Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Судовые электрические цепи и освещение
Под электрическими целями понимают соединенные в определенном порядке провода, кабели, распределительные устройства и токоприемники. На судах морского флота применяются цепи двухпроводные (при постоянном и переменном токе) и трехпроводиые (при переменном токе). Применяющиеся на судах цепи разделяются по назначению на силовые, электрического освещения, аварийного освещения, низковольтного, слабого тока и др. Судовая силовая цепь состоит из отдельных цепей (фидеров), идущих от главного распределительного щита либо непосредственно к электродвигателям или другим силовым установкам, либо к вторичным распределительным (групповым) щиткам, называемым также подстанциями (или станциями) и уже от них — к электродвигателям. От главного распределительного щита обычно питаются наиболее ответственные электродвигатели, такие, как рулевой привод, брашпиль, шпиль, вентиляционные устройства, мощные нагревательные приборы, насосы машинно-котельных отделении. От вторичных распределительных щитков могут питаться электродвигатели однородных механизмов и различные токоприемники. Судовые цепи электрического освещения различают первичные и вторичные. К первичной сети относятся фидеры, идущие от главного распределительного щита или подстанции освещения до групповых осветительных щитков. Вторичной цепью называют цепь, идущую от групповых щитков к приемникам. Цепь аварийного освещения обычно питается от аварийного генератора или аккумуляторной батареи и служит для освещения наиболее ответственных участков судна в случае выхода из строя основной цепи освещения. К этим.участкам относятся приборы: управления судном, постов управления главных двигателей и котлов, рулевой и штурманской рубок, постов управления вспомогательными механизмами ответственного назначения и противопожарным оборудованием, распределительных щитов и т. д. Цепь малого аварийного освещения, как правило, питается от аккумуляторных батарей и обеспечивает в течение 3 ч питание основных точек управления судном и энергетической установки, выходов из машинно-котельного отделения, помещения аварийной электростанции, штурманской рубки и радиостанции, коридоров жилых и служебных помещений, шлюпочной палубы, мест спуска спасательных шлюпок и т. д. Цепь низковольтного переносного освещения служит для питания переносных ламп, используемых при осмотрах котлов, различных емкостей, энергетических установок, механизмов и пр. Напряжение этой цепи обычно не более 24 В. Цепь слабого тока служит для питания радиостанции, телефонной связи, телеграфа, пожарной и других видов сигнализации. Все электрические цепи па судах выполняются проводами, кабелями и шнурами. Проводом называется голая или изолированная проволока или жила, не покрытая тяжелой металлической или резиновой защитной оболочкой. Кабелем называется проводник из одной или нескольких изолированных жил, заключенных в тяжелую металлическую или резиновую оболочку. Шнуром называется проводник из двух или нескольких соединенных вместе изолированных гибких жил. На судах применяются только изолированные проводники. Каждый изолированный проводник (провод, шнур и кабель) состоит из проводящей ток медной жилы (одной или нескольких), изоляции и защитного покрова, предохраняющего проводник с изоляцией от механических повреждений и от воздействия окружающей среды. Материалом для таких проводов служат: свинец, резиновая смесь, капроновая и хлопчатобумажная пряжа, ленточное железо и железная оцинкованная проволока (в бронированных кабелях). Основным источником света на судах являются электрические лампы накаливания. Эти лампы в большинстве своем имеют вольфрамовые нити накала, помещенные в стеклянную колбу с инертным газом (газонаполненные лампы) или сильно разреженные (пустотные лампы). Лампы мощностью более 60 Вт изготавливают обычно газонаполненными. Кроме ламп накаливания, в настоящее время широко применяются люминесцентные лампы (или так называемые лампы дневного света). У этих ламп внутренняя сторона стеклянной колбы покрывается специальными веществами (люминофорами), которые излучают свет при возникновении в лампе (обычно наполненной смесью газа аргона и паров ртути) газового разряда. На судах источники света (лампы) монтируются в специальной арматуре в виде колпаков, абажуров. Эта арматура служит для придания определенного направления световому потоку, устранения слепящего действия нити накала на глаза, а также для обеспечения защиты лампы от механических повреждений и атмосферных влиянии. Совокупность лампы и арматуры называется светильником. К арматуре светильника относятся: корпус, приспособления для крепления или подвеса арматуры, светорассеивающие (они же защитные) стекла, отражающие устройства, а также устройства для защиты ламп от механических повреждений. Кроме того, арматура является защитным средством в противопожарном отношении, отделяя токоведущие части от окружающего пространства. К арматуре относится и патрон — прибор, служащий для присоединения лампы к проводам, подводящим к ней электрическую энергию. Применяемые на судах светильники в зависимости от назначения и мест установки могут быть: негерметичного (открытого., защищенного, брызгозащищенного), водозащищенного и взрывозащищенного типа. Наибольшее распространение получили светильники открытого, защищенного и водозащищенного типов. Взрывозащищенные светильники применяются лишь в специальных случаях (для установки в насосных отделениях танкеров и аккумуляторных отделениях). В открытых светильниках источники света не защищены от попадания посторонних предметов и от механических повреждений (различного типа бра, надкоечные светильники, настольные лампы). Эти светильники применяют для местного освещения (у зеркал, умывальников, в изголовьях коек) в каютах и некоторых местах общего пользования. Защищенные светильники имеют средства защиты (плафоны) источника света от сырости, а обслуживающего персонала— от случайного прикосновения к токоведущим частям, но не имеют специальных уплотнений от попадания воды. Эти светильники устанавливают для освещения жилых кают и судовых общественных помещений (ресторанов, салонов, кают-компаний, столовых, красных уголков). Некоторые типы каютных светильников приведены па рис. 172. Брызгозащищенные светильники применяются для освещения палуб, кладовых, камбузов, производственных и технических помещений, в качестве переносных ламп, употребляемых при ремонтах, при уборке и грузовых работах. Один из видов брызгозащищенного светильника изображен на рис. 173, а. К водозащищенным светильникам относятся отличительные сигнальные огни (бортовые, топовые, гакабортиые и сигнальный клотиковый); общий вид светильников приведен на рис. 173, б, в, г. Взрывозащищенные светильники не допускают взрыва даже при попадании внутрь из окружающей среды взрывоопасного газа. Поэтому они применяются в насосных отделениях танкеров и газовозов, в аккумуляторных и других специальных помещениях. Кроме светильников, на судах применяются мощные дуговые ламповые навигационные прожекторы с направленным лучом дальнего действия (предназначенные для навигационных целей — движения в тумане, маневрирования, прохода узких мест) и прожекторы заливающего света, предназначенные для освещения больших пространств грузовых палуб и рабочих площадок на причалах ночью. На рис. 174, а приведен общий внешний вид прожектора, а на рис. 174, б — конструктивная схема прожектора без трубы. В качестве источников света применяют: в прожекторах дальнего действия кинопроекционные и прожекторные лампы мощностью 300—1000 Вт. а в прожекторах заливающего света — нормальные газонаполненные лампы мощностью до 2000 Вт.
|