»). Социально-психологический портрет современного профессионала. Анализ профессий. Здоровье и выбор профессии. Свойства нервной системы в профессиональной деятельности. Темперамент в профессиональном становлении личности. Ведущие отношения личности и типы профессий. Эмоциональные состояния личности. Волевые качества личности. Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда. Неисчерпаемость человеческих ресурсов. Человек в новых социально-экономических условиях.
|