Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Самостоятельная работа студентов – 32 часа
1. Комплексная цель модуля Модуль 1 ставит целью ознакомить студентов с важнейшими понятиями когнитивной лингвистики («концепт», «концептосфера»). В результате освоения материала модуля 2 студенты имеют представление о том, как решаются некоторые актуальные проблемы лингвокультурологии, связанные с исследованием культурных концептов. 2. Содержание модуля Тема № 1. Лингвокультурологическое направление в исследовании концептов. Понятия «концепт», «концептосфера». Типы концептов. (форма проведения - лекционное, семинарское). Цели и задачи лекции: цель лекции заключается в ознакомлении студентов с определениями понятий «концепт», «концептосфера», со структурой и типам концептов. Ключевые термины: концепт, концептосфера, когнитивизм. Выводы по теме: культурные концепты – кванты переживаемого знания, совокупность которых является концентрированным опытом человечества, этноса, социальной группы и личности. План лекции 1. Концепт как категория когнитивной лингвистики и лингвокультурологии. 2. Концептосфера и сопряженные понятия: сознание, когнитивная картина мира, семантическое пространство языка. 3. Типы концептов. Семинарское занятие 1. Понятие концепта в лингвокультурологии. 2. Импорт концептов. 3. Понятие концептосферы. Концептосфера и когнитивная картина мира. 4. Типы концептов. Тема № 2. Национальная специфика концептов. Понятие «стереотип». Взаимодействие понятий «стереотип» и «национальный характер». (форма проведения - лекционное, семинарское). Цели и задачи лекции: цель лекции заключается в ознакомлении студентов с национальной спецификой концептов и формами ее проявления. В результате прослушанной лекции студенты приобретают представление об общих свойствах стереотипа, о роли культурно- лингвистического фактора в становлении национального характера. Ключевые термины: номинативная плотность концепта, рекуррентность концепта, стереотип, национальный характер. Выводы по теме: национальная специфика концептов проявляется в наличие различий в одноименных концептах в разных национальных культурах, а также в наличии уникальных концептов, свойственных только для определенной культуры. План лекции 1. Проявление национальной специфики концептов. Номинативная плотность концепта. Понятие частотности языковой репрезентации концептов в речи. 2. Понятие стереотипа в лингвистических и социально-психологических концепциях. 3. Академик Д. С. ЛИХАЧЕВ «О национальном характере русских». 4. Влияние стереотипов на представление наций друг о друге. Семинарское занятие 1. Как проявляется национальная специфика концептов в отдельных языках и культурах? 2. Приведите примеры нескольких слов-концептов, отражающих концептуальную картину мира британского и русского народа. 3. Стереотипы: определение понятие, их влияние на представление об отдельных нациях и культурах.
Тема № 3. Методы семантико-когнитивного описания концептов. (форма проведения - лекционное, семинарское). Цели и задачи лекции: цель лекции заключается в ознакомлении студентов с принципами и методами семантико-когнитивного описания концептов, а также с экспериментальными методиками исследования концептов. Для осуществления поставленной цели лекция преследует задачи демонстрации построения номинативного поля концепта, что позволит студентам увидеть практическое применение полученных теоретических знаний. Ключевые термины: семантико-когнитивный анализ, словесная модель, графическая модель, номинативное поле концепта. Выводы по теме: методика исследования концептов заключается в интерпретации значений конструкций, объективирующие те или иные особенности концептов. Комплексный анализ концептов позволяет увидеть, какое содержание вкладывают носители того или иного языка в те или иные понятия и выявить взаимодействие анализируемого концепта с другими концептами. План лекции 1. Принципы семантико-когнитивного описания концептов: словесная и графическая модели. 2. Методы описаний значений и концептов: сходства и различия. 3. Основные этапы в построении номинативного поля концепта. 4. Экспериментальные методики исследования концептов. Семинарское занятие 1. Перечистите основные этапы семантико-когнитивного исследования концептов. 2. Охарактеризуйте методы описаний значений и концептов. 3. Опишите основные этапы в построении номинативного поля концепта и приведите в качестве примера графические или словесные модели номинативных полей следующих концептов: Родина, Справедливость, Успех. 4. В чем суть анализа ассоциативного поля концепта? Приведите результаты, полученные в ходе анализа данных свободного ассоциативного эксперимента (ассоциативные поля слов ум, совесть, честность, политика или других). Основная рекомендуемая литература: 1. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дисдисциплина. - М., 2004. 2. Краткий словарь когнитивных терминов / Отв. ред. Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Панкрац, Л.Г. Лузина. – М., 1996. 3. Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: Курс лекций. — М.: ИТДГК «Гнозис», 2002. — 284 с. 4. Маслова В.А. Лингвокультурология: учеб. пособие / В.А. Маслова. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 204 с. 5. Стернин И.А., Попова З.Д. Когнитивная лингвистика. - М, 2010. – 314с.
|