Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие, сущность, значение и классификация мер процессуального принуждения.Возлагая на участников уголовного судопроизводства определенные обязанности и предоставляя им права при расследовании и разрешении уголовного дела, государство рассчитывает на то, что они будут добросовестно исполняться и использоваться. Однако нельзя не учитывать проблем, связанных с недобросовестным исполнением обязанностей или злоупотреблением правами, что требует применения средств, способных обеспечить исполнение закона. С этой целью установлены меры государственного принуждения. Меры уголовно-процессуального принуждения – предусмотренные законом меры принудительного характера, применяемые к обвиняемому, подозреваемому, свидетелю, потерпевшему и другим участникам уголовного процесса с целью обеспечения исполнения ими своих процессуальных обязанностей, нормального развития и окончания уголовно-процессуальной деятельности и выполнения ее задач. Меры процессуального принуждения не являются мерами ответственности. Они применяются не только вследствие нарушения участниками процесса своих обязанностей, но и для предотвращения этого. Некоторые из мер процессуального принуждения могут быть применены не только к подозреваемому или обвиняемому, но и к иным участникам процесса (потерпевшему, свидетелю и др.). Всем этим мерам в определенной степени свойственно принуждение, которое проявляется в ограничении прав и свобод лица. Подобные ограничения допускаются исключительно в интересах раскрытия преступления, изобличения виновного и разрешения уголовного дела судом. Виды мер уголовно-процессуального принуждения: 1. Задержание лица по подозрению в совершении преступления (гл. 12 УПК).2.Меры пресечения (гл. 13 УПК).3.Иные меры процессуального принуждения (гл. 14 УПК). К ним относятся: привод, наложение ареста на имущество, наложение ареста на ценные бумаги, денежные взыскания, временное отстранение от должности. Поскольку меры уголовно-процессуального принуждения ограничивают конституционные права и свободы граждан, нужны надежные процессуально-правовые гарантии, которые бы обеспечивали законность и обоснованность их применения. Цели уголовного судопроизводства должны достигаться при наименьшем ограничении прав и свобод гражданина. Конституция РФ, УПК устанавливают важные процессуальные гарантии этого. К ним относятся установление в законе правила о том, что меры процессуального принуждения могут применяться только по возбужденному уголовному делу. Для применения мер пресечения и некоторых других мер процессуального принуждения необходимо, как правило, привлечение лица в качестве обвиняемого (например, отстранение от должности) или подозреваемого. Закон устанавливает исчерпывающий круг должностных лиц, полномочных применять меры процессуального принуждения, и лиц, в отношении которых они могут быть применены. Меры процессуального принуждения могут быть применены лишь при наличии указанных в законе оснований, под которыми понимаются конкретные обстоятельства, подтверждающие необходимость принудительного воздействия. При применении принудительных мер пресекательного характера (меры пресечения, привод, задержание) эти обстоятельства, например, выражаются в предполагаемых или совершаемых противоправных действиях лица.Закон детально регламентирует процессуальный порядок применения мер принуждения. Они применяются по мотивированному решению соответствующих должностных лиц или суда, а наиболее строгие из них могут быть применены только по судебному решению (заключение под стражу, домашний арест, залог, временное отстранение от должности и некоторые другие). 49. Задержание лица в качестве подозреваемого: основания, мотивы и процессуальный порядок. Задержание лица по подозрению в совершении преступления- кратковременное лишение свободы, применяемое в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, сопровождающееся помещением и содержанием этого лица в специальном учреждении – изоляторе временного содержания. Основания задержания: 1. Лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения.2.Потерпевшие или очевидцы указывают на данное лицо как на совершившее преступление.3.На этом лице или его одежде, при нем или в его жилище обнаружены явные следы преступления..4.Наличие иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, однако оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу (ст. 91 УПК). Мотивами задержания могут быть: 1) пресечение преступного деяния; 2) предотвращение совершения новых преступлений; 3) лишение возможности скрыться, уничтожить доказательства или иным образом воспрепятствовать установлению обстоятельств уголовного дела; 4) установление причастности (непричастности) задержанного к совершению преступления; 5) своевременное решение вопроса об избрании в отношении задержанного меры пресечения в виде заключения под стражу. Не допускается использование задержания как средства получения от подозреваемого признания вины в совершении преступления. Порядок задержания подозреваемого: 1. Фактическое (физическое) задержание проводится при наличии оснований.2.Срок задержания – 48 часов, исчисляется с момента фактического задержания (кроме случаев его судебного продления в порядке ч. 7 ст. 108 УПК).3.В течение 3 часов с момента доставления подозреваемого составляется протокол задержания, в котором под роспись разъясняются права подозреваемого, основания задержания, и объяснения задержанного, приводятся результаты личного обыска (проводится без судебного решения).4.В течение 12 часов с момента задержания о его производстве письменно уведомляется надзирающий прокурор и близкий родственник задержанного.5.Подозреваемому обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально не менее чем на 2 часа.6.Подозреваемый должен быть допрошен в присутствии защитника в течение 24 часов с момента фактического задержания. Освобождение задержанного происходит по постановлению следователя, дознавателя, если: 1. Не подтвердилось подозрение в совершении преступления.2.Отсутствуют основания применения к лицу меры пресечения – заключение под стражу.3.Истек срок задержания.4.Задержание было произведено с нарушением требований УПК РФ. Подозреваемый подлежит освобождению по истечении 48 часов с момента задержания, если в отношении него не была избрана судом мера пресечения заключение под стражу. Исключение составляют случаи, когда судья по ходатайству одной из сторон откладывает окончательное принятие решения об избрании в качестве меры пресечения заключение под стражу на срок не более чем 72 часа для представления заявившей такое ходатайство стороной дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. Судья указывает в постановлении дату и время, до которых он продлевает задержание, которое признано судом законным (п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК). Дознаватель, следователь не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого уведомляет кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии - других родственников или предоставляет возможность такого уведомления самому подозреваемому. При задержании подозреваемого, являющегося военнослужащим, об этом уведомляется командование воинской части, а в случае задержания сотрудника органа внутренних дел - начальник органа, в котором проходит службу указанный сотрудник. При задержании подозреваемого, являющегося членом общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством РФ, об этом уведомляются секретарь Общественной палаты РФ и соответствующая общественная наблюдательная комиссия в срок, указ выше. Если подозреваемый является гражданином или подданным другого государства, то в срок, указанный в части первой настоящей статьи, уведомляется посольство или консульство этого государства. При необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление с согласия прокурора может не производиться, за исключением случаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним. Данная страница нарушает авторские права? |