Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Петербург как новая концепция идеальной столицы






В начале 1716 года Петр во время поездки во Францию заказал уже тогда знаменитому архитектору Жан-Батисту Александру Леблону проект новой столицы. Архитектор составил генплан, или «Генеральный чертеж Санкт-Питербурху» на основе фиксационного плана, выполненного Д. Трезини, и, возможно (по Е.В. Анисимову), видовых гравюр А.В. Зубова.

Он предполагал расположить город на трех островах: Васильевском (главная часть города), Адмиралтейском и Городовом. В основу конфигурации застройки легла прямоугольная планировка, но, в отличие от достаточно простого плана Трезини с однообразной прямоугольной сеткой, Леблон подчинил направления планировки движению реки и выделил в застройке композиционные группы, которые Л.М. Тверской и вслед за ним другие исследователи условно называли «микрорайонами».

Отличительной особенностью плана Леблона является обилие каналов, которые пронизывают весь город. Они обрамляют каждый квартал и присутствуют на каждой площади. Центральное место в композиции города должен был занять царский дворец, от него в разные стороны Васильевского острова расходились диагонали главных, наиболее широких улиц. На четырех перекрестках этих улиц, образуя в планировке острова центральный квадрат, располагались церкви. На плане зафиксированы наиболее важные постройки существующего города: Петропавловская крепость, Адмиралтейство, Галерный двор, церковь Исаакия Далматского, дворец Петра и пр. Этот план, не будучи реализован, оказал заметное влияние на образ Петербурга как европейского города. Он был награвирован и распространен в Европе и послужил созданию неких мифологических представлений о новой русской столице, а также стал определенной вехой в развитии градостроительного искусства страны

.

Развитие концепции трехлучия в европейском градостроительстве на протяжении нескольких столетий прошло определенное развитие. Римские расходящиеся лучи въездной площади дель Попполо имели своей исходной точкой обелиск, стоявший в центре площади. От обелиска как в театре начиналось парадное вхождение в барочный город. Версальские аллеи сходились к памятнику королю в парадном дворе королевского дворца. Укрупненный масштаб подчеркивал культ грандиозного дворцово-паркового комплексаэпохи классицизма. Новая концепция города периода просвещенного абсолютизма в Санкт-Петербурге усилила роль фасада здания в качестве организующей площадь основы. Исходящей точкой трехлучия стал парадный шпиль главного промышленного здания новой столицы, что отражало наступление Нового времени и наступающие новые, более крупные масштабы основной застройки.

«План столичного города Санкт-Петербурга с изображением знатнейших онаго проспектов, изданный трудами Императорской Академии Наук и Художеств». Составитель академик И.Ф. Трускотт и др., гравер И. Соколов и другие. Издан в Гравировальной палате Академии наук и художеств под руководством И. Соколова к 50-летию Санкт-Петербурга, им же по портрету Л. Каравакка гравирована фигура императрицы Елизаветы Петровны в правом нижнем углу, а также в правом верхнем углу – картуш с гербом Санкт-Петербурга и атрибутами наук, художеств, торговли и военного дела. План был издан в 1753 году тиражом 100 экземпляров (53 х 38 см, гравюра на меди, М 1: 3350, ориентирован на юг) и отправлен во все основные библиотеки и многие правящие дворы европейских государств. При плане было сделано приложение с 12 различными видами города, главным исполнителем которых был известный художник-рисовальщик М.И. Махаев, поэтому план часто называют «Махаевским». Эти рисунки были исполнены в основном с натуры с использованием «камеры-обскуры». Работой этого устройства руководил художник Г. Валериани. Этот план стал признанным шедевром русского гравировального искусства (по Гисиной Е.Ф., Меньшиковой Е.В. и Киселеву И.В.). На этом плане видна складывающаяся в районе Адмиралтейства лучевая композиция, заложенная П.М. Еропкиным, жесткие регулярные районы на остальных островах и два многоугольных центра, вокруг которых группируется остальная застройка – Петропавловская крепость на Заячьем острове и Адмиралтейство на Адмиралтейском острове. Облик Санкт-Петербурга в конце XVIII века.

 

К последней трети XVIII века набережные города приобрели репрезентативный характер. Нева и другие реки стали получать парадное оформление, застройка вдоль них шла «сплошною фасадаю» (5, 6). В конце 60-х лет Екатерина II решила соорудить новый памятник первому русскому императору, Петру Великому (3, 4). Авторами памятника стали французские скульпторы Этьен Морис Фальконе (1716-91) и его ученица Мари Анн Коло (1748-1821), которые работали в России в1766-78 гг. Для пьедестала была доставлена в Петербург гранитная скала массой 1600 тонн (3). Доставкой камня, его установкой, а затем и планировкой всей Сенатской площади занимался Ю. Фельтен. Бронзовая конная статуя Петра на огромном куске скалы была официально открыта в 1782 году. Памятник получил поэтическое имя «Медный всадник» и очень быстро стал одним из главных символов Санкт-Петербурга (4).

Большую роль в образе города играли элементы благоустройства набережных. В 1770 - 80-х годах по проектам Ю. Фельтена были созданы гранитные набережные Невы, а чуть позже каменное благоустройство получили Мойка, Фонтанка и Крюков канал.

Индивидуальный подход к озеленению, большое количество скульптуры как созданное специально, так и привезенное из дальних стран, например, скульптуры египетских сфинксов из древних Фив, специальное оформление спусков к воде, индивидуальные мосты и пешеходные мостики – все это сделало облик Петербурга неповторимым и уникальным. При общем достаточно строгом, классицистическом решении основных массивов застройки элементы благоустройства набережных и площадей придали городу необычно поэтический и монументальный облик новой северной столицы непохожей на другие города.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал