Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 2. Система правоохранительных органов, существующая в Российской Федерации. 2.1. Судебные органы как основа правоохранительной деятельности. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Принцип разделения властей - правовое явление, правовая доктрина, согласно которой признается необходимость в разделении власти на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную. Создание системы сдержек и противовесов, при осуществлении властных полномочий. Характерная черта большинства государств современности реализация ими принципа разделения властей. Согласно установившимся правовым теориям реализация данного принципа неотъемлемый атрибут демократического государства. Судебная власть в соответствии с теорией разделения властей – одна из трех ветвей государственной власти, закрепленных в ст. 10 Конституции РФ. Понятия «судебная власть» как официального сегодня не существует. Конституция РФ не раскрывает содержания данного понятия. Законодательно оно не сформулировано ни в одном из нормативных правовых актов. В литературе и на практике данное понятие употребляется в разных значениях. Обычно это понятие связывают с судом и системой судебных учреждений. Российская судебная система устанавливается Конституцией РФ (ст. 118, 125–127) 1, Законом о судебной системе и строится в соответствии с государственным и административно-территориальным делением страны. Вопросы судоустройства, в том числе установление системы судов, находятся в ведении Российской Федерации. Субъекты РФ не могут по своему усмотрению произвольно учреждать суды, не предусмотренные федеральным законодательством, не вправе устанавливать порядок организации и деятельности расположенных на их территории федеральных судов. ___________________________ 1См.: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). 12 В систему судов РФ в соответствии со ст.4 ФКЗ «О судебной системе РФ»1 входят: федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации. К федеральным судам относятся: Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации; верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов. На суды возложено выполнение ряда важнейших задач, одной из которых является отправление правосудия. Способом осуществления правосудия является разбирательство и разрешение конкретных дел в судебных заседаниях посредством конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства. При разрешении судами дел и принятии при этом решений проявляются властные полномочия суда в подчинении участников судебного разбирательства суду и безусловном исполнении его постановлений всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами на всей территории Российской Федерации. Кроме осуществления правосудия, судебная власть имеет и ряд других, принадлежащих исключительно ей и реализуемых судами полномочий. К таким относятся: конституционный контроль, участие в формировании судейского корпуса, разъяснение действующего законодательства, право на законодательную инициативу, судебный контроль за законностью и обоснованностью решений. Функция конституционного контроля принадлежит только Конституционному Суду РФ, созданному целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей ее территории. __________________________ 1См.: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) " О судебной системе Российской Федерации". 13 В соответствии со ст. 4 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»1, Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Конституционный Суд Российской Федерации правомочен осуществлять свою деятельность при наличии двух третей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Основными принципами деятельности Конституционного Суда Российской Федерации являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон. Порядок образования, полномочия Верховного Суда РФ регулируются ФКЗ «О Верховном Суде РФ»2. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом " О судебной системе Российской Федерации" и федеральными законами. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. На него возложены и другие полномочия, предусмотренные настоящим законодательством. _____________________________ 1См.: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (ред. от 14.12.2015) «О Конституционном Суде Российской Федерации». 2См.: Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 3-ФКЗ (ред. от 15.02.2016) " О Верховном Суде Российской Федерации". 14 В 2014 г. были приняты ФЗ о поправках к Конституции РФ, в соответствии с которыми были переданы полномочия Арбитражного суда РФ Верховному Суду и Прокуратуре РФ1. Суды общей юрисдикции, выполняют ряд функций, определенных ФКЗ «О судах общей юрисдикции»2. Данная система судов осуществляет правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Они рассматривают все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, за исключением дел, которые в соответствии с законодательством РФ отнесены к другим судам, также их рассмотрению подлежат все уголовные дела, а также иные дела, отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами к их ведению. В системе судов общей юрисдикции выделяют мировые суды, деятельность которых регламентируется ФКЗ «О мировых судьях»3. Мировой судья рассматривает в первой инстанции уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, дела о выдаче судебного приказа, дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях, дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей. Мировой судья единолично рассматривает дела, отнесенные к его компетенции настоящим Федеральным законом. Он рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции. __________________________ 1См.: Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 № 2-ФКЗ " О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации". 2См.: Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 № 1-ФКЗ (ред. от 21.07.2014) " О судах общей юрисдикции в Российской Федерации". 3См.: Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 21.07.2014) " О мировых судьях в Российской Федерации". 15 В судебной системе существует разделение на первую, апелляционную, кассационную и надзорную инстанции. Суд первой инстанции уполномочен принимать решение по существу тех вопросов, которые являются основными для данного дела. Решения этой инстанции могут быть обжалованы в апелляционную (кассационную) инстанцию, которая призвана проверять законность, обоснованность и справедливость приговоров и других судебных решений, как вступивших, так и не вступивших в законную силу. Надзорные инстанции по жалобам пересматривают вынесенные решения первой и второй судебной инстанцией. К надзорным инстанциям относятся: Президиумы Верховных Судов, Судебная коллегия по уголовным делам, Судебная коллегия по делам военнослужащих, Президиум Верховного Суда РФ. Регулирование порядка обжалования осуществляется настоящим процессуальным законодательством. Таким образом, суд составляет основу правоохранительной деятельности. Суды должны быть независимыми, как судебная власть должна быть независимой и от законодательной, и от исполнительной. Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону. Суд был и остается органом, олицетворяющим судебную власть, именно ту власть, которая в значительно большей мере, чем другие ветви государственной власти, должна охранять право. 2.2. Прокуратура Российской Федерации. Прокурорский надзор является высшим надзором за точным и единообразным исполнением законов, осуществляемый специально созданным органом - Прокуратурой РФ. Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров установлены Конституцией РФ, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»1 и другими федеральными законами, нормативными актами Генерального прокурора Российской Федерации, что в своей совокупности составляет правовую основу деятельности российской прокуратуры. ________________________ 1См.: Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 28.11.2015) " О прокуратуре Российской Федерации". 16 Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Осуществление прокурорского надзора — главная функция прокуратуры. Также она осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов судебными приставами; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. Прокурорский надзор способствует предупреждению, профилактике и пресечению противоправных деяний, восстановлению нарушенных прав и законных интересов, способствует привлечению виновных к ответственности. Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством РФ участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. Также Прокуратура РФ принимает участие в правотворческой деятельности и издает специальные печатные издания. Прокуратура составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. В систему Российской Прокуратуры входят Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные организации, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. 1) Генеральная прокуратура РФ возглавляемая Генеральным прокурором РФ, имеющим первого заместителя и заместителей. Он руководит системой прокуратуры Российской Федерации, издает обязательные для исполнения всеми 17 работниками органов и организаций прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников. Генеральный прокурор РФ назначает на должность и освобождает от должности ректоров (директоров), проректоров (заместителей директоров) научных и образовательных организаций системы прокуратуры Российской Федерации (далее - научные и образовательные организации прокуратуры), а также директоров филиалов научных и образовательных организаций прокуратуры и их заместителей. Генеральный прокурор РФ несет ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры Федеральным законом. 2) Прокуратуры субъектов Российской Федерации – осуществляют надзор за исполнением законов территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, уполномоченными осуществлять оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, при исполнении уголовных наказаний и применении назначенных судом принудительных мер медицинского характера; рассмотрение обращений, содержащих сведения о нарушении законов территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций соответствующего уровня, а также жалоб на решения и действия (бездействия) подчиненных прокуроров. 3) Прокуратуры городов и районов (и другие территориальные прокуратуры). Осуществляют надзор за исполнением законов городским органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; за исполнением законов городскими органами. 18 4) Военная прокуратура возглавляемая заместителем Генерального Прокурора РФ – Главным Военным Прокурором РФ. Осуществляет надзор за исполнением законов в вооружённых силах России. Систему органов военной прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, 14 военных прокуратур окружного звена, которые приравнены к прокуратурам субъектов Российской Федерации, а также 227 военных прокуратур гарнизонов, объединений и соединений, приравненных к прокуратурам городов и районов. Осуществляют надзор за исполнением законов федеральными органами безопасности, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами военного управления, учавствуют при рассмотрении дел в суде. Военными прокурорами назначаются граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту и имеющие высшее юридическое образование. 5) Специализированные прокуратуры, к которым относятся транспортные, природоохранные, прокуратуры по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний, прокуратуры, осуществляющие надзор в закрытых административно-территориальных образованиях и на режимных объектах. Компетенция территориальных и специализированных прокуратур разграничена Приказом Генерального прокурора РФ № 24 от 09.04.96 г.1 Органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом. Прокуратура вправе осуществлять международное сотрудничество с соответствующими органами других государств. ________________________ 1См.: Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 07.05.2008 № 84 (ред. от 30.01.2013) " О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур". 19 2.3. Государственные правоохранительные органы РФ. Систему правоохранительных органов Российской Федерации составляют преимущественно государственные органы. Все они призваны защищать права и свободы граждан, следить за исполнением существующего законодательства и регулированием общественных отношений. В систему государственных органов входят: 1) Органы внутренних дел. Они образуют централизованную систему, возглавляемую Министерством Внутренних Дел России. Правовой основой организации и деятельности органов внутренних дел РФ является Конституция, Закон о Полиции, другие федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы и распоряжения Министра внутренних дел РФ. Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции. Основными задачами Министерства Внутренних Дел России являются: 1) Разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности; 2) Организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений; 3) Руководство органами внутренних дел и внутренними войсками в целях выполнения возложенных на них задач и принятие мер по совершенствованию их деятельности; 4) Совершенствование нормативной правовой основы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, обеспечение законности их деятельности. Полиция — составная часть единой централизованной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Включена в органы 20 внутренних дел. Основные полномочия1: Защита личности, общества и государства от противоправных посягательств, предупреждение и пресечение преступлений и административных нарушений, выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам, розыск лиц, производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний, осуществление экспертно-криминалистической деятельности, обеспечение правопорядка в общественных местах, по решению Президента РФ все сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности. Таким образом, Полиция РФ является важнейшим органом по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. 2) Таможенные органы РФ. Эти органы осуществляют взимание таможенных платежей, таможенное оформление, таможенный и валютный контроль, а также дознание и оперативно-розыскную деятельность. Полномочия таможенных органов определены Таможенным кодексом РФ, ФЗ " О таможенном регулировании РФ" 2, другими законами Российской Федерации, указами Президента, нормативными актами Правительства РФ. Взимание таможенных платежей осуществляется таможенными органами за перемещение через таможенную границу товаров и транспортных средств. В случае выявления фактов уклонения от уплаты соответствующих платежей таможенные органы наделены правом принудительного взыскания платежей с должников: обращать взыскание на имущество плательщика, отзывать лицензии на проведение банковских операций, привлекать к ответственности виновных должностных лиц. _____________________ 1См.: Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 14.12.2015) " О полиции" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015). 2См.: Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 13.07.2015) " О таможенном регулировании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016). 21 Также таможенные органы осуществляют санитарно-карантинный контроль, ветеринарный надзор, карантинный фитосанитарный контроль. В осуществлении таможенного оформления, таможенного и валютного контроля находит свое отражение правоохранительная деятельность таможенных органов. 3) Федеральная Служба Безопасности. В соответствии с главой 3 ФЗ «О Федеральной службе безопасности»1 , на нее возложены следующие полномочия: 1)Информировать Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и по их поручениям федеральные органы государственной власти, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации; 2) Добывать разведывательную информацию в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, повышения ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала; 3) Выявлять, предупреждать и пресекать административные правонарушения, возбуждение и (или) рассмотрение дел о которых отнесены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению органов федеральной службы безопасности; 4) Выявлять, предупреждать, пресекать, раскрывать и расследовать готовящиеся, совершающиеся и совершенные террористические акты, а также добывать информацию о событиях или действиях, создающих угрозу терроризма; 5) Обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасность в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок. _______________________ 1См.: Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ (ред. от 30.12.2015) " О Федеральной Службе Безопасности». 22 4) Органы Министерства Юстиции РФ. Проводят государственную политику и осуществляющее управление в сфере юстиции, а также координирующее деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Согласно Указу Президента РФ от 13 октября 2004 г.1, Министерство юстиции Российской Федерации занимается выработкой и реализацией государственной политики и нормативно-правовым регулированием, а также осуществляет правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сферах исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов. 5) Следственный комитет РФ. Он является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства. Основными задачами Следственного комитета, согласно ст. 1 ФЗ «О следственном комитете РФ»2 являются: оперативное и качественное расследование преступлений; обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина; организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств; осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства. Следственный комитет имеет официальные символы, учреждаемые Президентом. __________________________ 1См.: Указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1313 (ред. от 31.12.2015) " Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации". 2См.: Федеральный закон от 28.12.2010 № 403-ФЗ (ред. от 30.12.2015) " О Следственном комитете Российской Федерации". 23 2.4. Негосударственные правоохранительные органы РФ. Негосударственными правоохранительными органами названа обособленная группа органов, уполномоченная осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека. К таким органам можно отнести: 1) Адвокатура. Согласно ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»1, адвокатской деятельностью называется квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Адвокатская деятельность не является предпринимательской. Не является адвокатской деятельностью юридическая помощь, оказываемая: работниками юридических служб юридических лиц, а также работниками органов государственной власти и органов местного самоуправления, участниками и работниками организаций, оказывающих юридические услуги, а также индивидуальными предпринимателями, нотариусами, патентными поверенными, за исключением случаев, когда в качестве патентного поверенного выступает адвокат, либо другими лицами, которые законом специально уполномочены на ведение своей профессиональной деятельности. Размер и порядок вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученую степень по юридической специальности. Указанное лицо также должно иметь стаж работы по _________________________ 1См.: Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 13.07.2015) " Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". 24 юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании в сроки, установленные настоящим Федеральным законом. Статус адвоката прекращается советом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, в региональный реестр которого внесены сведения об адвокате, по основаниям, предусмотренным существующим законодательством. Формами адвокатских образований являются: 1) Адвокатский кабинет, его учреждает адвокат, принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально. Адвокатский кабинет не является юридическим лицом. 2) Коллегия адвокатов, два и более адвоката вправе учредить коллегию адвокатов. Коллегия адвокатов является некоммерческой организацией, основанной на членстве и действующей на основании устава, утверждаемого ее учредителями, и заключаемого ими учредительного договора. 3) Адвокатское бюро. Два и более адвоката вправе учредить адвокатское бюро. Адвокаты, учредившие адвокатское бюро, заключают между собой 4) Юридическая консультация- в случае, если на территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух на одного федерального судью, адвокатская палата по представлению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации учреждает юридическую консультацию. 2) Нотариат, в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституциями республик в составе Российской Федерации, защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации1. Нотариальные действия в Российской Федерации совершают _____________________ 1См.: " Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 29.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016). 25 в соответствии с настоящими Основами нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой. При совершении нотариальных действий нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах и занимающиеся частной практикой, обладают равными правами и несут одинаковые обязанности. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу. Лицензия на право нотариальной деятельности выдается уполномоченными на то органами юстиции РФ. Порядок выдачи лицензии устанавливается Министерством юстиции Российской Федерации. Нотариусом в Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации получивший высшее юридическое образование в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее чем пять лет, достигший возраста двадцати пяти лет, но не старше семидесяти пяти лет и сдавший квалификационный экзамен. Нотариусы, совершают следующие нотариальные действия: удостоверяют сделки, выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, свидетельствуют верность копий документов и выписок из них, свидетельствуют подлинность подписи на документах, передают заявления физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам, принимают на хранение документ, принимают в депозит денежные суммы и ценные бумаги, удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте, обеспечивают доказательства, осуществляют иные нотариальные действия в соответствии с действующим законодательством. 3 ) Частная детективная и охранная деятельность. Регулируется ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности». В законодательстве эта деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное _______________________ 1См.: Закон РФ от 11.03.1992 № 2487-1 (ред. от 13.07.2015) " О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации". 26 разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. На граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется. Частная детективная и охранная деятельность осуществляется для сыска и охраны. В целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг: сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса; изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров; поиск без вести пропавших граждан; поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества; выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов. В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг: защита жизни и здоровья граждан; обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий; охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении. Необходимо отметить, что граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов, которым такое право предоставлено. Иностранные граждане, граждане РФ, имеющие гражданство иностранного государства, иностранные юридические лица могут осуществлять частную детективную и охранную деятельность и (или) принимать участие в ее осуществлении только на основаниях и в рамках, предусмотренных международными договорами Российской Федерации. Глава 3. Основные тенденции развития правоохранительной системы в современных государствах. Современный этап социально-экономических преобразований диктует необходимость перехода правоохранительных органов на качественно новый уровень деятельности, что обусловливает необходимость серьезной государственной поддержки правоохранительных органов и привлечения дополнительных ресурсов в целях повышения эффективности их деятельности. В современном мире накопилось ряд новых проблем, угрожающих общественному развитию и обществу в целом. Они требуют внимания со стороны государства, а особенно со стороны его правоохранительных органов. К таким угрозам относятся: 1) Экстремизм (прежде всего религиозный) и вытекающий из него терроризм, составляющий глобальную угрозу обществу. Особую тревогу вызывает такое крайне опасное явление, как «сращивание» экстремизма (особенного религиозного) с организованным криминалитетом. 2) Организованная транснациональная преступность, которая очень бурно развивается с ростом всеобщей глобализации. Зарубежные криминологи говорят, что современная организованная преступность – это уже не иерархическая, а сетевая структура, объединяющая множество групп как с вертикальными, так и с горизонтальными линиями связи. 3) Незаконный оборот наркотиков, получивший в наши дни огромное распространение и являющийся актуальной проблемой для множества государств. Наркобизнес, органически связан как с организованной преступностью, так и терроризмом. Данные проблемы давно известны, но тем не менее, правоохранительные органы и специальные службы, несмотря на многочисленные усилия, пока не в силах искоренить их. Это объясняется некоторыми причинами, например, эти угрозы очень динамичны и легко перестраиваются в условиях быстро меняющегося мира, поэтому знания о них зачастую фрагментны и специальные службы сталкиваются с недостаточной изученностью организованных ими преступными схемами и непроработанностью тактики привлечения их к 28 юридической ответственности. В этих условиях обретает актуальность вопрос о создании или совершенствовании межгосударственной системы подготовки сотрудников соответствующих правоохранительных органов и специальных служб по ряду вышеуказанных направлений. При этом главным следует считать методику, равную той, что применяют противники. Также приоритетным направлением можно выделить сотрудничество всех международных органов правоохранительной системы при решении данных проблем, которые уже принято считать глобальными. Что касаемо перспектив развития правоохранительной системы Российской Федерации, то здесь также можно выделить несколько тенденций. В последние два десятилетия в правоохранительной системе РФ произошли ряд существенных изменений. Прежде всего это касается судебной системы. С 1991 г. началось формирование арбитражных судов, которое закончилось в 2006г. созданием арбитражных апелляционных судов. В 2014 г. принят Закон «О Верховном Суде и Прокуратуре»1, который объединил Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ. Также изменения коснулись и Органов Внутренних Дел, где Милиция была переименована в Полицию РФ. Но безусловно существует необходимость в дальнейшем преобразовании существующей системы. Прежде всего, этому будем способствовать фундаментальное обновление законодательства, активизация нормотворческой деятельности, так как это оказывает значительное влияние на работу правоохранительных органов. Конечным итогом такой нормотворческой деятельности должно быть качественное обновление правовой базы правоохранительной деятельности, устранение пробелов, коллизий и противоречий, и как следствие принятие новых законов. Вторым немаловажным направлением развития принято считать повышения престижа статуса сотрудника правоохранительных органов, увеличение социального положения личной безопасности. Следует укреплять научный потенциал правоохранительной системы, развивать систему профессиональной подготовки и переподготовки сотрудников 29 правоохранительных органов. Решение этой задачи окажет позитивное влияние на сохранение и закрепление кадрового состава правоохранительных органов. Немаловажное значение имеет предотвращение коррупционных тенденций внутри системы, укрепление дисциплины и законности правоохранительных органов. В условиях развития современного общества, где огромную роль играют цифровые коммуникации важно развитие информационных систем, которые будут способствовать эффективной борьбе с преступностью. Поэтому потребности правоохранительных органов в информационном обеспечении предполагает разработку государственной концепции формирования информационного пространства правоохранительных органов. По моему мнению, при условии реализации всей совокупности возможных перспектив, система правоохранительных органов преобразуется в лучшую сторону, что окажет позитивное влияние на общественные отношения и общество в целом.
Заключение Подводя итоги проведенной работы, следует отметить, что правоохранительные органы являются одним из ключевых аспектов права. Они обеспечивают реализацию одну из важнейших функций государства - функцию охраны права путем специально созданных органов. Эти органы защищают и интересы граждан, охраняя их законные права и обязанности, предупреждают и борются с преступностью. В рамках данной курсовой работы были рассмотрены основные государственные органы, занимающиеся правоохранительной деятельностью. Система правоохранительных органов делится на государственные и негосударственные органы. К первым относятся судебные органы, органы прокуратуры, органы безопасности, органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотиков и таможенных органов. А ко вторым относятся адвокатура, нотариат, частные детективные и охранные предприятия. По своей сути все они в различных формах осуществляют государственную власть самостоятельно в пределах своих полномочий, взаимодействуя друг с другом. Основными задачами правоохранительных органов страны является восстановление нарушенного права, либо наказание правонарушителя, либо в одновременном наказании и восстановлении прав человека, общества, государства. Они осуществляют в пределах своих полномочий и в строгом соответствии с законом судебную деятельность, конституционный контроль, надзорную деятельность, расследование преступлений и охрану общественного порядка. Для осуществления возложенных задач правоохранительные органы наделены государственно-властными полномочиями, официально представляя и действуя от имени государства. Поэтому решения, принимаемые правоохранительными органами, подлежат обязательному выполнению любыми должностными лицами и всеми гражданами. Правоохранительные органы применяют к нарушителям норм права меры правового воздействия, то есть принуждают правонарушителя к соблюдению установленных обязанностей. Что касаемо перспектив дальнейшего развития, то необходимо всестороннее изучение существующих проблем. 31 Наиболее важными из которых являются глобальные проблемы, к ним относится вышеупомянутые экстремизм, терроризм, незаконный оборот наркотиков и некоторые другие. Для их решения необходимо сотрудничество всех международных специальных служб и правоохранительных органов. В Российской Федерации также отмечено ряд тенденций, таких как совершенствование существующей законодательной базы, повышение престижа и увеличение социального статуса сотрудника правоохранительных органов. Также необходимо улучшить информационное обеспечение правоохранительной структуры. Немаловажным направлением считается укрепление научного потенциала правоохранительной системы, развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки сотрудников правоохранительных органов. Несмотря на рассмотренные вопросы и проблемы, тема системы правоохранительных органов требует дальнейшего изучения и исследования. Так как правоохранительные органы это важнейшая государственная структура, выступающая основой функционирования любого государства и являющаяся защитником не только интересов государства, но и прав и свобод граждан.
Список использованной литературы 1) Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ); 2) Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) " О судебной системе Российской Федерации"; 3) Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ (ред. от 15.02.2016) " О Верховном Суде Российской Федерации"; 4) Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 14.12.2015) " О Конституционном Суде Российской Федерации"; 5) Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ (ред. от 21.07.2014) " О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"; 6) Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 28.11.2015) " О прокуратуре Российской Федерации"; 7) Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 14.12.2015) " О полиции" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015); 8) Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ (ред. от 30.12.2015) " О Следственном комитете Российской Федерации"; 9) Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 30.12.2015) " О Федеральной службе безопасности"; 10) Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ " О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации"; 11) Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 13.07.2015) " Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"; 12) Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 13.07.2015) " О таможенном регулировании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016); 33 13) Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 (ред. от 13.07.2015) " О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"; 14) Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 (ред. от 31.12.2015) " Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации"; 15) Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 29.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016); 16) Приказ Генеральной прокуратуры России от 07.05.2008 N 84 (ред. от 02.07.2015) " О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур"; 17) Алексушин Г.В. История правоохранительных органов. Самара: Издательство АНО «ИА ВВС» и АНО «Ретроспектива», 2005; 18) Ершов В.В. Суд и правоохранительные органы Российской Федерации в 2 т 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата. Издательство: Юрайт, 2016; 19) Петухов Н.А., Мамыкин А.С. Правоохранительные и судебные органы России: учебник. 3-е изд., перераб. и дополн. –М.: РАП, 2013; 20) Рыбников В. В., Алексушин Г.В. История правоохранительных органов Отечества. М.: Издательство «Щит-М», 2007.
|