Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Бог - праведен.
Такую непокорность, или правильнее - противление воле Божьей - весьма верно изображает блаженный Августин в изъяснении 100-го Псалма Давидова. Блаженный Августин противлению Божьей воле противополагает правое сердце и проистекающие из него поступки человека. Он говорит: " Правое сердце у того человека, который желает и поступает в своей жизни так, как желает Бог; " чего Бог желает, того и он желает. Заметьте твердо: некто просит Бога, чтобы то или другое что, случилось или не случилось бы. Но произошло нечто против воли молящегося: при этом правое сердце не противится Высочайшей воле и ей повинуется. Точный этому пример оставил нам Спаситель наш Иисус Христос в своей молитве к Богу Отцу перед Своим страданием: " Отче Мой! если возможно да минует меня чаша сия (т.е. предстоящие страдания Христовы); впрочем не как Я хочу, но как Ты. " Потом пробудив от сна уснувших учеников, повторил Христос еще два раза ту же молитву, говоря: " Отче мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы не пить ее; да будет воля Твоя " (Матф: 26: 26-46). Итак правое сердце предает себя во всем воле Божьей и все ниспосылаемое Богом принимает с благодушием и с благодарностью Богу. Не таково сердце неправое или строптивое: оно во всем, что происходит не по его желанию, противится Богу и со скорбью взывает: о Боже! Что я Тебе сделал? Чем я Тебя огорчил? В чем я согрешил? - То есть: себя оправдывает, а Бога обвиняет. В чем же вина Божья? - В том, что распоряжение Божье противно нашей воле, или правильнее - нашему своеволию, а поэтому и суд Божий считаем неправедным. Но так ли это? - Прежде каждый исправь самого себя, и тогда увидишь истину, от которой ты уклонился. Бог судил праведно, а ты - неправедно. О, злая воля человеческая! Ты человека признаешь праведным, Бога же неправедным. Какого же человека называешь праведным? - самого себя, ибо когда спрашиваешь, что я сделал? - понимаешь, свое " я" справедливым. Но отвечает тебе Бог: " истинно ты говоришь, что ты Мне ничего не сделал, ибо все сделанное тобою, сделал ты для себя. Если бы ты сделал что-нибудь для Меня, то сделал бы доброе дело: ибо все добрые дела для Меня совершаются, потому что делаются по Моим повелениям. Что же делается злого, то делается не для другого, а только для себя, потому что Я делать зло не повелеваю. " Тот же мудрейший Архипастырь весьма хорошо расширяет свою речь и о строптивой воле, говоря: " Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем" (Пс. 72: 1), и спрашивая потом: Кто эти правые сердцем? - отвечает: это те, которые свою волю соглашают с Божьей волей, а не усиливаются склонить Божью волю к своей воле; говоря кратко - человек должен сердцем стремиться к Богу. Желаешь иметь правое сердце? делай то, что Богу угодно; не желай и не усиливайся, чтобы Бог поступал во всем по твоему желанию: так думают имеющие правое сердце и следующие не своей, но Божественной воле; хотящие последовать Богу на своем пути не идут впереди Бога, но стараются, чтобы Бог шел впереди их, а они бы следовали за Ним, и таким образом, идя по Его стезям, они не блуждают, но на всяком месте получают от Него все доброе: нравственное исправление, духовное утешение, наставление и просвещение ума своего и наконец - успешное увенчание поднятых ими подвигов на пути своей жизни. По словам Апостола: " любящим Бога... все содействует ко благу" (Рим. 8: 28). Вот эти то есть истинные дети Орла, прямо смотрящие на солнце, не мигая глазами, тщательно согласующие свою волю во всех обстоятельствах с Божественной волей. Иначе ведут себя тайно отвратившиеся от Бога и молчаливо противящиеся Ему. Им часто не нравится воздух неблагорастворенный - неприятен излишний дождь; наскучает продолжительный мороз - и опять делают они нарекания на недостаток солнечного жара. По временам возвышают свой голос и на Бога с неудовольствием, что Он в недостаточном количестве посылает средства благопотребные для жизни, что попускает появляться нечестивым разбойникам и гонителям, что не истребляет врагов, достойных, по их мнению, казни: они всегда жалуются и клевещут на Божью премудрость, потому что не делается в мире так, как бы им хотелось. Вот это и есть неправое сердце, это - своя воля, о которой прочтете в следующем отделении суждение Бернарда, второго западного учителя после Августина.
|