Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Самостоятельная работа студентов – 32 часа






1. Комплексная цель модуля

Модуль 1 ставит целью ознакомить студентов с важнейшими понятиями когнитивной лингвистики («концепт», «концептосфера»). В результате освоения материала модуля 2 студенты имеют представление о том, как решаются некоторые актуальные проблемы лингвокультурологии, связанные с исследованием культурных концептов.

2. Содержание модуля

Тема № 1. Лингвокультурологическое направление в исследовании концептов. Понятия «концепт», «концептосфера». Типы концептов. (форма проведения - лекционное, семинарское).

Цели и задачи лекции: цель лекции заключается в ознакомлении студентов с определениями понятий «концепт», «концептосфера», со структурой и типам концептов.

Ключевые термины: концепт, концептосфера, когнитивизм.

Выводы по теме: культурные концепты – кванты переживаемого знания, совокупность которых является концентрированным опытом человечества, этноса, социальной группы и личности.

План лекции

1. Концепт как категория когнитивной лингвистики и лингвокультурологии.

2. Концептосфера и сопряженные понятия: сознание, когнитивная картина мира, семантическое пространство языка.

3. Типы концептов.

Семинарское занятие

1. Понятие концепта в лингвокультурологии.

2. Импорт концептов.

3. Понятие концептосферы. Концептосфера и когнитивная картина мира.

4. Типы концептов.

Тема № 2. Национальная специфика концептов. Понятие «стереотип». Взаимодействие понятий «стереотип» и «национальный характер». (форма проведения - лекционное, семинарское).

Цели и задачи лекции: цель лекции заключается в ознакомлении студентов с национальной спецификой концептов и формами ее проявления. В результате прослушанной лекции студенты приобретают представление об общих свойствах стереотипа, о роли культурно- лингвистического фактора в становлении национального характера.

Ключевые термины: номинативная плотность концепта, рекуррентность концепта, стереотип, национальный характер.

Выводы по теме: национальная специфика концептов проявляется в наличие различий в одноименных концептах в разных национальных культурах, а также в наличии уникальных концептов, свойственных только для определенной культуры.

План лекции

1. Проявление национальной специфики концептов. Номинативная плотность концепта. Понятие частотности языковой репрезентации концептов в речи.

2. Понятие стереотипа в лингвистических и социально-психологических концепциях.

3. Академик Д. С. ЛИХАЧЕВ «О национальном характере русских».

4. Влияние стереотипов на представление наций друг о друге.

Семинарское занятие

1. Как проявляется национальная специфика концептов в отдельных языках и культурах?

2. Приведите примеры нескольких слов-концептов, отражающих концептуальную картину мира британского и русского народа.

3. Стереотипы: определение понятие, их влияние на представление об отдельных нациях и культурах.

 

Тема № 3. Методы семантико-когнитивного описания концептов. (форма проведения - лекционное, семинарское).

Цели и задачи лекции: цель лекции заключается в ознакомлении студентов с принципами и методами семантико-когнитивного описания концептов, а также с экспериментальными методиками исследования концептов. Для осуществления поставленной цели лекция преследует задачи демонстрации построения номинативного поля концепта, что позволит студентам увидеть практическое применение полученных теоретических знаний.

Ключевые термины: семантико-когнитивный анализ, словесная модель, графическая модель, номинативное поле концепта.

Выводы по теме: методика исследования концептов заключается в интерпретации значений конструкций, объективирующие те или иные особенности концептов. Комплексный анализ концептов позволяет увидеть, какое содержание вкладывают носители того или иного языка в те или иные понятия и выявить взаимодействие анализируемого концепта с другими концептами.

План лекции

1. Принципы семантико-когнитивного описания концептов: словесная и графическая модели.

2. Методы описаний значений и концептов: сходства и различия.

3. Основные этапы в построении номинативного поля концепта.

4. Экспериментальные методики исследования концептов.

Семинарское занятие

1. Перечистите основные этапы семантико-когнитивного исследования концептов.

2. Охарактеризуйте методы описаний значений и концептов.

3. Опишите основные этапы в построении номинативного поля концепта и приведите в качестве примера графические или словесные модели номинативных полей следующих концептов: Родина, Справедливость, Успех.

4. В чем суть анализа ассоциативного поля концепта? Приведите результаты, полученные в ходе анализа данных свободного ассоциативного эксперимента (ассоциативные поля слов ум, совесть, честность, политика или других).

Основная рекомендуемая литература:

1. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дисдисциплина. - М., 2004.

2. Краткий словарь когнитивных терминов / Отв. ред. Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Панкрац, Л.Г. Лузина. – М., 1996.

3. Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: Курс лекций. — М.: ИТДГК «Гнозис», 2002. — 284 с.

4. Маслова В.А. Лингвокультурология: учеб. пособие / В.А. Маслова. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 204 с.

5. Стернин И.А., Попова З.Д. Когнитивная лингвистика. - М, 2010. – 314с.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал