Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Архитектура до монгольской Руси






Архитектура до монгольской Руси

Архитектура после нашествия монголов

Век

 

 

Архитектура до монгольской Руси

Характеристики: высокий уровень техники для строительства, начало формирования собственного архитектурного стиля, мастерство живописцев, стремление выразить христианское мировоззрение.

 

До конца 10 века на Руси были только деревянные и деревянно-земляные постройки.

С 10 века начинается строительство культурных зданий, церквей и монастырей из камня. Первые деревянные постройки – 13-купольная Новгородская София и храм Бориса и Глеба в Вышгороде.

 

Возводились сооружения в основном под руководством византийских зодчих, поэтому неслучайно, что сложившийся в византийской архитектуре крестово-купольный тип храма стал популярен в древнерусской архитектуре.

 

В основе строения храмов лежит базилика (от греческого – царский дом) – тип здания, прямопропорциональный, состоящий из нечетного числа нефов (от 3-5), разделенных колонами и столбов (образующих крест). Крестово-купольный храм. На кресты (полоски колонн) кладется купол. Лежит на центральных 4-х колоннах.

В Древнем Риме это здания для торговли, судопроизводства и политических избраний.

 

 

 

Базилика. План: 1 – центральный неф; 2 – боковые нефы; 3 – трансепт; 6 – апсида (хор)

 

Православных храм произошел от синагоги.

 

Для древнерусской архитектуры характерны яркие, мягкие и светлые тона, в отличие от темных цветов византийской.

 

Значения слова «церковь»:

1) Дом бога (перевод)

2) Модель вселенной

3) Корабль спасения

 

 


1. Алтарь

2. Средняя часть храма

3. Притвор

Притвор [3] есть преддверие к храму. Впервые века христианства здесь стояли кающиеся и оглашенные, т.е. лица, готовящиеся к Святому Крещению.

4. Иконостас

5. Престол

6. Являет собой место таинственного присутствия Иисуса Христа. Становиться перед престолом, равно как и прикасаться к нему разрешается исключительно священнослужителям.

7. Жертвенник

на нём жертва не совершается, а только подготавливаются вещества (хлеб и вино) для совершения евхаристии (.христиане вкушают Тело и Кровь Иисуса Христа Искупителя).

8.Ризница

Ризница - хранилище священных сосудов, богослужебных одежд и богослужебных книг, ладана, свечей, вина и просфор для ближайшей службы и других предметов, необходимых для богослужений. Если алтарь храма небольшой и в нем нет приделов, ризница устраивается в любом другом удобном месте храма. При этом все же стараются устроить хранилища в правой, южной части церкви, а в алтаре у южной стены обычно ставят стол, на который полагают ризы, приготовленные к очередному богослужению.

9.Солея

Солея — возвышенная перед иконостасом часть храма, как бы продолжение алтаря, выходящее за иконостас. Название происходит из греческого языка и означает «седалище» или возвышение. В отличие от нашего времени, в древности солея была очень узкая.

10.Амвон

Амвон — полукруглый выступ в середине солеи, против царских врат, обращенный внутрь храма, к западу. На престоле внутри алтаря совершается величайшее таинство претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, а на амвоне или с амвона совершается таинство Причащения этими Святыми Дарами верующих, а также читается Евангелие и произносятся проповеди. Величие таинства Причащения требует и возвышения места, с которого преподается причастие, и уподобляет это место в некоторой степени престолу внутри алтаря.

Купол-небо¸ крест-смерть Христа.

На восток смотрят апсиды (выступ здания, полукруглый), вход с запада (здесь писали картины страшного суда).

 

Восток–восход, заря, свет, начало новой жизни, рождение.

Запал–смерть, темнота, заход.

 

В восточной части, алтаре, совершали богослужения. Отделялся от церковного зала невысокой преградой из икон и тканей. Позже иконостасом.

В западной части находится балкон – нары, где во время богослужения были князь с семьей и приближенные.

 

Количество куполов:

1)-единый бог

2)- бог и человек

5) - Христос и евангелисты

7)семь таинств церкви или семь вселенских соборов

13) Христос и 12 апостолов

 

В основном преобладали одноглавые храмы.

 

Крупнейшие крестово-купольные храмы 11 столетия: 25-главая Десятинная церковь (до нас дошел лишь фундамент, во время монгольско-татарского нашествия захватчики подожгли храм) и 13-главый Софийский собор в Киеве, 5-главый Софийский собор в Новгороде, Спасо-Преображенский собор в Чернигове.

 

Русские мастера внесли в храмы:

· Многоглавие

· Пирамидальность

· Башенность

 

Особенности каждой школы зодчеств:

 

Владимиро-суздальская с ярко выраженным декоративизмом. Своеобразие – ажурная каменная резьба на фасадах церквей.Дмитриевский собор во Владимире строил Всеволод большое гнездо, назван собор в честь покровителя Всеволода, Успенский собор на р.Клязьме, церковь Покрова на Нерли по заказу Боголюбского. Золотые ворота во Владимире – оборонительное сооружение.

 

Новгородская и псковская выделяются строгостью, простотой форм, скупостью декоративных украшений. Новгород – церковь Спаса на Нередице, Псков – Преображенский собор Мирожского монастяря.

 

Смоленск. Особую роль сыграли приглашенные черниговские мастера. Отличие – высокое качество кирпичной кладки. Церковь Петра и Павла

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал