![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Становление этических инстанций у дошкольника. Усвоение моральных эталонов.
Начальным этапом усвоения нравственных норм является формирование первичных этических инстанций: понимание, " что такое хорошо и что такое плохо".
Моральные чувства не являются врожденными. Они формируются и усваиваются в процессе деятельности и взаимодействий детей со взрослыми и под их руководством. Поэтому нами была выдвинута гипотеза, что развитие социально-эмоциональной компетентности ребенка будет способствовать более быстрому этическому развитию, развитию самосознания (адекватной самооценки). Внедрение программы социально-эмоционального развития ребенка проходило в детском саду №39 с 2001 - 2006 года на дошкольниках, начиная со 2-ой младшей группы с постепенным включением других возрастных групп. Основная цель практической работы - обеспечение естественного характера развития позитивной " Я-концепции" детей в дошкольном образовательном учреждении, необходимой для формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности детей младшего дошкольного возраста путем приобщения их к общечеловеческим ценностям, близким для ребенка и развитие в рамках совместной деятельности с компетентными взрослыми.
Сбор диагностических данных проводился в начале и конце уч.г. в экспериментальных и контрольных группах. Полученные данные соответственно сравнивались и анализировались. Таким образом, нами был использован констатирующий, формирующий эксперимент.
В результате исследования было выявлено:
1. 3 этапа формирования этических инстанций:
I. Сначала ребенок начинает отличать хорошее поведение и плохое, связывая с эмоциональной положительной оценкой взрослого и с исполнением режимных моментов (начиная с 4-хлетнего возраста). Постепенно к 5 годам начинает преобладать другой признак - хорошее поведение, затем степень овладения игровыми операциями. II. К 6 годам себя и сверстников оценивают в связи с вкладом в общую деятельность, способностью и желанием помогать, и связывая с успешностью в учебной деятельности. Старшие дошкольники начинают оценивать себя более адекватно, связывая поведение с нравственными нормами, правилами, в оценке над личными преобладают мотивы общественные.
2. От уровня нравственного развития детей зависит место, занимаемое ребенком в группе: чем ниже уровень нравственного развития, тем ниже статус ребенка. 3. От степени развития нравственной сферы ребенка зависит быстрота формирования адекватной (критической) самооценки. 4. Наблюдаются половые различия в формировании этических инстанций: - девочки раньше начинают дифференцировать понятия " плохое" и " хорошее"; - у девочек чаще этическое чаще приближено к эстетическому. 5. Социально компетентный ребенок быстрее усваивает первичные этические инстанции. 6. У детей экспериментальных групп наблюдается более быстрое социальное и нравственное развитие по сравнению с детьми контрольных групп.
Таким образом, формирование первичных этических инстанций непосредственно связано с развитием социальной компетентности ребенка, зависит от социальной ситуации. Анализ полученных предварительных результатов доказывает, что внедряемая учебная программа способствует всестороннему развитию личности и социальной культуры детей дошкольного возраста.
Представленный опыт имеет несомненную практическую значимость. Его результаты найдут применение в работе воспитателей и педагогов - психологов дошкольных образовательных учреждений.
|