Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Некоторые итоги применения нового Закона и сопутствующих ему нормативных актов






На практике уполномоченные банки начали осуществлять операции по внесению и возврату сумм резервирования через территориальные управления Банка России по поручению своих клиентов с 1 августа 2004 года. В ряде случаев, установленных частью 7 (абз. 2) статьи 16 Федерального закона, резервирование носит предварительный характер, и валютная операция, для целей совершения которой осуществляется резервирование, не может быть совершена уполномоченным банком по поручению клиента до истечения установленного Банком России срока резервирования.

По результатам применения требований о резервировании можно с уверенностью сказать, что в большинстве случаев клиенты отказываются от проведения валютных операций, по которым установлены ограничительные меры, и не считают экономически обоснованным осуществлять резервирование, то есть операции по резервированию носят единичный характер. Таким образом, введение мер резервирования по специальным банковским счетам явилось косвенным инструментом резкого ограничения проведения соответствующих видов валютных операций.

В новом Федеральном законе содержится целый ряд положений, которые устанавливают нормы прямого действия в отношении порядка проведения отдельных видов валютных операций, что на практике не позволяет проводить их в порядке, отличном от того, который установлен и предписан законодателем. При отсутствии в действующем валютном законодательстве такого инструмента регулирования, как разрешение органа валютного контроля (за исключением разрешений на открытие счетов резидентам — юридическим лицам в иностранных банках, а также разрешений, которые были выданы до вступления в силу Федерального закона и остаются действующими до истечения срока их действия согласно ст. 28), подобные нормы носят жесткий ограничительный характер.

Примером таких ограничений является часть 8 статьи 8 Закона № 173-ФЗ, в соответствии с которой денежные расчеты между резидентами и нерезидентами по операциям с внутренними ценными бумагами осуществляются в валюте РФ, если иное не установлено ЦБ РФ в целом или применительно к отдельным видам внутренних ценных бумаг (до настоящего времени иной порядок не был установлен Банком России). В ходе практического применения данного положения уполномоченные банки и их клиенты столкнулись с проблемой идентификации валютных операций как подпадающих под действие части 8 статьи 8 Закона. Например, на первом этапе возникли вопросы об отнесении операций, связанных с переводом процентов, дивидендов по внутренним ценным бумагам от резидентов нерезидентам — владельцам акций российских предприятий, к категории операций с внутренними ценными бумагами, и, как следствие, возник вопрос о возможности осуществления данных валютных операций в иностранной валюте. Впоследствии в отдельных разъяснениях Банка России в адрес российских предприятий, акциями которых владеют нерезиденты, было сказано, что операции по переводу процентов, дивидендов по внутренним ценным бумагам не относятся к операциям с внутренними ценными бумагами, а являются валютными операциями, связанными с переводом средств, возникших в результате распределения доходов от инвестиций, и могут осуществляться в иностранной валюте.

В новом Федеральном законе нормы прямого действия содержатся в статье 9 «Валютные операции между резидентами». В части 1 данной статьи сказано, что валютные операции между резидентами запрещены, за исключением тех, которые перечислены в пунктах 1–7 части 1. Также в части 3 статьи 9 содержится перечень валютных операций, которые могут проводиться без ограничений в иностранной валюте между резидентами и уполномоченными банками. При этом проведение иных видов валютных операций между резидентами, а также резидентами и уполномоченными банками в иностранной валюте не разрешено законодательством.

Ряд валютных операций, разрешенных для проведения в соответствии со статьей 9, в предыдущей системе валютного законодательства проводился также без ограничений, например операции между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ; операции по договорам транспортной экспедиции, связанной с перевозкой вывозимого с территории РФ и ввозимого на территорию РФ груза. Раньше возможность проведения данных валютных операций определялась Письмом Государственного банка СССР от 24.05.91 № 352 «Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР», действие которого было подтверждено Банком России. В новом законодательстве подобные валютные операции разрешены.

Некоторые валютные операции между резидентами, перечисленные в статье 9, не были четко регламентированы в предыдущем валютном законодательстве, и порядок их проведения вызывал много вопросов и проблем. Это относится к таким видам валютных операций между резидентами и уполномоченными банками, как валютные операции в иностранной валюте, связанные с банковскими гарантиями, а также исполнением резидентами обязательств по договорам поручительств и залога; уплатой уполномоченным банкам комиссионного вознаграждения и др. Практика показала, что для уполномоченных банков существенную положительную роль сыграло внесение в перечень разрешенных перечисленных видов валютных операций.

С другой стороны, нельзя не остановиться на некоторых проблемах, возникших в практике проведения валютных операций резидентами в соответствии с положениями статьи 9 Закона № 173-ФЗ. Речь идет прежде всего о некоторых валютных операциях неторгового характера, которые в соответствии с подпунктом «г» пункта 9 статьи 1 предыдущей редакции Закона относились к категории текущих валютных операций и проводились без ограничений (данная норма была установлена путем внесения изменений в Закон № 3615-1 Федеральным законом от 31.12.2002 № 187-ФЗ, вступившим в силу с 31 января 2003 г.). С первых дней практического применения нового валютного законодательства многие российские организации столкнулись с серьезной проблемой запрета переводов в безналичной форме валютных средств заработной платы, командировочных, представительских расходов своим сотрудникам, находящимся на территории иностранных государств в длительной командировке.

В тех случаях, когда юридические лица-резиденты имеют представительства на территории иностранного государства, они могут воспользоваться правом открытия счетов в иностранной валюте за пределами РФ для обслуживания деятельности их представительств. В этом случае валютные средства на содержание представителей организации и их заработная плата могут быть переведены из Российской Федерации через данные счета, так как с даты вступления в силу нового Федерального закона продолжает действовать Положение Банка России от 16.10.2002 № 201-П «О порядке открытия и ведения юридическими лицами-резидентами счетов в иностранной валюте за пределами Российской Федерации для обслуживания деятельности их представительств» (с учетом изменений, внесенных Указанием Банка России от 25.06.2004 № 1458-У). Аналогичным образом продолжает действовать Положение Банка России от 16.10.2002 № 200-П «О порядке открытия и ведения юридическими лицами-резидентами счетов в иностранной валюте за пределами Российской Федерации для расчетов по договорам международного строительного подряда» (с учетом изменений, внесенных Указанием Банка России от 25.06.2004 № 1457-У). Вместе с тем в ряде случаев юридическим лицам-резидентам экономически нецелесообразно открывать и регистрировать на территории иностранных государств свои представительства. Сотрудники таких организаций, находящиеся в длительной служебной командировке, не имеют возможности получать в безналичной форме путем перевода из Российской Федерации суммы заработной платы, возмещения расходов, связанных с командированием.

Аналогичная проблема возникла по переводам министерствами и ведомствами в пользу российских строительных организаций валютных средств в оплату за производимые работы по строительству за пределами территории Российской Федерации зданий для нужд дипломатических представительств, консульских учреждений и постоянных представительств Российской Федерации при международных межгосударственных (межправительственных) учреждениях. Данная проблема усугубляется тем, что в ряде случаев средства на оплату ремонта и строительства зданий выделяются министерствам из бюджета в иностранной валюте, но не могут быть перечислены российским подрядчикам. В настоящее время ряд организаций и уполномоченных банков вышли с инициативой о внесении соответствующих изменений в положения статьи 9 Закона № 173-ФЗ.

Кроме перечисленных проблем, возникших в ходе применения нового валютного законодательства, имеет место прямое противоречие между двумя нормами Закона № 173-ФЗ, а именно: в соответствии с положением, содержащимся в пункте 2 части 1 статьи 9, валютные операции в иностранной валюте между резидентами, связанные с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, разрешены, тогда как в соответствии с положением, содержащимся в части 3 статьи 14, расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках. Исключение составляет ряд валютных операций, которые прямо перечислены в пунктах 1–6 данной части. При этом в пунктах 1–6 валютная операция, связанная с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, не упоминается. Полагаем, что возникшее противоречие требует скорейшего законодательного решения.

В заключение необходимо еще раз подчеркнуть, что новое валютное законодательство носит, безусловно, либеральный характер. В то же время наличие ряда валютных ограничений, а также некоторые нормы прямого действия, содержащиеся в положениях Федерального закона, делают практически запрещенными для проведения отдельные виды валютных операций. Данные ограничения, как известно, были установлены в целях поддержания устойчивого положения развития экономики и финансовой сферы и будут отменяться по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление. Одновременно по мере накопления опыта применения нового валютного законодательства будет происходить его дальнейшее совершенствование, что позволит эффективно решать возникающие проблемы.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал