![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические приемы документального контроля
Документальный контроль -использование различных документов для установления законности и достоверности, совершенных хоз операций. Системность в ревизии достигается комбинированным использованием различных способов и приемов логического и математического, документального и фактического контроля. Существуют две группы методов документального контроля. Методы формально-правовой проверки документовпредполагают: - проверку соблюдения правил составления, полноты и -подлинности оформления документов; - сопоставление учетных и отчетных показателей с показателями бизнес-планов и установленными нормативами; - проверку соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, т.е. проверка соответствия отраженных в документах операций установленным правилам; - проверку арифметических расчетов - перерасчет, т.е. арифметический контроль. Методы проверки реальности (достоверности) отраженных в документах обстоятельств и процессовподразумевают: - сопоставление данных документов, отражающих операции с данными документами, которые являлись основанием для этих операций; - получение письменного подтверждения от третьих лиц о реальности остатков на счетах денежных средств, счетах расчетов и других; - проверку записей в регистрах бухгалтерского учета и отчетности, правильности корреспонденции счетов; - аналитические процедуры (самостоятельно осуществляемые ревизором расчеты, часто значительные по объему). Методические приемы документального контроля также подразделяются на: Приемы проверки отдельного документа(формальная проверка, арифметическая проверка, нормативно-правовая проверка, проверка на действительность хозяйственной операции). Формальная проверка, т.е. визуальная проверка документов: проверка правильности заполнения реквизитов, отсутствия неоговоренных исправлений, наличия и подлинности тех реквизитов, которые предусмотрены для данного типа документов. Арифметическая проверкапредполагает пересчет итоговых результатов, взаимоувязки начислений и удержаний и т.д. Нормативно-правовая проверкаподразумевает проверку соблюдения различных нормативов, инструкций, положений. Приемы проверки нескольких документов по однотипным или взаимосвязанным хозяйственным операциям (встречная проверка, взаимная сверка). Встречная проверкапредставляет собой сопоставление двух различных вариантов одного и того же документа, а также учетных регистров, которые находятся в двух различных организациях либо в двух различных подразделениях одного и того же предприятия (позволяет выявить: излишнее списание товарно-материальных ценностей, денежных средств, присвоение выручки от реализации продукции, работ и услуг). Взаимная сверка - сопоставление различных по своему наименованию и характеру документов, в которых отражаются различные аспекты одной и той же или нескольких взаимосвязанных операций (позволяет выявить: создание неучтенных излишков готовой продукции, сырья, материалов, необоснованного начисления и выплаты заработной платы и других). Приемы проверки системных бухгалтерских записей (контрольное сличение, восстановление количественно-суммового учета, хронологическая проверка товарно-материальных ценностей и денежных средств, сканирование, подготовка альтернативного баланса). Контрольное сличение - проверка главным образом количественной информации о движении однородных ценностей за межинвентаризационный период. Особенности контрольного сличения позволяют выявить злоупотребления персонала, которые связаны: с созданием неучтенных излишков отдельных видов ТМЦ; с сокрытием части выручки, полученной от населения за реализацию и др. Хронологическая проверка движения товарно-материальных ценностей и денежных средств заключается в том, что их остатки определяют не только на дату той или иной инвентаризации, но при необходимости - на каждую дату (на конец каждого дня) любого межинвентаризационного периода. Сканирование, т.е. просмотр первичных документов и отчетов, составленных на их основе материально, ответственными лицами за ряд смежных периодов. Прослеживание- прием, при котором анализируется первичный документ, устанавливается его реальность, правильность обработки, переноса в учетный регистр и обоснованность бухгалтерской записи. Подготовка альтернативного баланса- позволяет выявить отклонения от нормативного расхода сырья, материалов, выхода продукции и тем самым убедиться в достоверности исчисленного финансового результата.
|