Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метод анализа хозяйственной деятельности, его характерные черты






Метод как способ исследования. Ха­рактерные черты метода АХД. Оп­ределение метода АХД.

Под методом науки в широком смыс­ле понимают способ исследования свое­го предмета. Специфические для различ­ных наук способы подхода к изучению своего предмета (в том числе и АХД) ба­зируются на всеобщем диалектическом методе познания.

Диалектика исходит из того, что все явления и процессы необходимо рассмат­ривать в постоянном движении, измене­нии, развитии. Здесь исток одной из характерных черт метода АХД — необходимость постоянных срав-Сравнения очень широко применя­ются в АХД. Фактические результаты деятельности сравниваются с результа­тами прошлых лет, достижениями других предприятий, плановыми показателями, среднеотраслевыми и т.д.

Диалектика учит, что каждый процесс, каждое явление надо рассматривать как единство и борьбу противоположностей

Отсюда вытекает необходимость изучения внутренних противоречий, положительных и отрицательных сто­рон каждого явления, каждого процесса. Это тоже одна из характерных черт АХД. Например, НТП оказывает положи­тельный результат на рост производительности труда, повыше­ние уровня рентабельности и другие показатели, но при этом надо учитывать и его отрицательные черты, такие, как загряз­нение окружающей среды, развитие гиподинамии и др.

Использование диалектического метода в анализе означает, что изучение хозяйственной деятельности предприятий должно проводиться с учетом всех взаимосвязей. Ни одно явление не может быть правильно понято, если оно рас­сматривается изолированно, без связи с другими. Например, изу­чая влияние внедрения новой техники на уровень себестоимос­ти продукции, надо учитывать не только непосредственную, но и косвенную связь. Известно, что с внедрением новой техники увеличиваются издержки производства, а значит, и себестоимость продукции. Но при этом растет производительность труда, что в свою очередь способствует экономии заработной платы и снижению себестоимости продукции. Отсюда следует, что если темпы роста производительности труда будут большими, чем темпы роста издержек на содержание и эксплуатацию новой техники, тогда себестоимость продукции будет снижаться, и на­оборот. Значит, чтобы понять и правильно оценить то или дру­гое экономическое явление, необходимо изучить все взаимосвя­зи и взаимозависимости с другими явлениями. Это одна из методологических черт метода АХД.

Важной методологической чертой анализа являет­ся и то, что он способен не только устанавливать причинно-следственные связи, но и давать им количе­ственную характеристику, т.е. обеспечивать изме­рение влияния факторов на результаты деятельнос­ти. Это делает анализ точным, а выводы обоснованными.

Изучение и измерение причинных связей в анализе можно осуществить методом индукции и дедукции. Способ иссле­дования причинных связей с помощью логической индукции заключается в том, что исследование ведется от частного об­щему, от изучения частных фактов к обобщениям, от причин

к результатам. Дедукция — это такой способ, когда исследова­ние осуществляется от общих фактов к частным, от результа­тов к причинам. Индуктивный метод в анализе используется в сочетании и единстве с дедуктивным.

Использование диалектического метода в АХД означает, что каждый процесс, каждое экономическое явление надо рассмат­ривать как систему, как совокупность многих элементов, свя­занных между собой. Из этого вытекает необходимость сис­темного подхода к изучению объектов анализа, что является еще одним из направлений методологии исследования.

Главные особенности системного подхода — это динамич­ность, взаимодействие, взаимозависимость и взаимосвязь эле­ментов системы, комплексность, целостность, соподчиненность, выделение ведущего звена.

Системный подход предусматривает максимальную детализацию изучаемых явлений и процессов на элементы (собственно анализ) и их систематизацию. Детализация (выделение составных частей) тех или других явлений проводится в той степени, которая практически необходима для выяснения наиболее существенного и главного в изучаемом объекте. Она зависит от объекта и цели анализа. Это сложная задача в АХД, которая требует от аналитика конкретных знаний сущности экономических, а также факторов и причин, определяющих их развитие.

Систематизация элементов системы производится на основе изучения их взаимосвязи и взаимодействия. Это позво­ляет определить главные компоненты, функции, соподчиненность элементов системы, построить приблизительную структурно-логическую модель анализа изучаемого объекта (системы). Гра­фически она обычно представляется в виде блочного рисунка, где каждому элементу соответствует определенный блок. От­дельные блоки связаны между собой стрелками, которые пока­зывают наличие и направление внутренних и внешних связей системы. На основе структурно-логической схемы определяются математические формы зависимости, строятся математические модели, описывающие взаимосвязь между элементами системы, определяются их параметры. Систематизация является также очень ответственным моментом в анализе. В процессе ее не­обходимо из всего множества изучаемых факторов отделить ти­пичные от случайных, выделить главные, от которых зависят ре­зультаты деятельности.

Важной методологической чертой АХД, которая вытекает непосредственно из предыдущей, является разработка и использование системы показателей, необходимой для комплексного, системного исследования причинно-следствен­ных связей экономических явлений и процессов в хозяйствен­ной деятельности предприятия.

Таким образом, метод АХД представляет систем­ное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия путем обработки специальными при­емами системы показателей плана, учета, отчет­ности и других источников информации с целью повышения эффективности функционирования орга­низации.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал