Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комплексный анализ и оценка эффективности бизнеса






Важное место в системе комплексного экономического ана­лиза занимает оценка хозяйственной деятельности, представ­ляющая собой обобщающий вывод о результатах деятель­ности на основе качественного и количественного анализа хозяйственных процессов, отражаемых системой показателей. Оценка деятельности объекта проводится на первом этапе комплексного экономического анализа, когда определяются основные направления аналитической работы (предваритель­ная оценка); и на заключительном этапе, когда подводятся итоги анализа (окончательная оценка). Окончательная оценка является важным информационным источником для обоснова­ния и принятия оптимального управленческого решения в кон­кретной ситуации.

Финансовое состояние является важнейшей характеристи­кой деловой активности и надежности предприятия. Оно опре­деляет конкурентоспособность предприятия и его потенциал в деловом сотрудничестве, является гарантом эффективной реализации экономических интересов всех участников хозяй­ственной деятельности как самого предприятия, так и его партнеров.

Устойчивое финансовое положение предприятия не являет­ся подарком судьбы или счастливым случаем его истории, а результатом умелого, просчитанного управления всей сово­купностью производственных и хозяйственных факторов, определяющих результаты деятельности предприятия.

Составными этапами методики комплексной сравнитель­ной рейтинговой оценки финансового состояния предприятия являются: сбор и аналитическая обработка исходной инфор­мации за оцениваемый период времени; обоснование системы показателей, используемых для рейтинговой оценки финан­сового состояния предприятия, и их классификация, расчет итогового показателя рейтинговой оценки; классификация (ра­нжирование) предприятий по рейтингу.

Итоговая рейтинговая оценка учитывает все важнейшие параметры (показатели) финансовой и производственной де­ятельности предприятия, т.е. хозяйственной деятельности в це­лом. При ее построении используются данные о производст­венном потенциале предприятия, рентабельности его продук­ции, эффективности использования производственных и фина­нсовых, ресурсов, состоянии и размещении средств, их источ­никах и другие показатели. Точная и объективная оценка финансового состояния не может базироваться на произволь­ном наборе показателей. Поэтому выбор и обоснование исход­ных показателей деятельности должны осуществляться соглас­но достижениям теории финансов предприятия, исходить из целей оценки, потребностей субъектов управления в аналити­ческой оценке.

Предлагаемая система показателей базируется на данных публичной отчетности предприятий. Это требование делает оценку массовой, позволяет контролировать изменения в фи­нансовом состоянии предприятия всеми участниками экономи­ческого процесса, дает возможность оценить результативность и объективность самой методики комплексной оценки.

Исходные показатели для рейтинговой оценки объединены в четыре группы. В первую группу включены наиболее обо­бщенные и важные показатели оценки прибыльности (рентабе­льности) хозяйственной деятельности предприятия. В общем случае показатели рентабельности предприятия представляют собой отношение прибыли к тем или иным средствам (имуще­ству) предприятия, участвующим в получении прибыли. По­этому здесь полагается, что наиболее важными для сравни­тельной оценки являются показатели рентабельности, исчис­ленные по отношению чистой прибыли ко всему имуществу или к величине собственных средств предприятия.

Во вторую группу включены показатели оценки эффектив­ности управления предприятием. Рассматриваются наиболее общие 4 показателя. Эффективность управления определяется отношением прибыли ко всему обороту предприятия — выруч­ке от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость. При этом используются показатели:

прибыль от всей реализации, прибыль от реализации продук­ции, чистая прибыль, общая (балансовая) прибыль.

В третью группу включены показатели оценки деловой активности предприятия. Отдача всех активов (всего капитала) предприятия определяется отношением выручки от реализа­ции продукции к валюте баланса. Отдача основных фондов исчисляется отношением выручки от реализации продукции к стоимости основных средств и нематериальных активов. Оборачиваемость оборотных фондов (количество оборотов) рассчитывается отношением выручки от реализации продук­ции к стоимости оборотных средств.

Оборачиваемость запасов определяется отношением вы­ручки от реализации продукции к стоимости запасов.

Оборачиваемость дебиторской задолженности исчисляет­ся отношением выручки от реализации продукции к общей сумме дебиторской (краткосрочной и долгосрочной) задол­женности.

Оборачиваемость банковских активов определяется отно­шением выручки от реализации продукции к сумме налич­ности, невостребованной выплаты за проданные товары, аван­сов, выданных поставщикам и подрядчикам, полученных че­ков, ценных бумаг, неучтенных срочных займов и других крат­косрочных финансовых вложений.

Отдача собственного капитала рассчитывается как отноше­ние выручки от реализации продукции к величине источников собственных средств.

В четвертую группу включены показатели оценки ликвид­ности и рыночной устойчивости предприятия. Текущий коэф­фициент ликвидности (покрытия) определяется отношением суммы оборотных активов к сумме срочных обязательств. Критический коэффициент ликвидности исчисляется отноше­нием суммы денежных средств и дебиторской задолженности к сумме срочных обязательств.

Если субъектов рыночных отношений интересуют только вполне определенные объекты хозяйственной деятельности (например, потенциального инвестора могут интересовать по­казатели работы только сахарных заводов или кондитерских фабрик, или стекольных заводов и т. д.), то эталонное предпри­ятие формируется из совокупности однотипных объектов. Од­нако в большинстве случаев эталонное предприятие может формироваться из показателей работы объектов, принадлежа­щих различным отраслям деятельности. Это не является пре­пятствием к применению метода оценки, потому что финан­совые показатели сопоставимы и для разнородных объектов хозяйствования.

В общем виде алгоритм сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния предприятия может быть представлен в виде последовательности следующих действий.

1. Исходные данные представляются в виде матрицы, т.е. таблицы, где по строкам записаны номера показателей, а по столбцам — номера предприятий.

2. По каждому показателю находится максимальное значе­ние и заносится в столбец условного эталонного предприятия.

3. Исходные показатели матрицы стандартизуются в от­ношении соответствующего показателя эталонного предпри­ятия.

4. Для каждого анализируемого предприятия определяется значение его рейтинговой оценки.

5. Предприятия упорядочиваются (ранжируются) в поряд­ке убывания рейтинговой оценки.

Наивысший рейтинг имеет предприятие с минимальным значением сравнительной оценки. Для применения данного алгоритма на практике никаких ограничений на количество сравниваемых показателей и пред­приятий не накладывается.

Изложенный алгоритм получения рейтинговой оценки фи­нансового состояния предприятия может применяться для сра­внения предприятий на дату составления баланса (по данным на конец периода) или в динамике.

В заключение подчеркнем некоторые достоинства предла­гаемой методики рейтинговой оценки финансового состояния и деловой активности предприятия:

- во-первых, предлагаемая методика базируется на комп­лексном, многомерном подходе к оценке такого сложного явления, как финансовое состояние предприятия;

- во-вторых, рейтинговая оценка финансового состояния предприятия осуществляется на основе данных публичной от­четности предприятия. Для ее получения используются важ­нейшие показатели финансового состояния, применяемые на практике в рыночной экономике;

- в-третьих, рейтинговая оценка является сравнительной. Она учитывает реальные достижения всех конкурентов;

- в-четвертых, для получения рейтинговой оценки использу­ется гибкий вычислительный алгоритм, реализующий возмож­ности математической модели: сравнительной комплексной оценки производственно-хозяйственной деятельности предпри­ятия, прошедшей широкую апробацию на практике.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал