Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Участники






Пункты повестки дня Решения, результаты, мероприятия Памятка для выполнения
     
     
Рис. 13.2. Форма для планирования повестки дня

 

в обсуждение, а часто и в перебранку между отдельными его участниками или группами. Вследствие этого увеличи­вается число участников, поставленных в позицию пассив­ных слушателей;

4) отступление от повестки дня и рассмотрение стихий­но возникших побочных тем или какой-либо вечной про­блемы (например, вопросы снабжения и т.п.).

При решении вопроса о составе участников нужно осо­бенно внимательно подойти к формированию списка как по количественному, так и по качественному составу. На­пример, совсем не обязательно на каждое совещание пригла­шать руководителей подразделений. К участию в совеща­нии необходимо привлечь тех должностных лиц, которые наиболее компетентны в обсуждаемой проблеме, а ими, как показывает практика, не всегда являются руководители подразделений.

Что касается количества участников совещаний, то не следует приглашать столько лиц, сколько стульев в зале заседаний (приглашение для массовости). Оптимальный вариант — совпадение количества участников совещания с количеством активно участвующих в обсуждении вопро­са. Основной критерий отбора участников будущего дело­вого совещания — это компетентность именно в вопросах повестки дня.

Определив состав участников совещания, надо назна­чить день и время его проведения. Как правило, для сове­щания отводится один определенный день в неделю. Это позволяет участникам совещания правильно спланировать свое рабочее время и надлежащим образом подготовиться к совещанию. Наилучший день для совещания — среда или четверг, так как недельная кривая работоспособности имеет заметный спад в понедельник и пятницу.

По времени совещания лучше проводить во второй по­ловине дня. Из теории биоритмов известно, что у человека в течение рабочего дня наблюдаются два пика повышенной работоспособности: первый — с11до12чи второй — между 16 и 18 ч. Целесообразнее совещание приурочить ко второму пику, что послужит дополнительным стимулом, побуж­дающим участников совещания работать быстро и эффек­тивно, дабы не засиживаться допоздна. Поскольку любое совещание нарушает ритм трудовой деятельности, прово­дить его в первой половине рабочего дня (первый пик) не­целесообразно.

Основные ошибки, допускаемые при определении про­должительности совещания:

1) не регламентируется продолжительность совещания;

2) не соблюдается установленная продолжительность со­вещания;

3) совещания планируются слишком продолжительными;

4) не делаются перерывы;

5) не ограничивается время на доклады и выступления;

6) неумение кратко и ясно излагать свои мысли.

Как правило, местом проведения значительной части (более 70 %) деловых совещаний является кабинет руко­водителя организации. Однако заседания лучше созывать в специально оборудованных для этой цели помещениях.

В основном приглашенные на совещание рассаживают­ся за столом, имеющим прямоугольную форму. Это крайне неудобно и для руководителя, и для участников совеща­ния. Известна другая, более удобная форма стола — трапе­циевидная (рис. 13.3).

Рис. 13.3. Схема размещения участников совещания

 

За таким столом никто никому не мешает, каждый уча­стник хорошо видит всех остальных, а председателю и секре­тарю хорошо виден каждый участник делового совещания.

Помещение должно иметь хорошую звукоизоляцию, нор­мальную температуру и относительную влажность воздуха, удобную для работы мебель, вентиляцию и т.п.

Основные ошибки, Допускаемые при определении места проведения совещания:

1) слишком много совещаний проводится в кабинете на­чальника;

2) в ходе совещания ведутся телефонные переговоры и даже принимаются посетители;

3) помещение для совещания не оборудовано соответст­вующим образом и плохо освещено.

Подготовка участников совещания — это последний этап подготовительной работы в процедуре организации деловых совещаний. Суть всей работы в этом направлении сводится к заблаговременному ознакомлению всех участ­ников с повесткой дня и необходимыми материалами. Ка­ждый должен знать заранее тематику и задачи совещания. Это будет способствовать в последующем эффективному проведению совещания, поскольку его участники будут к нему надлежащим образом подготовлены заранее.

Проведение совещания. Оптимальная продолжитель­ность совместной умственной деятельности большого числа людей составляет всего 40-45 мин. Поэтому спустя 40-60 мин у участников совещания ослабляется внимание: возникают шум, лишние движения, разговоры. Если и Дальше про­должать совещание без перерыва, то у большинства участ­ников наступает утомление. После 30-40-минутного перерыва у присутствующих улучшается самочувствие, восстанав­ливается их нормальное состояние и обсуждение проблем можно продолжить.

После 90 мин работы внимание и интерес к обсуждае­мым проблемам пропадают. Данный этап совещания спе­циалисты называют периодом отрицательной активности (рис. 13.4). В этот момент человек становится неуправляе­мым, ко всему относится нервозно и недоверчиво. Решения, принимаемые в такое время, обычно отличаются экстре­мизмом.

75 90 105 120 135 Продолжительность совещания, мин Рис. 13.4. Зависимость состояния участников совещания от его продолжительности

 

Если же совещание продолжается без перерыва 2 ч, то более 90 % его участников согласны на любое решение, лишь бы оно поскорее закончилось. Таким образом, опти­мальная продолжительность совещания — не более 1 ч. Ес­ли обстоятельства дела требуют более длительной работы, то после 40 мин заседания необходимо объявлять 10-15-ми- нутный перерыв.

Все знают, что тако& регламент, но не все его соблюда­ют. Если до начала совещания его регламент не установ­лен, то создаются предпосылки для неделовой обстановки проведения совещания.

Особая роль в соблюдении регламента отводится предсе­дателю собрания. Однако проявлять уважение к регламенту должен каждый участник совещания независимо от зани­маемой должности. ■

Протокол совещания — это первичный официальный документ, на основании которого руководство вправе тре­бовать от сотрудников выполнения порученных им зада­ний. Секретарь собранйя фиксирует в протоколе наиболее важные моменты:

• достижение цели совещания;

• решение;

• исполнители и сроки.

Модель ведения протокола представлена на рис. 13.5.

Краткое содержание обсуждаемого вопроса. .. (дата)... (где)...
Присутствовали: Отсутствовали: Копии (кому):
Повестка дня 1.... 2.... 3.... 4....  
Тема{пункт повестки дня) Обсудили (реши­ли) (сообщается, что именно) Выполнение решения возложено на... Срок исполнения...
Рис. 13.5. Модель ведения протокола совещания

 

Подведение итогов и принятие решения. Завершаю­щий этап организации проведения совещания — это при­нятие решения и проведение его в жизнь. Следует иметь в виду, что решение на совещании принимается всеми вме­сте и каждым в отдельности. От того, насколько участнику совещания удалось включить свои идеи и соображения в общее решение, зависит его эффективность.

На этом этапе речь идет о том, чтобы пояснить, кем и в какие сроки должен быть выполнен определенный объ­ем работ. Определяется, в какой форме будут подведены итоги (рассылка протокола или его части (выписка из про­токола)), принимается решение о широте информирова­ния (весь коллектив или его часть).

Решения могут вырабатываться двумя путями:

1) специально избранная комиссия по подготовке реше­ния заранее составляет его проект. Проект зачитывается. Участники совещания вносят свои коррективы и принима­ют его по результатам голосования;

2) председатель собрания подводит итоги обсуждения и формулирует решение.

После принятия решения определяется лицо (группа лиц), осуществляющее его исполнение и контроль за ис­полнением..

Эффективность деловых совещаний. Искусство управ­ления и талант менеджера определяются умением макси­мально эффективно проводить деловые совещания. В этой связи каждый менеджер должен уметь рассчитать цену со­вещания.

Для расчета необходимо знать количество участников совещания, его продолжительность и часовую тарифную ставку каждого участника.

Формула расчета цены совещания имеет следующий вид:

ЛГ(Г + 1)Зср

т '

р-ч>

где С — стоимость совещания, руб.; N — число участни­ков; Т — длительность совещания, ч; Зср — среднемесячная зарплата учабтников, руб.; Тр%ср — среднее число рабочих часов в месяц; 1 — коэффициент скрытых потерь, связан­ных с участием в, совещании.

Чтобы получить минимальное значение С, менеджер дол­жен знать слагаемые эффективности проведения деловых совещаний. Их Великое множество. Они носят как субъек­тивный, так и объективный характер. Нами предлагаются наиболее значимые слагаемые, которые применительно к управленческой ситуации можно деТалйзировать и кон­кретизировать.

1. Создание благоприятных условий для коллективной работы и коллективного принятия решения. Если на сове­щании рассматриваются сложные проблемы, то необходи­мо обеспечить коллективный умственный труд присутст­вующих, т.е. групповую работу. О групповой работе по су­ществу можно говорить в том случае, если результат работы группы выше результата индивидуального труда лучшего члена группы.

Групповая работа требует специальной подготовки. При физическом труде выражение этих закономерностей явля­ется само собой разумеющимся (коллективный труд всегда производительнее), но при умственном достигнуть соот­ветствующего результата значительно сложнее.

2. Начало деловых совещаний в точно назначенное вре­мя и сжатые графики работы.

3. Формирование атмосферы непринужденности и де­ловитости. Атмосфера на совещании прямо зависит от ру­ководителя. Сотрудничеству не способствуют чрезмерная критика, сетования и т.п. Для создания атмосферы непри­нужденности и деловитости необходимо, чтобы его участ­ники чувствовали себя равными и ощущали значимость рассматриваемых проблем. Руководитель совещания дол­жен следить, чтобы непринужденность не подавляла дело­витость и наоборот. Рассмотрение проблемы неприятного содержания надо оставить на конец совещания (часть людей к тому времени можно отпустить) и сделать это по возмож­ности коротко. Большинство.таких проблем надо решать в индивидуальном порядке.

Предпочтительнее, если в начале совещания своими мыс­лями поделятся менеджеры и специалисты низших уров­ней управления. Менеджер совещания обязан создавать деловую и в то же время раскрепощенную обстановку, в ко­торой каждый чувствует себя раскованно. Гнет, атмосфера страха и недоброжелательность не способствуют эффек­тивной коллективной работе. Задача совещания — решить проблему, а не найти виноватого. Поэтому свободное и от­кровенное изложение своих мыслей, а также непринуж­денность сократят потери на совещании.

4. Эффективная техника ведения записей. Хорошо ор­ганизованные записи помогают внимательно следить за ходом совещания, делать обобщения, вносить конкретные предложения и накапливать полезную информацию. Фор­ма записи зависит от характера обсуждаемого вопроса. Если вырабатывается план конкретных действий, то целе­сообразнее страничку своего делового дневника разделить на три колонки. В первой отмечается фамилия выступаю- щего, во, второй — кратко излагается суть предложения * в третьей — записываются фамилии тех, кто поддержал предложение. В итоге у вас накапливается перечень предло­жений, из которых можно формировать план, а сама стра­ничка остается резервом идей, которые в данный момент не реализуются, Но могут оказаться актуальными в будущем.

5. Обеспечение активности всех участников совещания. Председательствующий должен учитывать так называемый «психологический феномен» и организовать порядок вы­ступлений, при котором очередность будет обратной авто­ритету и положению выступающего. Это связано с тем, что более молодые сотрудники весьма неохотно высказывают свою точку зрения, особенно тогда, когда она не совпадает с уже высказанным мнением руководителя более высокого ранга. Поэтому иногда неожиданные и нестандартные ре­шения проблем, исходящие от более молодых сотрудни­ков, просто даже не обсуждаются-. Другой способ повысить активность — обязательное выступление каждого участ­ника совещания.

6. Обсуждение особых мнений. Как уже отмечалось, од­ной из гарантий успеха совещания является результат, по­лучаемый путем учета мнений всех его участников. Часть мнений и предложений и даже выдвигаемые в ходе сове­щания проблемы могут оказаться ошибочными. В этом случае руководитель совещания должен кратко объяснить причины ошибочного мнения (никто не должен покидать совещание с чувством, будто его точка зрения правильная, а решение совещания ошибочное).

Вторую, часто большую часть особых мнеНий составля­ют такие, которые стремятся расширить или, наоборот, су­зить выдвинутое предложение или проблему. Это и есть те особые мнения, которые требуют обсуждения и которые, как правило, являются ценными. Именно они позволяют достигнуть положительных результатов. На совещании нельзя использовать такую форму, как голосование, в про­тивном случае это будет не совещание, а собрание. При обсу­ждении особых мнений при необходимости можно критико­вать точки зрения, подходы к решению проблем, но не людей.

Рекомендации участнику совещания:

1. Уверены ли вы, что ваше участие в данном совеща­нии в целом или в частности крайне необходимо?

2. В чем состоит ваш вклад в успешность проведения со­вещания? " "

3. Совещающиеся должны создать единую рабочую груп­пу, основной частью которой является анализ таких проблем работы организации, осуществление которых не входит в компетенцию каждого участника в отдельности. Группо­вая работа должна обеспечить выявление -предложений, достижение которых в индивидуальном порядке невозможно.

4. Умецие слушать и анализировать на совещании — это важнейшие и необходимые качества, требующие по­стоянного совершенствования.

5. На совещании должен говорить один человек, выска­зывая свою точку зрения по возможности четко и кратко. Прерывать выступающего нельзя. Слово для дополнения высказанной мысли дается в порядке очередности.

6. Участникам совещания целесообразно делать в ходе обсуждения заметки.

7. Участники совещания должны вовлечь в процесс раз­работки решения и менее активных членов, чтобы дать всем присутствующим возможность для самовыражения. Это одна из предпосылок хорошего и результативного со­трудничества.

8. От положительного решения какой-либо рабочей про­блемы зависит удовлетворение запросов и потребностей каж­дого отдельного работника. Постарайтесь найти и понять эти связи. -

9. При выработке решения и в ходе анализа проблем ни один участник совещания не должен пытаться навязать другим мнение, опирающееся на официальную позицию начальства. Подавление мысли других ведет к потере цен­ной информации. #

10. В каждом выступлении должна быть по меньшей мере одна ведущая идея (или предложение).

1L Каждый доклад должен завершаться кратким за­ключением, которое обращает внимание на главное.

12. Знайте, что эффективность каждого совещания за­висит от действенности подготовки и уровня проведения совещания.

Таким образом, совещание при соответствующем уров­не подготовки и проведения является эффективным методом управленческой деятельности, так как в основе принимае­мых решений по различным проблемам и вопросам лежат их коллективные обсуждения и рекомендации.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал