![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Разновидности анафорыСтр 1 из 2Следующая ⇒
Стилистические фигуры в стихотворении Стилистические фигуры – фигуры речи, усиливающие ее воздействие благодаря определенным синтаксическим построениям, но не привносящие нового содержания. АНаФОРА — единоначатие, повторение определенного слова или отдельных звуков в начале нескольких строф, стихов или полустиший. АНаФОРА (греч. anaphora – вынесение; русский термин – единоначатие) – стилистическая фигура; скрепление речевых отрезков (частей фразы, стихов) с помощью повтора слова или словосочетания в начальной позиции. Например: Анафора, как и вообще всякого рода повторения отдельных слов или выражений, независимо от местоположения их, придает часто стиху остроту и выразительность, подчеркивая известные моменты подобно руководящему мотиву (лейтмотив) в музыкальном произведении. Так, в строфе Блока: анафорическое «опять» в первом и третьем стихе строфы оттеняет «вековечность» русской тоски и несмолкаемость голоса, который зовет куда-то поэта. Другим примером анафоры могут быть: 1) анафорическое «сумрак» в полустишиях тютчевского стиха: «Сумрак тихий, сумрак сонный», где повторением слова «сумрак» поддерживается определенное мелодическое воздействие стиха или 2) анафорическое «край» или приближающиеся к полной словесной анафоре «эти» и «эта» в знаменитой строфе Тютчева: Расположением в этой строфе анафор в начале каждой пары стихов Тютчев, конечно, подчеркивает, что именно «эти селенья» и «эта природа», родной ему край — Россия. Разновидности анафоры 1. Анафора звуковая - повторение одних и тех же сочетаний звуков. Например: 2. Анафора морфемная - повторение одних и тех же морфем или частей слов. Морфема – это минимальная значимая часть слова. Она не делится на более мелкие значимые части. Слова строятся из морфем, значения морфем при этом являются компонентами общего значения слова. Морфемы разделяют на словообразовательные и словоизменительные (формообразующие). Словообразовательные морфемы служат для образования слов и помогают выразить лексическое значение слова. Словоизменительные (формообразующие) морфемы нужны для образования форм изменяемых слов и выражают грамматическое значение слов.
Например: 3. Анафора лексическая - повторение одних и тех же слов например: 4. Анафора синтаксическая - повторение одних и тех же синтаксических конструкций, например: 5. Анафора строфическая 6. Строфико-синтаксическая анафора, например: Пока не страждет командарм Пока не скажет вражий гром Анафора может располагаться в начале полустиший (" Город пышный, город бедный "), строк (" Она не страшилась возмездия, Она не боялась утрат "), строф, проводиться через все стихотворение в тех или иных комбинациях (Лермонтов " Когда волнуется "; Фет " Это утро, радость эта " и т. д.). Анафорой называют также стихотворение, все слова которого начинаются одним и тем же звуком, например: Часто анафора соединяется с другой риторической фигурой — градацией.
ГРАДАЦИЯ (от лат. gradatio - постепенное возвышение) - стилистическая фигура, заключающаяся в последовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов (Эпи́ тет (от др.-греч. ἐ π ί θ ε τ ο ν — «приложенное») — определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным («вторая жизнь»).), метафор (Мета́ фора (от др.-греч. μ ε τ α φ ο ρ ά — «перенос», «переносное значение») — слово или выражение, употребляемое в переносном значении) и других выразительных средств художественной речи. Различается два вида градации - климакс (подъем) и антиклимакс (спуск).
Например: И мысли в голове волнуются в отваге,
Например: Наиболее распространена трехчленная градация. Например: И где ж Мазепа? Где з лодей?
Впечатление градации усиливается особым ритмико-синтаксическим строением, часто — анафорой (смотрите выше). Например: Иногда средние члены градации по своему логическому значению не образуют строгого нарастания, но благодаря мелодии стиха, синтаксическим его особенностям, получается впечатление градации, которое в этом случае более явственно при декламации. Например, в начале стихотворения Ф.И. Тютчева „ Malaria “: Сами по себе более или менее равносильные образы цветов, источника, лучей и неба образуют нарастающий ряд, главным образом, благодаря тому, что первый образ выражается одним словом — общим понятием, во втором выделяется существенный признак, а третий и четвертый начинаются с анафорического и, повышающего интонацию, которая достигает кульминации своей в усилительном прилагательном «самый», предваряющем последний образ. И обратно, смысловое нарастание, не поддержанное ритмико-синтаксически, не дает достаточного ощущения градации. Например, у Жуковского: Градация может быть принципом композиции целого стихотворения. Например строфическая градация с анафорой у Тютчева в стихотворении: " Восток белел... Восток алел... Восток вспылал... " или у Фета стихотворение: «Я пришел к тебе с приветом»: Рассказать, что лес проснулся, Подобным же образом мы можем наблюдать градацию в сюжетном строении более крупных литературных жанров, сказок, новелл и пр., например, в народной сказке «Мена» (у Афанасьева, параллели у бр. Гриммов, Андерсена и др.), в «Сказке о рыбаке и рыбке» и др., в повести Леонида Андреева «Жизнь Василия Фивейского», в библейской истории Иова и т. п.
ЭПиФОРА (от греч. epiphora — добавление, повторение) - стилистическая фигура - повторение одного и того же слова в конце смежных отрезков речи, одна из разновидностей параллельных синтаксических конструкций. Например: Милый друг, и в этом тихом доме ЭпИфора, как и анАфора, имеет свои разновидности: 1. Грамматическая эпИфора - приём повтора одних и тех же звуков на концах смежных слов в строках. Примеры её часто встречаются в детских стихах Например:
2. Лексическая эпифора - повторение в конце отрезка речи одного и того же слова. Например: 3. Семантическая эпифора - повторение в конце синонимичного слова. Например:
|