Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 1. Объект и единицы наблюдения статистики предприятий






Статистика предприятий.

Раздел социально-экономической статистики, объектом исследования которого является совокупность экономических агентов, формирующих рыночную среду экономики; а предметом исследования — состояние, развитие и эффективность функционирования рыночной среды — это бизнес-статистика.

Таким образом, бизнес-статистика выступает важной информационной основой процесса принятия обоснованных стратегических решений в реальных условиях рынка и, следовательно, способствует развитию опыта и интуиции специалиста. В соответствии со стандартами и принципами СНС ООН-2008 совокупность рыночных экономических агентов включает предприятия, финансирующие свою деятельность за счет рыночной выручки. Соответственно предметом исследования статистики предприятий являются характеристики экономического оборота на национальном рынке: ресурсы предприятий (наемный труд и капитал) и результаты их экономической деятельности (натурально-вещественные и финансовые), а также состояние, движение и эффективность функционирования совокупности самих предприятий как единиц наблюдения.

Бизнес-статистика включает статистику предприятий (которая делится на статистику ресурсов предприятий, статистику хозяйственных результатов предприятий и бизнес демографию), статистику производителей товаров и статистику предпринимательства.

1. Бизнес-демография — раздел статистики предприятий, имеющий целью характеристику численности и состава (структуры) совокупности предприятий, функционирующих в определенное время на определенной территории и в определенных экономических условиях. Предметом демографии предприятий являются состояние и развитие сектора предприятий, а также степень и характер их активности в экономике. Бизнес-демография представляет собой статистику рождаемости, смертности и выживаемости коммерческих предприятий.

2. Статистику предприятий выделяют отдельной областью вследствие того, что предпринимательский труд не относится к предмету исследования статистики предприятий, так как в рамках предприятия предприниматели не формируют массовую совокупность, следовательно, не могут быть объектом статистического исследования.

3. Совокупность предприятий характеризуется высокой степенью неоднородности по функциональному признаку, поэтому, по теории статистического наблюдения, для характеристики конкурентной среды в бизнес-статистике выделяются функционально более однородные кластеры — товарные рынки, т.е. совокупности экономических агентов, объединенные общностью обращающихся товаров или услуг. Эту отрасль бизнес-статистики часто называют статистикой производителей товаров (или услуг), выделяя однородные группы производителей в соответствии со статистическим Классификатором видов экономической деятельности (международным — ISIC или российским — ОКВЭД). Например, статистика транспорта, банковская статистика, статистика фондового рынка, статистика науки и инноваций.

В бизнес-статистике важна конкретизация единицы наблюдения. Так на самом общем уровне организации наблюдения за сектором предприятий имеют значение четыре категории, выделяемые по двум критериям, лежащим в основе центральной классификации СНС. Критерий функционального деления означает деление производственных единиц на классификационные группы исходя из однородности или неоднородности выполняемых функций с точки зрения удовлетворения промежуточных или конечных потребностей совокупного потребителя при производстве определенных полезностей. Функционально неоднородные экономические агенты производят различные полезности, т.е. выпускают разные виды продуктов или услуг. Функционально однородные экономические агенты занимаются одним технологическим видом производственной деятельности, т.е. выпускают однородную продукцию. Критерий местоположения предполагает выделение территориально неоднородных (расположенных в нескольких регионах организации учета) и однородных (расположенных в одном регионе организации учета) производственных единиц. Определение территориальной однородности хозяйствующего субъекта зависит от уровня организации статистического учета и анализа.

По местоположению По функциям
Неоднородность Однородность
Неоднородность Организация Специализированное подразделение предприятия
Однородность Местная производственная единица Заведение

В составе сектора предприятий выделяются два функциональных типа единиц. Сектор «Нефинансовые предприятия» включает резидентные нефинансовые экономические единицы, занятые рыночным производством товаров и нефинансовых услуг, всех форм собственности и организационно-правовых форм (корпорации и квазикорпорации). Ресурсы этих единиц формируются, главным образом, за счет средств, полученных от продаж товаров и услуг, но могут покрывать часть издержек и за счет субсидий из государственного бюджета. Сектор «Финансовые корпорации» состоит из корпораций и квазикорпораций, основная деятельность которых связана с производством финансовых услуг для реализации на рынке по ценам, возмещающим издержки и обеспечивающим получение прибыли. Сектор включает резидентные финансовые корпорации и квазикорпорации, занятые финансовым посредничеством и другими связанными с ним финансовыми услугами на коммерческой основе.

К задачам бизнес-статистики относится описание состояния, изменений и эффективности функционирования основного сектора рыночной экономики (т.е. сектора предприятий), а также взаимосвязей между секторами и факторов, обусловивших наблюдаемую ситуацию.

В качестве раздела статистической науки бизнес-статистика методологически и информационно связана с другими ее разделами, обеспечивающими получение сопоставимых и репрезентативных статистических данных о рыночном секторе экономики, а также доступ к источникам такой информации. Общей методологической основой получения данных и их первичной статистической обработки для бизнес-статистики является теория статистического наблюдения.

Основную часть массива информации в бизнес-статистике формирует обособленная статистическая служба по итогам статистического учета ресурсов и результатов деятельности предприятий. Официальная статистика предприятий — это система информации о рыночных экономических агентах (в целом и по отдельным группам), а также научная и практическая деятельность, имеющая целью получение, обработку, хранение и анализ соответствующей информации. Дополнительную информацию предоставляет формируемая ведомственной статистикой система показателей банковской статистики и статистики фондового рынка. При планировании выхода фирмы на потребительские рынки регионов полезны информационные ресурсы статистики уровня жизни. Кроме того, важнейшей методологической основой статистического вывода в бизнес-статистике, без сомнения, выступают методы математической статистики. Обобщая информацию статистической науки и практики, именно бизнес-статистика позволяет получить ценные сведения, которые определяют позицию фирмы в соответствующем сегменте рынка, охарактеризовать ее реальную конкурентную среду, выбрать оптимальные стратегии развития, оценить факторы, определившие наблюдаемую рыночную ситуацию.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал