Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации






Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации является разновидностью правотворческого процесса и представляет собой совокупность сменяющих друг друга стадий, посредством которых, осуществляется деятельность, связанная с рассмотрением проектов законов субъектов Российской Федерации, их принятием, опубликованием и вступлением в силу.

Перечень субъектов права законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации закрепляется региональным законодательством.

По общему правилу к ним относя депутатов, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), представительный орган местного самоуправления. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителям от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти данного субъекта Российской Федерации, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта Российской Федерации. Согласно ст. 38 Устава Новосибирской области Право законодательной инициативы в Законодательном Собрании Новосибирской области. принадлежит Губернатору Новосибирской области, депутатам Законодательного Собрания Новосибирской области, комитетам Законодательного Собрания Новосибирской области, представительным органам муниципальных образований, прокурору Новосибирской области. Право законодательной инициативы принадлежит также Уставному суду Новосибирской области, Новосибирскому областному суду по вопросам их ведения.

Некоторые субъекты Федерации закрепляют более широкий перечень субъектов права законодательной инициативы. Так, в соответствии со ст. 63 Устава Томской области субъектами права законодательной инициативы в Законодательной Думе Томской области являются: депутаты Законодательной Думы Томской области, Губернатор Томской области, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, входившие в качестве кандидатов в региональную группу депутатов федерального списка кандидатов, соответствующую Томской области, группе субъектов Российской Федерации, в которую входит Томская область, части территории Томской области, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Томской области, представительные органы муниципальных образований, Контрольно-счетная палата Томской области, Общественная палата Томской области, Молодежный парламент Томской области, прокурор Томской области, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области, Томский областной суд, Арбитражный суд Томской области, Избирательная комиссия Томской области, Федерация профсоюзных организаций Томской области, Ассоциация «Совет муниципальных образований Томской области», а также население области от имени не менее чем одного процента от числа граждан, обладающих избирательным правом.

Законопроекты, внесенные в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке. Проекты законов о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, рассматриваются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо при наличии заключения указанного лица. Данное заключение представляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок, который устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и не может быть менее двадцати календарных дней.

Конституция (устав) субъекта Российской Федерации, поправки к ней (к нему) принимаются не менее двумя третями голосов от установленного числа депутатов. Законы субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено Федеральным законом «Об основных принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Проект закона субъекта Российской Федерации рассматривается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации не менее чем в двух чтениях. Решение о принятии либо отклонении проекта закона, а также о принятии закона оформляется постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В случае, если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации двухпалатный и в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации требуется одобрение принятого закона субъекта Российской Федерации другой палатой, такой закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от установленного числа членов этой палаты. В случае отклонения принятого закона палатой, к полномочиям которой относится одобрение законов субъекта Российской Федерации, отклоненный закон субъекта Российской Федерации считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов палаты, принявшей закон.

Законы субъекта Российской Федерации, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, направляются указанным органом для обнародования высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок, который устанавливается конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации обязано обнародовать конституцию (устав), закон субъекта Российской Федерации, удостоверив обнародование закона путем его подписания или издания специального акта, либо отклонить закон в срок, который устанавливается конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации и который не должен превышать четырнадцать календарных дней с момента его поступления. Порядок обнародования конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.

В случае отклонения закона субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) отклоненный закон возвращается в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений и дополнений. В случае отклонения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) закона субъекта Российской Федерации указанный закон может быть одобрен в ранее принятой редакции не менее двумя третями голосов от установленного числа депутатов. Одобренный в ранее принятой редакции закон субъекта Российской Федерации не может быть повторно отклонен высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и подлежит обнародованию в срок, установленный конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.

Конституция (устав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.

Конституции (уставы) субъекта Российской Федерации довольно подробно регламентируют порядок обнародования и вступления в силу региональных законов. Так, в соответствии со ст. 74 Устава Алтайского края Алтайское краевое Законодательное Собрание направляет принятые Устав (Основной Закон) Алтайского края, законы Алтайского края для обнародования Губернатору Алтайского края не позднее десяти дней со дня их принятия на сессии Алтайского краевого Законодательного Собрания.Губернатор Алтайского края обязан обнародовать Устав (Основной Закон) Алтайского края, закон Алтайского края, удостоверив обнародование закона путем его подписания, либо отклонить закон в течение десяти дней со дня его поступления Губернатору Алтайского края, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации. В случае отклонения закона Алтайского края Губернатором Алтайского края отклоненный закон возвращается в Алтайское краевое Законодательное Собрание с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений и дополнений.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал