Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет

им.С.М.Кирова

Кафедра лесных гусеничных и колесных машин

_______________________________________

 

 

Конструкция, расчет и потребительские свойства изделия

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ:

 

Выполнил: студент курса группы

 

Проверил: Пушков Ю.Л.

 

 

 

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

 

 

Содержание.

 

Задание……………………………………………………………………3

1.Выбор двигателя……………………………………………………….4

1.1 Расчет мощности двигателя………………………………………4

1.2 Обоснование типа двигателя……………………………………..8

1.3 Определение основных параметров двигателя………………….8

1.4 Построение скоростной характеристики двигателя…………….10

2.Выбор передаточных чисел трансмиссии. Построение и анализ

тяговой и динамической характеристик машины. Выбор основных

узлов трансмиссии…………………………………………………….14

2.1 Выбор передаточных чисел трансмиссии………………………14

2.2 Построение и анализ тяговой и динамической характеристики

машины…………………………………………………………….19

2.3 Анализ тяговой характеристики трактора………………………24

3.Общая динамика………………………………………………………..28

3.1 Определение углов статической устойчивости при движении

с грузом и без груза……………………………………………….28

4.Рассчет сцепления……………………………………………………...32

4.1 Определение размеров диска сцепления......................................32

4.2 Проверка сцепления на износ……………………………………33

4.3 Проверка сцепления на нагрев…………………………………..35

4.4 Расчет нажимных пружин………………………………………..36

4.5 Приводы управления……………………………………………..39

 

 

1. Выбор двигателя

 

1.1. Расчет мощности двигателя

 

Мощность двигателя транспортной машины определяется по следующей формуле, кВт:

 

. (1.1)

 

где Рк - касательная сила тяги на ведущих органах машины, необходимая для преодоления сил сопротивления движению, кН;

Vа - скорость движения машины, км/ч;

η тр - коэффициент полезного действия (кпд) трансмиссии;

η г - коэффициент учета потерь на трение в сочленениях траков и в зацеплении на ведущем участке гусениц (только для гусеничных машин)

Касательная сила тяги Рк, кН, определяется из уравнения тягового баланса машины:

 

(1.2)

 

где Σ Рсопр - суммарная сила сопротивления движению, кН;

- силы сопротивления качению, подъема, инерции, воздуха, кН;

Ркр - крюковая сила тяги, кН.

При выполнении курсового проекта мощность двигателя следует определять для режима равномерного движения машины (Рj = 0) на подъеме, тогда:

 

(1.3)

 

 

Расчетные формулы для нахождения Рк имеют следующий вид.

Трелевка в полупогруженном состоянии:

 

(1.4)

 

где - сила веса тягача, кН;

- сила веса части груза, размещенной на тягаче, кН;

- коэффициент сопротивления качению тягача;

- руководящий подъем дороги (волока);

- сила веса части груза, волочащейся по земле, кН;

- коэффициент сопротивления скольжению волочащейся части

пачки.

Сила веса тягача, рейсовая нагрузка, тип дороги (волока), руководящий подъем, скорость движения указываются в задании на курсовой проект.

Сила веса части пакета, размещенной на тягаче обычно составляет:

При трелевке деревьев в полупогруженном состоянии трелевочными тракторами:

 

(1.5)

 

Коэффициенты сопротивления качению и выбираются из справочной литературы и будут равны:

=

=

Коэффициент полезного действия трансмиссии лежит в следующих пределах:

гусеничные трелевочные тракторы 0, 80 - 0, 85

Коэффициент учета потерь в гусеницах принимается равным 0, 95-0, 96.

Условия для определения мощности двигателя. Мощность двигателя лесотранспортной машины в основном определяется величинами Рк и Vа, которые при работе машины изменяются в широких пределах из-за значительного колебания коэффициента сопротивления движению, размера и веса транспортируемых пачек. Поэтому мощность двигателя необходимо найти для трех различных условий движения машины, и для последующих расчетов принять наибольшее значение.

Каждое условие движения характеризуется своей величиной коэффициентов сопротивления качению и , руководящего подъема и скорости движения машины Vа. Значения этих параметров для трех условий движения приведены в таблице 1.1.

 

Таблица 1.1.

Условия для определения мощности двигателя

Условие Коэффициенты сопротивления качению и Руководящий подъем Скорость движения Vа
  = =    
  = =    
  = =    

 

Необходимо обратить внимание на то, что для первых двух условий рассматривается движение груженой машины с минимальной и рабочей скоростями. В этом случае для трелевочного трактора .

Для третьего условия расчет ведется при движении порожней машины с максимальной скоростью. В этом случае рейсовая нагрузка отсутствует, т.е. , и для трелевочного трактора .

 

Определим касательную силу тяги для 1 условия:

 

кН

 

Определим касательную силу тяги для 2 условия:

 

кН

 

Определим касательную силу тяги для 3 условия:

 

 

Определим мощность двигателя для 1 условия:

 

кВт

 

Определим мощность двигателя для 2 условия:

 

кВт

 

Определим мощность двигателя для 3 условия:

 

кВт

Для последующих расчетов принимаем наибольшее значение мощности:

кВт

1.2 Обоснование типа двигателя.

Краткая техническая характеристика ДВС ММЗ-Д245:

Ne=77.1 кВт –мощность двигателя

ne= 2200 мин -1 = частота вращения коленчатого вала

i = 4P – число и расположение цилиндров

d=110 мм

S= 125 мм

VH=4, 75 л

g=16, 0

G=430 кг

Gен=250 г/кВт*ч

 

 

1.3 Определение основных параметров двигателя.

В результате выполненных расчетов и подбора двигателя-прототипа определены необходимая мощность двигателя, которая в дальнейших расчетах рассматривается как номинальная мощность Nен, и соответствующая ей частота вращения коленчатого вала, называемая номинальной частотой вращения nн.

Крутящий момент на номинальной мощности (номинальный крутящий момент двигателя), определяется по соотношению, Н*м:

Мен

Удельный расход топлива gен на номинальной мощности принимается из приложения и равен 220

Основными размерами двигателя являеются диаметр цилиндра d и ход поршня S.

Диаметр цилиндра определяется по формуле, мм:

d=337³ √ ((τ *Nен)/ψ *pe*i*nн))

где: τ -число тактов рабочего цикла

ψ -отношение хода поршня к диаметру цилиндра

pe-эффективное давление, МПа

i-число цилиндров двигателя.

Отношение Хода поршня к диаметру цилиндра

Ψ =

Далее необходимо рассчитать и оценить следующие основные параметры двигателя:

S=ψ *d

Рабочий обьем одного цилиндра, л

Vh=

Рабочий обьем двигателя, л

Vh=vh* i

Литровая мощность двигателя, кВт/л

Nл=Nен/Vh

Удельная масса двигателя, кг/кВт

Gy=Gd/Nен

Среднюю скорость поршня, м/c

См=(S*nн)/30

Мен=9550*(77.1/2200)=382 Н*м

 

d=337* ³ √ (4*77.1)/(1.15*1*4*2200)=33.7 мм

 

S=1.15*33.7=38.76 мм

 

Vh=(3.14* 33.7^2*38.76)/4*10^6=0.03 л

 

Vh=0.03*4= 0.12 л

 

Nл=77, 1/0, 12=642, 50 кВт/л

 

Gy=430/77.1=5.58 кг/кВт

 

Cm=(0.04*2200)/30=2.93 м.с

 

1.4 Построение скоростной характеристики двигателя.

Скоростную характеристику реальных двигателей получают опытным путем, испытывая двигатель в лабораторных условиях на специальных тормозных стендах. На стадии проектирования скоростная характеристика двигателя с некоторым приближением может быть построена расчетным путем на основании единственной полученной в результате предыдущих вычислений режимной точки N ем , Мем, gен, ne c использованием эмпирических формул С.Р.Лейдермана:

Ne=Nен*(A*(n/nн)+B*((n² /n² н) – (n³ /n³ н)), кВт

 

Ме=9550 * (Ne/n), Н* м

 

ge=gен*(A₀ -B₀ *(n/nн)+C₀ *(n² /n² н)), г/(кВт/ч)

 

Gt=(ge*Ne)/1000, кг/ч

 

Здесь Ne= искомая мощность двигателя, кВт

n- частота вращения коленчатого вала, соответствующая искомой мощности, мин-1

Ме- искомый крутящий момент двигателя, Н*м

ge- искомый удельный расход топлива, г / (кВт*ч)

gен- удельный расход топлива при номинальной мощности двигателя, берется из технической характеристики двигателя-прототипа.

А, В, А₀, В₀, С₀ - Коэффициенты Лейдермана принимаются из таблицы 1.3

 

Минимальная частота вращения определяется по соотношению

nmin= 0.4* n н

Из этого интервала выбирается 5-6 равномерно отстоющих друг от друга значений частоты вращения коленчатого вала. Крайними являются nmin и n н. Для каждой полученной частоты вращения по уравнениям(1.18-1.21) рассчитываются значения Ne Ме ge Gt. Результаты расчетов сводятся в таблицу 1.4.

Таблица 1.3

Значения коэффициентов формул Лейдермана

Тип двигателя А В А₀ В₀ С₀ gен, г/кВт*ч
Дизельный с непосредственным впрыском 0, 87 1, 13 1, 55 1, 55 1, 0 225-250

 

 

Расчет искомой мощности

1)Ne=77.1(0.87*(880/2200)+1.13*(880² /2200²)-(880³ /2200³))=35.8 кВт

2) Ne=47.59 кВт

3) Ne=58, 40 кВт

4) Ne=67, 45 кВт

5) Ne=73, 95

6) Ne=77, 1

Расчет искомого крутящего момента

1)Ме=9550*(35, 8/880)=388, 5 Н*м

2) Ме=397.3 Н*м

3) Ме=396.107 Н*м

4) Ме=385.25 Н*м

5) Ме=364.78 Н*м

6) Ме=334.684 Н*м

Расчет искомого удельного расчета топлива

1)ge=250*(1.55-1.55*(880/2200)+1*(880² /2200²))=272.5 г/(кВт/ч)

2) ge=253.6 г/(кВт/ч)

3) ge=241.9 г/(кВт/ч)

4) ge=237.4 г/(кВт/ч)

5) ge=240.1 г/(кВт/ч)

6) ge=250 г/(кВт/ч)

Расчет искомого часового расхода топлива

1)Gt=(272.5*35.8)/1000=9.76 кг/ч

2) Gt=12.07 кг/ч

3) Gt=14.13 кг/ч

4) Gt=16.01 кг/ч

5) Gt=17.76 кг/ч

6) Gt=19.28 кг/ч

Таблица 1.4

Расчет скоростной характеристики двигателя

n, мин -1 Ne, кВт Ме, Н*м ge, г/(кВт/ч) Gt кг/ч
    35, 8 388, 5 272, 5 9, 76
    47, 59 393, 3 253, 6 12, 07
    58, 40 396, 107 241, 9 14, 13
    67, 45 385, 25 237, 4 16, 01
    73, 95 364, 78 240, 1 17, 76
    77, 1 334, 684   19, 28
** nm=1210   Меmax=393, 3    

По кривой крутящих моментов скоростной характеристики необходимо определить максимальную велечину крутящего момента и соответствующую ей частоту вращения коленчатого вала и занести в строку **.

 

 

Рис.1.1 Скоростная характеристика двигателя.

 

2. Выбор передаточных чисел трансмиссии. Построение и анализ тяговой и динамической характеристик машины. Выбор основных узлов трансмиссии.

2.1 Выбор передаточных чисел трансмиссии.

Расчет передаточных чисел трансмиссии гусеничных машин производится после выбора состава агрегатов трансмиссии, и начинается с определения общего передаточного числа трансмиссии на низжей(первой) и высшей передачах коробки передач.Общее передаточное число механической трансмиссии трактора представляет собой произведение передаточных числе всех ее агрегатов

Кn=in*i₀ * iпмп*iбп

Где n-номер передачи коробки передач

in- передаточное число коробки передач на включенной n-й передаче

i₀ -передаточное число главное передачи

iпмп- передаточное число планетарного механизма поворота

iбп-передаточное число бортовой передачи

Для определения общего передаточного числа трансмиссии на низжей и высшей передачах коробки передач используются следующие ранее рассчитанные параметры:

Максимальная сила тяги Pkmax, кН

Номинальный крутящий момент Мен, Н*м

Максимальный крутящий момент двигателя Мем (берется из скоростной характеристики)

Номинальная частота вращения коленчатого вала nен, мин -1

Частота вращения коленчатого вала nм, соответствующая максимальному крутящему моменту двигателя мин-1

Заданная максимальная скорость движения трактора Vamax , км/ч

Общее передаточное число трансмиссии К1д на низжей передаче коробки передач должно обеспечивать движение машины в наиболее тяжелых условиях с грузом на режиме максимальной мощности двигателя. Поэтому К1д определяется из условий преодоления машиной сопротевления движению по зависимости

К1д=((Pkmax*Rз)/ (Мен* μ трг))*10³

Где Rз-радиус ведущей звездочки, м

Rз принимаем 0, 235 м

Вычисление по формуле (3.2) передаточное число трансмиссии необходимо проверитбь на условие ограничения максимально возможной силы тяги сцеплением гусениц с опорной поверхностью. Максимальное значение передаточного числа трансмиссии в соответствии с этим условием определяется по формуле:

К1с=((Gсц*φ * Rз)/ (Мен* μ трг))*10³

Где Gсц- сцепной вес груженой машины, кН

φ -коэффициент сцепления гусениц с опорной поверхностью.

Сцепной вес для трелевочного трактора определяется по соотношению, кН

Gсц=G+Q1

Окончательное передаточное число трансмиссии на первой передаче коробки передач выбирается из условия

К1д < =К1 < =К1с

Обычно для гусенечных машин велечина К1 принимается ближе к значению, рассчитанному по условию ограничения силы тяги по сцеплению

Общее передаточное число трансмиссии на высшей передаче коробки передач определяется из условия обеспечения движения порожней машины с заданной скоростью:

Квысш=0, 377*((Rз*nн)/ Vamax)

 

 

Знаминатель прогрессии определяется по соотношению

q= Mем/Mен

Корректировка знаменателя прогрессии

q= m-1√ (К1высш)

Из соотношений определяют минимальное число ступеней m коробки передач

m=(Lg(К1высш))/(Lg(Mем/Mен))+1

 

Число ступеней вычисленное по формуле округляется до целого значения. Рассчитав передаточные числа трансмиссии на первой и высшей передачах коробки передач, переходят к определению передаточных числе агрегатов, входящих в состав трансмиссии машины: коробки передач, главной передачи, планетарного механизма поворота, бортовой передачи. Значения передаточных числе трансмиссии принимаются по аналогии с существующими моделями тракторов, и должны лежать в следующих пределах:

Главная передача i₀ =2, 5…….5, 5

Планетарный механизм поворота сдвоенный iпмп=1, 35…..1, 45

Бортовая передача двойная iбп > 5.8

Подбирая велечину передаточных чисел агрегатов трансмиссии, следует наиболее значения принимать для планетарного механизма поворота и бортовой передачи. Это необходимо, для того, чтобы разгрузить от больших крутящих моментов главную передачу.

Передаточное число коробки передач на первой передаче определяется по формуле:

i1=K1/ i₀ * iпмп*iбп

Передаточное число коробки передач на второй передаче определяется по формуле:

i2=i1/q

здесь q – корректированное значение знаменателя прогрессии вычесленное по формуле

на третьей передаче по формуле

i3=i2/q

на m-й (высшей) передаче по формуле

im=im-1/q

Велечина передаточного числа коробки передач на высшей передаче должна быть не менее 0, 4.

После определения передаточных чисел отдельных агрегатов трансмиссии необходимо рассчитать общее передаточное число трансмиссии на всех передачах по отношению.

 

 

Рассчитываем общее передаточное число трансмиссии на низжей передаче

К1д=((61, 675*0, 235)/ (382*0, 85*0, 95))*10³ =46, 97

 

Рассчитываем сцепной вес трактора

 

Gсц=145+21, 5=166, 5

 

Рассчитываем максимальное значение передаточного числа трансмиссии

 

К1с=((166, 5*0, 7* 0, 235)/ (382* 0, 85*0, 95*10³ =88, 79

 

46, 97< = К1 < =88, 79

 

Принимаем К1=75

 

Рассчитываем знаминатель прогрессии

 

q= 397, 3/382=1, 04

 

Рассчитываем общее передаточное число трансмиссии на высшей передаче

 

Квысш=0, 377*((0, 235*2200)/12)=16, 24

 

 

определяем минимальное число ступеней m коробки передач

 

m=(Lg(75/16, 24))/(Lg(397, 3/382))+1=3, 9+1=4, 9

принимаем m=5

 

Корректировка знаменателя прогрессии

q= 5-1√ (75/16, 24)=1, 466

 

Выбираем значение главное передачи i₀ =2.5

 

Значение планетарного механизма поворота iпмп= 1, 35

 

Значение бортовой передачи iбп=5, 9

 

Передаточное число коробки передач на первой передаче:

 

i1=75/2, 5*1, 35*5, 9=3, 766

 

 

Передаточное число коробки передач на второй передаче:

 

i2=3, 766/1, 466=2, 568

 

Передаточное число коробки передач на третьей передаче:

 

 

i3=2, 568/1, 466=1, 752

 

Передаточное число коробки передач на четвертой передаче:

 

i4=1, 752/1, 466=1, 195

 

Передаточное число коробки передач на пятой передаче:

 

 

i5=1, 195/1, 466=0, 815

 

 

2.2 Построение анализ тяговой и динамической характеристики машины.

 

 

После выбора состава агрегатов трансмиссии и расчета передаточных чисел выполняется расчет и построение тяговой и динамической характеристики, которые являеются основными документами, характерезующими тягово-динамические качества машины.

Тяговой характеристикой машины называют графическую зависимость касательной Pk (для гусенечных машин), кН, от скорости движения машины Vа км/ч. Эта зависимость рассчитывается для каждой передачи коробки, и все кривые наносятся на общий график. При расчетах применяется таблица 4.1.

Для расчета тяговой характеристики используется рассчитанная ранее скоростная характеристика двигателя, из которой берутся значения величин n и Me. При этом рассматривается правая рабочая ветвь скоростной характеристики, лежащая в интервале между частотой вращения коленчатого вала nм, соответствующей максимальному крутящему моменту двигателя Mем и номинальной частотой вращения nн.

Этот интервал равномерно берется и разбивается на 5-6 точек. Частота вращения для каждой точки и соответствующий ей кртящий момент, который берется по кривой M е, заносятся в первый и второй столбцы таблицы 4.1.

Дополнительно берется еще одно значение частоты вращения, лежащее на один шаг левее точки nм, и соответствующее значение крутящего момента.В таблице это первая строка, обозначенная nм-1 и Mем-1. Всего для построения каждой кривой нужно не менее шести расчетных точек.

 

Общие передаточные числа трансмиссии вычисляются по формуле

 

Кn=in*i₀ * iпмп*iбп

 

Параметры тяговой характеристики рассчитываются по следующим соотношениям.

Скорость движения для гусенечного трактора, км/ч

Va=0.377*((Rз*n)/Кn))

Где Rз- радиус ведущей звездочки, м

Кn- общее передаточное число трансмиссии на соответствующей передаче коробки передач.

Касательная сила тяги для гусеничного трактора, кН

Pк=((Меnтрг)/ Rд)*10-3

 

Общие передаточные числа трансмиссии на 1 передаче

 

К12=3, 766*5, 5*1, 4*5=144, 991

 

Общие передаточные числа трансмиссии на 2 передаче

 

К22=2, 568*5, 5*1, 4*5=98, 868

 

 

Общие передаточные числа трансмиссии на 3 передаче

 

К33=1, 752*5, 5*1, 4*5=67, 452

 

Общие передаточные числа трансмиссии на 4 передаче

 

К44=1, 195*5, 5*1, 4*5=46, 0075

 

Общие передаточные числа трансмиссии на 5 передаче

 

К55=0, 815*5, 5*1, 4*5=31, 3775

 

Скорость движения для гусеничного трактора на 1 передаче, км/ч

 

1)Va=0.377*((0, 235*1144)/144, 991))=0, 699 км/ч

2) Va=0.739 км/ч

3) Va=0.860 км/ч

4) Va=1.022 км/ч

5) Va=1.183 км/ч

6) Va=1.344 км/ч

 

Касательная сила тяги для гусеничного трактора на 1 передаче, кН

 

1)Pк=((397*144, 991*0, 85*0, 95)/ 0, 235)*10-3=198 кН

2) Pк=198 кН

3) Pк=197 кН

4) Pк=192 кН

5) Pк=182 кН

6) Pк=166 кН

Скорость движения для гусеничного трактора на 2 передаче, км/ч

 

1)Va=0.377*((0, 235*1144)/98.868))=1.025 км/ч

2) Va=1.084 км/ч

3) Va=1.262 км/ч

4) Va=1.498 км/ч

5) Va=1.735 км/ч

6) Va=1.971 км/ч

 

Касательная сила тяги для гусеничного трактора на 2 передаче, кН

 

1)Pк=((397*98.868*0, 85*0, 95)/ 0, 235)*10-3=135 кН

2) Pк=135 кН

3) Pк=134 кН

4) Pк=131 кН

5) Pк=124 кН

6) Pк=114 кН

 

Скорость движения для гусеничного трактора на 3 передаче, км/ч

 

1)Va=0.377*((0, 235*1144)/67.452))=1.503 км/ч

2) Va=1.589 км/ч

3) Va=1.849 км/ч

4) Va=2.196 км/ч

5) Va=2.543 км/ч

6) Va=2.890 км/ч

 

Касательная сила тяги для гусеничного трактора на 3 передаче, кН

 

1)Pк=((397*67.452*0, 85*0, 95)/ 0, 235)*10-3=92 кН

2) Pк=92 кН

3) Pк=91 кН

4) Pк=89 кН

5) Pк=85 кН

6) Pк=77 кН

 

 

Скорость движения для гусеничного трактора на 4 передаче, км/ч

 

1)Va=0.377*((0, 235*1144)/46.0075))=2.203 км/ч

2) Va=2.330км/ч

3) Va=2.711 км/ч

4) Va=3.220 км/ч

5) Va=3.728 км/ч

6) Va=4.236 км/ч

 

Касательная сила тяги для гусеничного трактора на 4 передаче, кН

 

1)Pк=((397*46.0075*0, 85*0, 95)/ 0, 235)*10-3=63 кН

2) Pк=63 кН

3) Pк=62 кН

4) Pк=61 кН

5) Pк=58 кН

6) Pк=53 кН

 

Скорость движения для гусеничного трактора на 5 передаче, км/ч

 

1)Va=0.377*((0, 235*1144)/31.3775))=3.230 км/ч

2) Va=3.416км/ч

3) Va=3.976 км/ч

4) Va=4.720 км/ч

5) Va=5.466 км/ч

6) Va=6.212 км/ч

 

Касательная сила тяги для гусеничного трактора на 5 передаче, кН

 

1)Pк=((397*31.3775*0, 85*0, 95)/ 0, 235)*10-3=43 кН

2) Pк=43 кН

3) Pк=42 кН

4) Pк=41 кН

5) Pк=39 кН

6) Pк=36 кН

Таблица 4.1

Параметры тяговой характеристики трактора.

n мин-1   Ме Н*м К12 К22 К33 К44 К55
Va Км/ч Pк кН Va Км/ч Pк кН Va Км/ч Pк кН Va Км/ч Pк кН Va Км/ч Pк кН
    0, 699   1, 025   1, 503   2, 203   3, 230  
  397, 3 0, 739   1, 084   1, 589   2, 330   3, 416  
  396, 107 0, 860   1, 262   1, 849   2, 711   3, 976  
  385, 25 1, 022   1, 498   2, 196   3, 220   4, 720  
  364, 78 1, 183   1, 735   2, 543   3, 728   5, 466  
  334, 684 1, 344   1, 971   2, 890   4, 236   6, 212  

 

 

2.3 Анализ тяговой характеристики трактора.

Рассмотрим движение гусенечного трелевочного трактора весом G=145 кН

Трелевка осуществляется в полупогруженном состоянии

Рейсовая нагрузка Q равна 43 кН

На раму трактора приходится половина рейсовой нагрузки, вес второй половины приходится на грунт, т.е. Q1=Q2=21.5 кН

Коэффициент сопротивления качению трактора f1 лежит в интервале 0, 07-0, 16

Коэффициент сопротивления волочащейся по грунту части пачки f2 лежит в интервале 0, 30-0, 45

Руководящий подьем ip=0.08

Коэффициент сцепления φ =0, 7

Трактор имеет тягово-скоростные качества, соответствующие тяговой характеристики, представленной на рис. 4.2.

 

Рис 4.2.Тяговая характеристика гусеничного трактора.

 

 

Выполним анализ движения груженого трактора в тяжелых дорожных условиях при f1=0, 16 и f2=0, 45 ip=0, 08

Сцепной вес трактора равен:

Gсц= G+Q1=145+21.5=166.5 кН

 

Сумма сил сопротивления движению:

∑ Pсопр=Pf+Pi=(G+Q1)*(f1+ ip)+Q2*(f2+ ip)=(145+21.5)*(0.16+0.08)+21.5*(0.45+0.08)=51.355 кН

 

Сила тяги по сцеплению:

Pφ = Gсц*φ =166.5*0.7=116.55 кН

Как следует из рис. 4.2. движение трактора возможно на 1, 2 3 и 4 передаче. Максимальная скорость движения достигается на 4 передаче составляет 4, 2 км/ч.

На 5 передаче передачах движение невозможно так как Pk< ∑ Pсопр

Максимальная величина подьема которую может преодолеть груженый трактор на 1 передаче при скорости 1, 3 км/ч определяется по соотношению

i=(Pk1- (G+Q1)* f1- (Q2* f2))/Ga=166-(145+21.5)*0.16-(21.5*0.45)/188=0.689 или 689‰

 

Выполним анализ движения груженого трактора при средних дорожных условиях f1=0, 115 и f2=0, 375 ip=0, 016

 

Сумма сил сопротивлению движению

∑ Pсопр=Pf+Pi=(G+Q1)*(f1+ ip)+Q2*(f2+ ip)=(145+21.5)*(0.115+0.016)+21.5*(0.375+0.016)=30, 218 кН

 

При движении на первой передаче со скоростью 1.3 км/ч трактор может преодолеть подьем

i=(Pk1- (G+Q1)* f1- (Q2* f2))/Ga=166-(145+21.5)*0.115-(21.5*0.375)/188=0.738 или 738‰

Выполним анализ движения порожнего трактора при легких дорожных условиях

f1=0, 07 ip=0

Вес транспортной системы

Ga=G=145 кН

Сцепной вес трактора

Gсц= G=145 кН

Сумма сил сопротивления движению

∑ Pсопр=Pf+Pi=G*(f1+ ip)=145*(0.07+0)=10.15 кН

Сила тяги по сцеплению

 

Pφ = Gсц*φ =145*0, 7=101, 5 кН

 

Как следует из рис 4.2 движение трактора возможно на 3, 4 и 5 передаче

На первой и второй передаче движение невозможно из-за ограничения по сцеплению, так как для этой передачи Pk1 и Pk2 > Pφ

Максимальная скорость движения трактора достигается на 5 передаче

При движении на второй передаче трактор со скоростью 1, 9 км.ч может преодолеть максимальный подьем порожний

i=(Pk2макс- G* f1)/Ga=(135-145*0, 07)/145=0.861 или 861‰

 

При движении на пятой передаче порожний трактор может преодолеть подьем

 

i=(Pk5- G* f1)/Ga=(36-145*0, 07)/145=0.178 или 178‰

 

Для трелевочных тракторов, транспортирующих деревья или хлысты в полупогруженном состоянии, вследствие различия значений коэффициентов f1 и f2 использование динамической характеристики затруднено. Поэтому для траторов обычно ограничиваются построением только тяговых характеристик.

 

3. Общая Динамика.

3.1 Определение углов статической устойчивости при движении с грузом и без груза.

Разрабатывая в курсовом проекте вопросы общей динамики гусенечных трелевочных тракторов, требуется определить:

-углы продольной и поперечной статической устойчивости, угол сползания трактора с грузом.

- предельный угол продольной устойчивости при движении с заданной нагрузкой в тяжелых условиях

-координату центра динамического давления xд

-проанализировать продольную и поперечную устойчивость машины.

Для проведения расчетов по общей динамике гусеничной машины необходимо выбрать геометрические параметры трактора из таблицы 5.3.В таблице буквой В обозначена колея машины.

 

Таблица 5.3 Геометрические параметры гусеничных машин

Масса тратора, Т Число опорных катков на борт b, м   hg м br м hr, м L, м B, м β, град
10, 0 и более   1, 3-1, 8 1, 0-1, 2 0, 3-1, 5 1, 5-1, 8 2, 5-2, 8 1, 8-2, 0 5-7

 

Предельные углы статической устойчивости груженого трактора определяются по следующим формулам.

Угол продольной статической устойчивости по опрокидыванию

 

Tgα max=(G*b+Q1*br)/(G*hg+ Q1*hr)

 

Угол поперечной статической устойчивости по опрокидыванию

 

Tgγ опр=((G+Q1)*B)/2*(G*hg+ Q1*hr)

 

Угол бокового сползания машины

 

Tgγ СП

Где φ – коэффициент сцепления

 

Для гусеничных машин принимается

φ =(0, 5-0, 7)* φ

 

При движении трелевочного трактора с грузом выражение для предельног угла продольной статической устойчивости по опрокидыванию имеет более сложный вид

 

Tgα дмакс=(G*b+Q1*br-Q2*f2*(hr*cosβ -br*sinβ))/(G*hg+ Q1*hr+Q2*(hr*cosβ -br*sinβ))

 

Динамическая реакция опорной поверхности zд при движении трактора определяется по формуле

 

Zд=(G+Q1)*cosα +Pкр*sinβ

 

Где α - максимальный заданный угол уклона опорной поверхности, град.

Pкр- максимальная крюковая сила тяги, кН

 

Максимальный заданный угол уклона опорной поверхности определяется по формуле, град

 

α = arctg(iмакс)

 

Максимальная крюковая сила тяги определяется по формуле, кН

 

Pкр=Q2*(fмакс+i)

 

Продольная координата Xд точки приложения динамической реакции опорной поверхности Zд (координата центра динамического давления)

 

Определяется по формуле, м

 

Xд=((G*b+Q1*br)*cosα -(G*hg+Q1*hr)*sinα - Pкр*(hrcosβ -brsinβ))/Zд

 

 

Угол продольной статической устойчивости по опрокидыванию

 

Tgλ max=(145*1, 8+21, 5*1, 5)/(145*1, 2+ 21, 5*1, 8)=1, 378=540

 

 

Угол поперечной статической устойчивости по опрокидыванию

 

Tgγ опр=((145+21, 5)*2)/2*(145*1, 2+ 21, 5*1, 8)=0, 782= 380

 

Угол бокового сползания машины

 

Tgγ СП=0, 7*0, 7=0, 49= 260

При движении трелевочного трактора с грузом выражение для предельног угла продольной статической устойчивости по опрокидыванию имеет более сложный вид

 

Tgλ дмакс=(145*1, 8+21, 5*1, 5-21, 5*0, 45*(1, 8*cos7-1, 5*sin7))/(145*1, 2+ 21, 5*1, 8+21, 5*(1, 8*cos7-1, 5*sin7))=1, 1236=480

 

Sin70=0.1219

cos70=0.9925

cos400=0.766

sin400=0.7102

 

Максимальный заданный угол уклона опорной поверхности, град

 

λ = arctg(0, 86)=0, 7102=400

 

Максимальная крюковая сила тяги, кН

 

Pкр=21, 5*(0, 45+0, 86)=28, 16 кН

 

 

Динамическая реакция опорной поверхности zд при движении трактора

 

Zд=(145+21, 5)*cos400+Pкр*sin70=130, 97

 

 

Продольная координата Xд точки приложения динамической реакции опорной поверхности Zд (координата центра динамического давления)

, м

 

Xд=((145*1, 8+21, 5*1, 5)*cos40-(145*1, 2+21, 5*1, 8)*sin40- 28, 16*(1, 8cos7-1, 5sin7))/130, 97=0, 2169

 

4.Рассчет сцепления

Сцепление должно обеспечивать передачу максимального крутящего момента двигателя и одновременно предохранять трансмиссию от перегрузок большими динамическими моментами. Поэтому рассчитывая его, необходимо обосновать выбор коэффициентов запаса β велечина которого лежит в пределах от 1.5…..2.0.

4.1 Определение размеров диска сцепления

Рассчетный момент трения в сцеплении, Н*м

 

Мремакс * β

 

Где Мемакс- максимальный крутящий момент двигателя, Н*м

Число поверхностей трения n выбирается в зависимости от велечины передаваемого момента обычно для тракторов принимается n=4

Внешний радиус ведомого диска, см

 

R=0.86* ³ √ Мр/(p0*μ *n(1+c-c2-c3)

 

Где p0- удельное давление по поверхности трения 0, 20 МПа

μ - коэффициент трения дисков 0.25

с- отношение внутреннего радиуса фрикционной накладки к внешнему 0.6

 

 

Рассчетный момент трения в сцеплении, Н*м

 

Мр=397, 3 *2=794, 6

 

 

Внешний радиус ведомого диска, см

 

R=0.86* ³ √ 794, 6/(0, 20*0, 25*4(1+0, 6-0, 62-0, 63)=13, 51 см

 

4.2 Проверка сцепления на износ

Износ сцепления в основном зависит от удельной работы сил трения, Дж/см2

γ =А/ F*n

где А – полная работа сил трения при однократном включении муфты, ДЖ

F – площадь фрикционной накладки ведомого диска, см3

 

Полная работа сил трения определяется по формуле

 

А=ώ 2ен/(2*(1-1/β)*(1/I0+1/Im)

 

Где ώ ен – угловая скорость вращения коленчатого вала двигателя при номинальной частоте вращения, с-1

I0 –момент инерции вращающихся деталей двигателя, лежит в пределах 1, 5….3, 0 н * м2

Im-приведенный к коленчатому валу момент инерции машины Н * м 2,

 

Im= 1.1*((G0*Rз)/(g*k2высш))

 

Где G0- вес транспортной системы Н

g- ускорение силы тяжести, м/ с2

Rз- радиус ведущей звездочки

Площадь фрикционной накладеи ведомого диска определяется по формуле, см2

 

F=3, 14*13, 512*(1-0, 62)=366, 792

 

Допустимая удельная работа сил трения за одно включение сцепления у трелевочных тракторов не должна превышать 50 Дж/см2

 

G0=188 кН

 

приведенный к коленчатому валу момент инерции машины Н * м 2

 

Im= 1.1*((188*0, 055225)/(9, 8*263, 73))=4, 4

 

угловая скорость вращения коленчатого вала двигателя при номинальной частоте вращения, с-1

ώ ен=(2200*3, 14)/30=230, 26

 

 

Полная работа сил трения Дж

А=230, 262/(2*(1-1/2)*(1/2+1/4, 4)=72909, 2 Дж

 

 

Износ сцепления Дж/см2

γ =72909, 2/ 366, 792*4=49, 69

 

 

4.3 Проверка сцепления на нагрев

Работа сил трения, преобразуясь в тепло, разогревает детали сцепления, вследствие чего ускоряется разрушение фрикционных накладок на ведомых дисков.

Повышение температуры одного ведущего диска при однократном включении сцепления составляет, град

 

t=(α *A)/(Gt*q)

 

где α коэффициент определяющий долю работы сил трения

α =2/n

Gt-удельная теплоемкость материала ведущих дисков (482 Дж/кг*град)

 

q-масса нагреваемой детали (среднего или нажимного диска), (10 кг)

 

Допустимое повышение температуры при однократном включении не должно превышать 100

 

коэффициент определяющий долю работы сил трения

 

α =2/4=0.5

 

Повышение температуры одного ведущего диска при однократном включении сцепления, град

 

t=(0, 5*72909, 2)/(482*10)=7, 560

 

 

4.4 Расчет нажимных пружин

Обычно число пружин z их средним диаметром D ср задаются ориентируясь на существующие конструкции сцепление гусенечных тракторов z=12

D ср =25

 

Нажимное усилие одной пружины, Н

P=(Мр/ 0.85*n*μ *Rср*z)

Где 0.85 коэффициент учитывающий неравномерность действия нескольких пружин

 

Rср-средний радиус ведомого диска м

 

Rср= R/2*(1+c)

 

Расчетное усилие пружины при выключенном сцеплении, Н

Pp=1.2P

 

Диаметр проволки пружины из расчета на прочность, мм

 

d=³ √ (8* Pp* D ср)/π *τ

 

где τ -допускаемое напряжение на кручение 500 МПа

 

Dср=Dн-d

 

Рабочее число витков пружины

 

mp=(∆ f*d4*G)/(1.6 * P * D ср 3)

 

∆ f-дополнительная деформация пружины при выключенном сцеплении

 

∆ f=∆ S*n

 

Общее число витков

 

m= mp+2

 

Рабочая деформация пружины при которой обеспечивается необходимое нажимное усилие определяется из соотношения, мм

 

f=(8*P*Dср³ * mp)/G*d4

 

Жесткость пружины Н / мм

 

δ =P/f

 

Минимальная длина пружины в сжатом состоянии, мм

 

lсж=(mp*1)+(mp+2)*d

 

Свободная длина пружины

 

L= lсж+f+∆ f

 

средний радиус ведомого диска м

 

Rср= 0, 135/2*(1+0, 6)=0, 108 м

 

Нажимное усилие одной пружины, Н

 

P=(794.6/ 0.85*4*0.25*0.108*12)=721.31 Н

 

 

Расчетное усилие пружины при выключенном сцеплении, Н

 

Pp=1.2*721, 31=865, 572 Н

 

Диаметр проволки пружины из расчета на прочность, мм

 

d=³ √ (8* 865, 572* 25)/3, 14*500=4, 794=4, 8 мм

 

Dн=25+4, 8=29, 8=30

 

D ср=30-4, 8=25, 2 мм

 

∆ f-дополнительная деформация пружины при выключенном сцеплении

 

∆ f=0, 60*4=2, 4 мм

 

Рабочее число витков пружины

 

mp=(2, 4*4, 84*80000)/(1.6 * 721, 31 * 25, 2 3)=5, 518

 

Общее число витков

 

m= 5, 518+2=7, 518

 

Рабочая деформация пружины при которой обеспечивается необходимое нажимное усилие, мм

 

f=(8*721, 31*25, 2³ * 5, 518)/80000*4, 84=11, 99 мм

 

 

Жесткость пружины Н / мм

 

δ =721, 31/11, 99=60, 159

 

Минимальная длина пружины в сжатом состоянии, мм

 

lсж=(5, 518*1)+(5, 518+2)*4, 8=41, 6044

 

Свободная длина пружины

 

L= 41, 6044+11, 99+2, 4=55, 9944 мм

 

4.5 Приводы управления

Общее передаточной число привода

i=(Pp*z)/Pn

Pn=220 Н

Рабочий ход выжимного подшипника, мм

∆ S=∆ f*ip

ip=5

Полный ход выжимного подшипника

Sпш=∆ S+(2.5….4.0)

Передаточное число привода

iпр=i/ip

Ход педали управления сцеплением

Рабочий Sp=∆ S* iпр

Свободный Sc=(2.5…..4.0)* iпр

Полный Sп= Sпш* iпр

 

 

 

Общее передаточной число привода

i=(865, 572*12)/220=47, 213

Рабочий ход выжимного подшипника, мм

∆ S=2, 4*5=12 мм

Полный ход выжимного подшипника

Sпш=12+3=15 мм

Передаточное число привода

iпр=47, 213/5=9, 4426

Ход педали управления сцеплением

Рабочий Sp=12*9, 4426=113, 3112 мм

Свободный Sc=3*9, 4426=28, 3278 мм

Полный Sп=15*9, 4426=144, 639 мм

 

 

 

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вклад отечественной науки в развитие международного права. | Реанимация және қарқынды терапия бөліміндегі инфекционды асқынулар
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.219 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал