Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Постоянство в добром приносит радость.
Третьим недостатком (пороком) нашей воли, от которой чрезвычайно усиливается упорство противления, является непостоянство ее, переменчивость пожеланий. В этом непостоянстве мы и луну превосходим, которая изменяет свой вид по четвертям (рождение луны, 1-я четверть, полнолуние, последняя четверть). Мы же всякий час и день изменяем свои пожелания: утром в нас одно желание, вечером уже совсем другое, противоположное первому и т.д. Меняемся по своим прихотям ради их разнообразия, и никогда не бываем одинаковы и похожи сами на себя. Это естественное состояние нашей воли, когда она не желает подчиниться премудрому, неизменному и всеобъемлющему закону воли Божьей, а потому и волнуется беспрерывно, увлекаясь призрачными и непостоянными предметами. Таким непостоянством нашей воли хотим мы удалить от себя всегдашнюю нашу печаль и уныние, но этим самым часто лишь умножаем их, попадая в большую скорбь, в большее уныние. Таким образом мы напрасно трудимся, не получая от того никакой себе пользы, часто сами себе противоречим, когда в одно время часто и хотим и не желаем одного и того же. Воля наша и все от нее происходящее - вся святыня наша - не есть столб непоколебимый, стоящий на верху горы, построенный на прочном основании, - но дом, построенный на песке, который при всяком сильном напоре на него, падает и разрушается (ср. Матф. 7: 26-27). Ты добродетелен? - И будь таковым. В том или другом деле поступаешь правильно, добродетельно? - Соглашаюсь; но долго ли и постоянно ли будешь так вести себя? - Увы! Как скоро меняемся мы, скорее всяких воздушных перемен и часто падаем в яму всяких мерзостей и нечистоты. Подобно листу колеблемся от малейшего ветра, отрываемся от дерева жизни и веем, веем всяким ветром и ходим всякой стезёй, подобно двуязычному грешнику (Прем. сына Сир. 5: 11). Неодинаковы бываем мы в себе самих, не одного и того же человека в себе представляем, но многих, не похожих один на другого. Об Иове написано: " Иов бе муж един. " Иероним так объясняет это изречение: Иов не кидался то направо, то налево, не показывал себя колебавшимся и непостоянным, но был мужем крепким и непоколебимым - бе муж един. Мы же совершаем дела не " единого мужа, " но скорее перестаем быть людьми, обнажая себя от добродетельных действий человеческих (паче совлачимся человека), мы немощны и непостоянны в добрых делах - но о сем непостоянстве человеческой воли сказано будет яснее в другом месте. Итак, воля наша, будучи свободной, делает нас принадлежащими себе самим, злая воля - принадлежащими диаволу, а добрая воля - принадлежащими Богу: но те, которые желали быть только самими собой, как боги, знающими добро и зло - сделались не только принадлежащими себе, но - и диаволу. И действительно так: своя воля порабощает нас диаволу, ибо она не сама; наша воля самостоятельной не бывает, пока Создателю своему совершенно не покорится. По истине говоря: нам лучше бы не родиться, вовсе не оставаться своими (поступающими по своей воле). Итак, воля наша, будучи свободной, делает нас принадлежащими себе самим, злая воля - принадлежащими диаволу, а добрая воля - принадлежащими Богу: но те, которые желали быть только самими собой, как боги, знающими добро и зло - сделались не только принадлежащими себе, но - и диаволу. И действительно так: своя воля порабощает нас диаволу, ибо она не сама; наша воля самостоятельной не бывает, пока Создателю своему совершенно не покорится. По истине говоря: нам лучше бы не родиться, вовсе не оставаться своими (поступающими по своей воле). Один из церковных писателей повествует: Христос Господь, явившись одной из подвижниц деве, сказал ей: знай, что все наказания, встречающиеся здесь людям, зависят от их воли. Если бы воля была направлена к добродетели и была бы истинно покорна и согласна с Моей волей, то труды, болезни, скорби и другие неприятности, которые встречаются каждому человеку в жизни, не были бы для него наказанием, ибо он переносил бы их с радостным и благодушным сердцем по любви ко Мне, рассуждая и твердо веря, что они постигли его по Моей воле или Моему попущению для неизвестной ему, но доброй цели. Ум такого человека во всяком телесном страдании бывает свободен и самые страдания его облегчаются мыслью, что его воля во всем сообразна и покорна Моей воле. Таким образом дух человеческий, отвергшись своей воли, умиротворяется и успокаивается, даже пребывая еще и в здешнем мире (жизни).
|