![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предпосылки развития самосознания ребенка в раннем возрасте.
Ранний возраст. К основным предпосылкам развития самосознания в раннем детстве относят: 1) отделение себя и своих действий с предметами; 2) возникновение гордости и собственного достоинства; 3) развитие самостоятельности жный момент в развитии самосознания в раннем возрасте связан с отделением себя от своих действий, осознанием своих желаний. С освоением предметных манипуляций, а затем и общественно выработанных способов использования предметов приводит к отделению действия от предмета и перенесению его в новые условия (кормит куклу любой ложкой). · возникает новое отношение к взрослому. Ребенок сравнивает свой результат с результатом другого человека. При этом взрослый выступает образцом. При ошибочном воздействии взрослых у детей раннего возраста возникают две формы несамостоятельности: инфантилизм (реакция ребенка на подавление инициативы, избыток оценки и вмешательства) и синдром беспомощности (при полном отсутствии или минимальном внимании к делам и действиям малыша).
· отношение к себе зависит от успешности / неуспешности в деятельности. Бурно переживает свои неудачи и на основе оценок взрослого осознает критерии. · выделяет общее положительное отношение к себе («ты хороший, я тебя люблю» и отношение, опосредованное результатом деятельности («молодец, быстро оделся»). · ребенок оценивает себя недифференцированно («Я – хороший»), что является показателем психоэмоционального благополучия. · становится важным оценка результата действий как условие утверждения своего Я. это связано со стремлением действовать самостоятельно и «гордостью за свои достижения». · подлинная самостоятельность проявляется в «личных» желаниях ребенка (целеполагание: настаивает на самостоятельной еде ложкой). · к 3-м годам формируется целеустремленность (способность с помощью старших соотносить полученный результат с намерением). · большую роль в развитии самосознания продолжает играть имя как показатель индивидуальности ребенка. · в речи возникают местоимения «я», «мое». · возникает личное действие и осознание «Я сам» (действие, к которому ребенок относится как к своему, им самим производимому). Если взрослый не перестраивает отношение к ребенку, не организует сотрудничества, появляется негативное поведение. · возникает новая, чрезвычайно важная сфера межличностных отношений ребенка – его отношения со сверстниками. Появляется переживание своего сходства с другими (ребенок узнает себя в другом), что дает ощущение своей общности и сопричастности с другими. · происходит становление полоролевой идентичности (составляющая самосознания, усвоение половой модели поведения). · к 2-м годам ребенок знает, кто он – мальчик или девочка – и начинает идентифицировать себя с родителями. · идет активный процесс самопознания.
|