Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Русская культура 17 века ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
1)неравномерность развития культуры 2) бурный процесс обмирщения, отход от церковных догматов 3) личностное начало (появление авторских произведений) 4)расширение связей Р. и Зап Европы 5) накопление разнообразных знания Потребность в грамотных людях, быстрое развитие СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ: - расширение системы начального образования: (школы при монастырях, ч/ уч. заведения, начало гос. школ, домашнее образование) -специальные школы: служащих для печатного двора, Аптекарского приказа, 1687г. высшая школа - Славяно – Греко- Латинская академия (религиозное + светское образование, подчинялась Патриарху) - образование носило религиозный характер: заучивался часослов, псалтырь - для обучения приглашались грамотные люди с Беларуссии, Украины - НО! со второй половины 17 в. распространение светских дисциплин
РАЗВИТИЕ КНИГОПЕЧАТАНИЯ: - печатный станок привёл к массовому тиражированию пособий по арифметике, грамоте (2 раза издавалась Азбука Василия Бурцева; напечатаны «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, таблица умножения, дешёвые буквари)
-17 век – эпоха Великих географических открытий: а) 1648г. – Семён Дежнёв вышел к проливу между Азией и Сев. Америкой (за 80 лет до Витуса Беринга) б) 1649г.- Ерофей Хабаров составил карту Приамурья (в честь него названы г. Хабаровск и посёлок Ерофей Павлович) в) Андр. Булыгин и казак Владимир Атласов обследовали Камчатку, Курильские о-ва - распространение в Р. знаний других народов: (дипломат, писатель Арсений Суханов по просьбе Никона привёз 500 греч. рукописей)
Усиление светского начала (обмирщение культуры): - 30 годы 17 в. – последняя летопись: «Новый летописец» (от смерти Ивана Грозного до окончания Смуты) - появление автобиографий: «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» - исторические повести: повести о завоевании Сибири Ермаком, о событиях Смуты: «Сказания» Авраама Палицына, «Новая повесть о преславном Российском гос-ве» Новые литературные жанры: - родоначальник русской драматургии и поэзии беларусский просветитель СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ, его стихотворные пьесы: «О Навуходоносоре царе» и «Притча о блудном сыне» - демократическая сатира (вымышленные герои): «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде», «Сказание о куре и лисице» (обличение несправедливости, казнокрадства, волокиты, взяточничества) - бытовая повесть (реальная жизнь): (Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Горе и Злочастии», купеческий быт) - С. Медведев первый библиографический труд «Оглавление книг, кто их сложил» - монах К.Истомин книга «Полис» (энциклопедического содержания) - публицистика ( обществнно – политическая мысль ) ( Авраамий Палицын, Иван Тимофеев – обоснование законности власти Романовых, Юрий Крижанич «Думы политичны»- социальный мир, смягчение угнетения) - переводная литература приходила из Польши, Чехии через Беларуссию: («Великое зерцало», «Римские деяния», «Повесть о Бове королевиче»…) - исторические песни о разбойниках, о Степане Разине - гражданское строительство, особенно в Москве (здания Печатного и Монетного двора, дом боярина Троекурова..- переход от строгости к нарядной полихромии - многоцветности) - шатровое строительство ( шатровые храмы в Рубцове, в Троице – Сергиевой Лавре, 1628г.- шатёр над Спасской башней Кремля..) 1652г. – запрет Патриарха Никона на шатровый стиль, НО! использовался вне столицы) -«каменное узорочье» или «дивное узорочье» - стиль как светских, так и культовых зданий: (Теремной дворец царя Алексея Михайловича, церковь Троицы в Никитниках…) - 40 – 70 годы - новый стиль Московское барокко или нарышкинское барокко ( церковь Покрова в Филях – усадебный храм в Нарышкина), это самобытное направление русского зодчества, а не копирование европейской архитектуры - деревянное зодчество ( образец - дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, названный 8 чудом света построен холопом Семёном Петровым и стрельцом Иваном Михайловым, в 18в. был разобран из-за ветхости)
- в иконописи 2 направления: годуновский стиль (строгие каноны) и строгановское письмо (искусство иконной миниатюры, эстетическое начало) - середина века – слияние двух стилей годуновского и строгановского (реализм) (Оружейная палата Кремля, живописец Симон Фёдорович Ушаков, его известная работа: икона «Троица» хранится в Русском музее) - 17в. – последний взлёт фресковой живописи (восстановление разрушенных в Смуту храмов) - последняя четверть 16 в. – зарождение жанра портретной живописи (изображения конкретных лиц называли ПАРСУНАМИ, ранние парсуны с плоским изображением: – портреты царя Фёдора Ивановича и князя М. Скопин – Шуйского поздние парсуны с объёмным изображением: портреты царей Алексея Михайловича и Фёдора Алексеевича)
первые попытки создания профессионального театра в России - 1672г. – создание в Москве придворного театра (играли немецкие актёры, все актёры – мужчины, библейско – исторические сюжеты) - при Славяно –греко – латинской академии сложился школьный театр (пьесы писали преподаватели, играли учащиеся, представления по праздникам) - бродячие театры (скоморохи, колядование, ряженые..)
| ||