Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
История зарождения мотостроения в России
А.А Лейтнер (1864-1923) окончил реальное училище в Елгаве (ныне Латвия), путешествовал по Европе, где обучался точной механике. В 1883 г. посетил Германию, Италию, Францию. В Женеве (Швейцария) он работал на фабрике точных инструментов, а в Бирмингеме (Великобритания) - на крупном велосипедном заводе. 9 сентября 1886г. в Риге по адресу ул. Гертрудская, 27 Александр Александрович организовал первую в России мастерскую по изготовлению велосипедов, а в 1890 г. на Суворовском ул. 21 приобрел двухэтажное здание. В нем удалось расширить производство до ежегодного выпуска 500 велосипедов под заводской маркой " РОССИЯ" Спустя пять лет А.А Лейтнер заинтересовался моторизованным транспортом, испытал мотоцикл " Гильдебрант-Вольфмюллер" и занялся продажей этих машин. 9 сентября 1895г. на центральной улице Риги по адресу Александровская ул., 129-131, он открыл новое производство с годовым выпуском 2000 велосипедов. Дела фирмы шли успешно, и ничто не предвещало резких перемен в ее деятельности. Однако, в 1898г. произошло событие, изменившее ее производственную ориентацию. Дело в том, что в последнее пятилетие ХIХ века в Европе на многих заводах наращивали выпуск трициклов. Владельцы этих предприятий, стремясь захватить новые рынки сбыта, начали поставлять " трехколески" в Россию. В нашей стране их покупали люди среднего достатка, не редко склонные к всевозможным состязаниям. Количество трициклов в отечестве еще было незначительным, а уже нашлись охотники устроить на приобретенных в личное пользование машинах спортивные соревнования. Так, 11 сентября 1898г. в Санкт-Петербурге впервые В России провели гонки на скорость. Из семи явившихся на старт шестеро выступали на трицклах. Дистанция гонки составляла 38 км. Первым финишировал Беляев. Он прошел маршрут за 1 час 33 мин 36 сек со средней скоростью 24, 5км/ч. Первая в России мотогонка вызвала широкий резонанс и продемонстрировала возможность эксплуатации на дорогах нашей страны нового транспортного средства - трицикла. В прессе высказывались соображения о необходимости выпуска таких экипажей и в нашем государстве. Кто-то из отечественных производителей должен стать пионером отечественного мотопрома, и такой человек вскоре нашелся. Им стал А.А. Лейтнер, владелец рижской велосипедной фабрики " РОССИЯ". В 1899 г. он приобрел у братьев Вернеров лицензию на производство мотоцикла с нижним расположением двигателя. В следующем году на его заводе начали изготавливать " вернерские" мотоциклы. Об этом в прессе появилась соответствующая реклама. В той же статье сообщалось: " Первая в России фабрика велосипедов " А.А. Лейтнер и Ко" в Риге выпустила как новинку на 1899 год трех- и двухколесные моторные велосипеды". Публикация появилась 109 лет назад, 13 марта 1899г., и свидетельствовала о начале отечественного мотоциклостроения. Эту дату можно считать днем зарождения российского мотоциклостроения. Правда, оно не было интенсивным. В 1899г. удалось сделать всего пять мотоциклов: три трицикла и пару двухколесных. трициклы оказались в Риге, Москве и Санкт-Петербурге, в который доставили оба двухколесных экипажа. Три последующие года на фирме " А.Лейтнери Ко" мотоциклы не строили, а в 1903г. их производство возобновили. Изготавливали только машины классической компоновки - с двигателем в нижней части рамы. Их масса не превышала 36 кг. На них использовался двигатель фирмы " Фафнир" - аналог конструкции " де Дион-Бутон" мощностью 1, 75 л.с. Эти мотоциклы участвовали в ряде спортивных соревнований. Всего за перид 1899-1903гг. на фирме " А. Лейтнер и Ко" изготовили около 30 мотоциклов. Их продавали главным образом в Лифляндской губернии - ныне страны Балтии. На Всероссийской автомобильной выставке 1907 г. в Санкт-Петербурге экспонировался двухколесный " лейтнеровский" мотоцикл " Россия". Однако спустя год эти машины уже не выпускались. В дальнейшем фирма строила только велосипеды и автомобили марки " Россия". Инициативу А.А. Лейтнера подхватили другие российские промышленники и отдельные изобретатели. В течение 1907-1914 гг. " Глоор", " Фортуна", " Зельтен", " Виркау" и " Балтия" в небольших количествах изготавливали мотоциклы: встраивали ДВС в велосипеды. Так, фирма " Глоор" устанавливала швейцарские моторы " Мотосакош" мощностью 2 л.с. на импортные велосипеды. " Зельтен" и " Фортуна" поступали так же, с той лишь разницей, что приобретали двигатели у фирмы " Глоор". На фирме " Виркау" из первоклассных английских деталей собирали велосипеды и устанавливали на них французские моторы " Зедель-Терро". Аналогично поступала и " Балтия". Влияние этих производителей на транспорт в России оказалось ничтожным. Более существенный вклад в моторизацию страны сделал Московский завод " Дукс". На нем с 1909г. наряду с велосипедами и автомобилями строили мотоциклы. За основу конструкции взяли швейцарскую модель " Мото-Рев" (Moto-Reve - " мотомечта"). Фирма " Дукс" изготавливала свои велосипеды той же марки и встраивала в них двигатели " Мото-Рев", сделанные на дочерней английской фирме с таким же названием по лицензии все той же швейцарской. Выпускаемый в Москве В России помимо фирм, мотоциклы пытались изготавливать и отдельные изобретатели. Среди них отметили В. Решетникова из г. Алатырь Симбирской губернии и Щербан. Об их конструкциях известно очень мало. На мотоцикле В. Решетникова использовался двухтактный двигатель германской фирмы " Комет Фаррад-Верке", а на мотоцикле Щербана - мотор мощностью 4-7 л.с. Конструктор Щербан на своей машине участвовал в мотоциклетных соревнованиях Санкт-Петербурга.
|