Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Билет 10.1Вопрос: Особенности культуры древних славян ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Центральное место в культуре этого периода занимала языческая религия. Язычество - это религиозная форма освоения человеком мира. Религиозные взгляды древних славян отражали мировоззрение наших предков. Они развивались, усложнялись, не отличаясь значительно от аналогичного развития религий других народов. Человек жил в мифологической картине мира. В центре ее находилась природа, к которой приспосабливался коллектив. Можно выделить несколько этапов развития языческой культуры. На первом этапе обожествлялись силы природы. Вся она населялась множеством духов, которых надо было умилостивить, чтобы они не вредили человеку, помогали в трудовой деятельности. Славяне поклонялись Матери - Земле, довольно развиты были водяные культы. Они считали воду стихией, из которой образовался мир.На втором этапе в русско-славянском язычестве развивается и держится дольше других видов верований культ предков. Почитали Рода - творца Вселенной и Рожаниц - богинь плодородия. Славяне верили в потусторонний мир. Смерть воспринимали не как исчезновение, а как переход в подземный мир. Они сжигали трупы или предавали их земле.На третьем этапе развития языческой религии появляется, «Бог богов», удаленный от мира. Это уже существо небесное, глава иерархии богов. В VI веке повелителем Вселенной признавали бога -громовержца Перуна. В договорах Х века с греками русские князья клялись двумя богами: Дружинным -Перуном, а купцы - Белесом - богом скота.В древнеславянских мифах, так же как и в мифах других древних народов, всегда переплетены предания о происхождении богов (теогония) и людей (антропогония)Сын Сварога - Перун, второе лицо славянской Троицы (Триглава), бог войны и грозы, оживлял явленное, следил за миропорядком, вращая солнечное золотое колесо. После христианизации Руси культ Перуна был заменен Ильей Пророком, а в фольклорной традиции - Ильей Муромцем и Егорием Храбрым. Третья ипостась - Велес (позже Свентовит) - первоначально был богом света у западных славян. 2вопрос: Мир исламской культуры Ислам-монотеистическая авраамическая мировая религия. Слово «ислам» переводится как «предание себя Богу», «покорность», «подчинение».Ислам зародился в Аравии в VII веке н. э.По мусульманской традиции, основателем ислама был пророк божий Мухаммед, араб, живший в Мекке; он якобы получил от бога ряд " откровений", записанных в священной книге Коране, и передал их людям. Коран - основная священная книга мусульман, как Пятикнижие Моисеево для евреев, Евангелие для христиан.Особенности мусульманства, порожденные самими условиями его возникновения, облегчили его распространение среди арабов.Ислам характеризуется большой простотой принципов: Бог, единый и всемогущий, ниспослал людям текст- Коран, который Он передал с помощью человека по имени Магомет.Признать всемогущество Бога - значит повиноваться его воле. Смысл слова «ислам»- «повиновение». Повиновение Богу заключается в том, чтобы повиноваться Его слову, то есть строго соблюдать предписания Корана.Наиболее фундаментальные из этих предписаний - «пять столпов ислама»: символ веры (шахада), молитва пять раз в день, пост, милостыня (закят) и паломничество (хадж). Однако благочестивый мусульманин должен хорошо знать весь Коран, так как вся его общественная и частная жизнь должна соотносится с ним. Коран рекомендует верующим рассказывать его всякий раз, когда это возможно. Тысяча верующих знают его наизусть от корки до корки.Характерной чертой исламской культуры является нерасчлененность ее на светскую и религиозную. Это происходит из-за специфического понимания характера связи человека с Богом: исходный принцип Ислама -- внеисторическая встреча человека с Богом и вручение ему своей судьбы. В Коране нет описания исторических событий, нет хронологии, он алогичен, поэтому важно не понимание, а толкование «слова» Корана. Художественное творчество тоже не приемлет времени, там нет описания событий, героев, зачастую оно носит абстрактный характер по форме и содержанию. Только Бог обладает способностью к творчеству, человеку же перед Богом следует быть доверчивым и понятливым. В отличие от иудейских храмов, обращенных к прошлому, и христианских, обращенных к будущему, мечеть олицетворяет вход в мир Вечного Завета, где слиты прошлое, настоящее и будущее.Орнамент в исламской культуре -- это средство ввести человека в мир грез, иллюзии, тайн, слово же вводит верующего в вечный диалог, оно -- форма жертвоприношения (само слово «Коран» переводится как глагол «читать») Исламская культура и мировая цивилизация. Билет № 11 1) Античная культура это культура древней Греции и древвнего Рима –стала фундаментом всей европейской цивилизации. Период античной культуры включает в себя начало 18 века до н.э. и до середины 2 века до н.э. Культура античной греции принято делить на 3 основных периода: гомеровский 11-9 вв до н.э архаический 8-6 вв до н. э и классический. древние греки уделяли особое внимание строительству храмов. Изначально храмы строились из дерева, а позже их стали строить из камня. 2)Романский —художественный стиль, господствовавший в Западной Европы в X—XII веках, один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре. Характеристика стиля Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда тщательно вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Этот стиль использовался в Испании Португалии и тд: Замок Лоарре XI — XIII в., Самора, собор. 1151 — 1171 гг.Особенности архитектуры романского собора: В основе плана — раннехристианская базилика, то есть, продольная организация пространства Увеличение хора или восточной алтарной части храма Увеличение высоты храма Замена кессонного (кассетного) потолка каменными сводами. Своды были 2 видов: коробовые и крестовые Тяжелые своды потребовали мощные стены и колонны Основной мотив интерьера — полуциркульные арки Тяжесть романского собора «угнетает» пространство Рациональная простота конструкции, сложенной из отдельных квадратных ячеек — травей. Готическая архитектура — период развития западно- и центрально-европейской архитектуры, соответствующий зрелому и позднему Средневековью (с конца XII по начало XVI века). Готическая архитектура сменила архитектуру романской эпохи и в свою очередь уступила место архитектуре периода Возрождения.Сам термин «готика» возник в Новое время как презрительное обозначение всего привнесённого в европейское искусство варварами-готами. Термин подчёркивал радикальное отличие средневекового зодчества от стилистики Древнего Рима. Шпайер, собор Санкт Мария ундСанкт Штефан Билет№12.1) Будди́ зм-религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни. Буддизм является древнейшей из мировых религий. Будда познал тайны и внутренние причины кругооборота жизни, познал четыре священные истины: страдания правят миром; причиной их является сама жизнь с ее страстями и желаниями; уйти от страданий можно лишь погрузившись в нирвану; существует путь, метод, посредством которого познавший истину может избавиться от страданий и достичь нирваны. В течение 40 лет Будда проповедовал свое ученье. В III в. до н.э. индийский царь Ашока объявил буддизм государственной религией Индии. Особенность буддизма как религиозного учения состоит в том, что оно не формулировано в каком – то едином и универсальном виде, рассчитанном на всех без исключения людей. Дхарма – это всегда конкретное послание конкретному человеку в конкретной ситуации. Нет Дхармы вообще, есть Дхарма, изложенная с учетом индивидуальных особенностей каждой категории верующих. В буддизме, в отличие от христианства и ислама, нет церкви. Сангха – буддийская община – это скорее духовное братство, создающее условия для более эффективного самостоятельного продвижения по буддийскому пути, прежде всего – жесткую дисциплину и руководство опытных наставников. В буддизме выделяют несколько направлений: хинаяну («малый путь»), малахаяну («великий путь») и ваджраяну («алмазный путь»). Эти направления различаются по характеристики пути – путь к освобождению от перерождения как основной цели человеческой жизни.Итак, историю развитие буддизма можно разбить на периоды: «ранний» - время жизни и проповеднической деятельности Будды Шакья-муни (V – IV вв. до н.э.);»школьный буддизм», или хинаяна – период после смерти Будды до раскола на тхевараду и махасангхику (VI – III вв. до н.э.) 2 Коран — это Священная Книга мусульман всего мира. Он является божественным удостоверением веры, которую последователи ислама ревностно исповедуют. Мусульмане верят, что Коран был передан миру Аллахом через его посланника Мухаммада. Коран – основа религии ислама, возникший как устная речь. В изустной передаче он существовал при жизни Мухаммада и после его смерти. Магической силой Корана обладало слово, а не буква. Память слушателей фиксировала откровения Пророка, возникавшие спонтанно, поэтому записи носили частный характер, а основная часть воспроизводилась по памяти. Коран – состоит из 114 разделов - тем, каждая из которых называется " сура". Согласно исламской традиции, Коран является Словом Аллаха и был прочитан Мухаммаду ангелом Джибрилом по предвечно существовавшему небесному оригиналу.Сура — это отрывок Писания. Так называется каждая глава Корана. Самые длинные суры находятся в начале Книги, и по мере чтения Корана они становятся все короче. Каждая сура имеет заголовок, образованный от главного слова в тексте или имени, как правило, стоящего в начале текста. Большинство сур составлены из отрывков различных откровений, часто не связанных тематически и произнесенных в разное время. Большая часть Корана - полемика в форме диалога между Аллахом, говорящим то в первом, то в третьем лице, то через посредников (" дух", архангел Джабраил), но всегда устами Мухаммеда, и противниками Пророка, или же обращение Аллаха с увещеваниями и предписаниями к его последователя Билет 13.1)Массовая культура представляет собой продукты духовного производства в области искусства, создаваемые большими тиражами в расчете на широкую публику. Главное для нее — развлечение самых широких масс населения. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Основной ее чертой является простота идей и образов: текстов, движений, звуков и т. п. Образцы этой культуры нацелены на эмоциональную сферу человека. При этом массовая культура часто использует упрощенные образцы элитарной и народной культуры («ремиксы»). Массовая культура усредняет духовное развитие людей.Народная культура признается особой формой культуры. Культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.Народную культуру называют любительской или коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми. Фольклор — ещё одно название народного творчества, которое создается различными слоями населения. Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих определенной социальной группе.Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, причесываться, одеваться, обычаями. Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями. Субкультура террористов противостоит человеческой культуре, а молодежное движение хиппи в 1960-е гг. отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм. 2) Религия. Религиозные представления саков имели ярко выраженную военную окраску, а) Главными были - культ вождя и царя. Царь считался - избранником богов, посредником между небом и землей, центром мира, носителем земного процветания. Саки поклонялись силам природы - солнцу, ветру, грозе, грому. По их представлениям, боги перевоплощались в различных животных и птиц. Кочевые племена больше поклонялись солнцу, огню, а оседлые племена - священной земле. В святилищах, где находились алтари и жертвенники, приносили жертвы богам, совершали обряды достижения, плодородия, связанные с соблюдением культа предков и культа огня. Археологами обнаружены, что у саков Семиречья существовали «храмы огня». Исскуство • С VII в. до н.э. у населения обширной зоны степей Казахстана, Сибири, Поволжья и юга Европы в искусстве возник «звериный стиль». Главная тема - изображение зверей и мифологических чудовищ в движении. Ими украшали ювелирные украшения, оружия, одежда, конскую сбрую, бронзовые котлы и жертвенники. В III-II вв. до н. э. этот стиль постепенно утратил реалистическую основу, превратился в орнаментальную схему, а в начале нашей эры вовсе исчез.• Саки - принадлежали к европеоидной расе. Антрополог О.Исмагулов считает, что в антропологическом типе саков присутствует 20% монголоидных элементов, особенно у саков северных и восточных районов Казахстана.• Саки говорили на восточно-иранском языке, выделившихся из индо-иранской языковой группы.• На развитие сакской культуры большое влияние оказало культура Ахеменидского Ирана.• Ярким представителем сакской духовной культуры является - мыслитель Анахарсис, живший в VI в. до н.э. Археологические памятники саков: • Иссыкский курган - В 1969-70 гг. археологической экспедицией Акишева К.А. произведены раскопки Иссыкского кургана близ Алматы. Курган состоит из 45 могильников. В одном из них обнаруженыостанки молодого сакского вождя. Его одежда и головной убор из высокопробного золота, представлявших собой высокохудожественное произведение в «зверином стиле», известное в литературе как «Золотой человек». Украшения «Золотого человека» -своебразная энциклопедия сакской мифологии и миропонимания. К.А. Акишев памятник относит к сакам-тиграхауд ам. Особое значение имеет надпись на серебряной чаше из 26 руноподобных знаков, которые, к сожалению, до сих пор не расшифрованы. Памятник датируется V-IV вв. до н.э. Всего в кургане Иссык найдено свыше 4 тысяч золотых предметов. • Бесшатырский курган в долине реки Или. Курган сосоит из 31 могильников. Датировка кургана V-IV вв. до н.э. Самый крупный могильник - Большой Бесшатырский имеет диаметр 104 м, высота - 17 м. (высота 5-этажного дома) В одном из куранов оказалась деревянная постройка из массивных стволов тянь-шанских елей. Находки из Бесшатырского кургана, свидетельствует о том, что сакская знать стремились увековечить свое господствующее положение и после смерти, сооружая громадные памятники. Величина насыпи свидетельствовала о высоком социальном положении человека в обществе. • Городище Чирик-рабат, мавзолеи Баланды, Бабиш-мулла - памятники Приаралья (Сведения греческого географа Страбона). Городище Чирик-рабат было столицей саков-апасиаков, развалины находятся в 300 км юго-западнее г.Кызыл-Орды в пустыне Кызыл-кум. Для города был выбран плоский холм высотой 15 м, длиной 800 м и шириной 600 м. Городище имеет овальную форму, с площадью 42 га. В центральной части находилась прямоугольное укрепление-цитадель, с площадью 12 га. Цитадель Чирик-рабата служила своебразным местом захоронения знатных особ. В цитадели сооружено 4 кургана, один из которых раскопан. Диаметр курагана 60 м, высота 3, 5 м. Под насыпью была врублена прямоугольная камера, стены и пол которой обмазаны глиной и побелены. В погребении найдены - обломки глиняных кувшинов, железный меч с плоской рукояткой (датируется V-IV вв. до.н.э.), бронзовый наконечник и золотая обкладка. Памятник датируется IV-II вв. до н.э. • Шиликтинский курган в Восточном Казахстане. Первоначально раскопки кургана начались в 1947 г. ленинградской экспедицией В.В. Черникова. В 2003 г. продолжены раскопки второй группы могильников Шиликтинского кургана у села Жалши экспедицей А.Т.Толеубаева. Эти памятники называют - «царскими курганами», один из крупных курганов вЕвразии. Курган состоит из 17 могильников. Курган имеет диаметр 100 м.. с высотой 8-10 м. В Шиликтинском кургане обнаружены останки сакского царя и ученые по праву его называют третьим «Золотым человеком». Первый «Золотой человек» - найден из кургана Иссык; второй - найдено в кургане Арал-тобе в Западном Казахстане в 90-е гг. XX в. Шиликтиский курган, самый древний из них, датируется VII-VI вв. до н.э. При раскопках найдены - свыше 524 золотых изделий высшей пробы в зверином стиле. • Берельский курган в Восточном Казахстане. В 1999 году археологическая экспедиция Самашева З.С. раскопало серию курганов в местности Берел в ВКО, принадлежащее сакам-аримаспам. Курган имеет диаметр - 30 м. и высотой 5 м. Погребальная камера обнаружена в глубине 7 метров в вечной мерзлоте, с захоронением знатного сакского племенного вождя. Также в кургане обнаружены останки 16 пожертвенных лошадей, много ювелирных украшений и изделии из золота в зверином стиле, изделий из бронзы и железа, керамической посуды Датировка кургана примерно IV в.до н.э. Билет 14 1) Средние века начинаются от распада Римской империи до Эпохи Возрождения. Само понятие Средневековья появилось в Эпоху Возрождения. Основой Средневековой культуры был ее теоцентризм. Христианство в 4 веке н. э. стало официальной религией римской империи, при императоре Константине, Религиозные догмы христианства накладывают печать на архитектуру, литературу и т. д. Средневековое искусство носило религиозный характер. Если искусство античности воспевало физическую красоту человека, то христианство учило, что сам человек и его тело греховны, чтобы искупить этот грех, человек должен думать о душе и умертвлять свою плоть. Средневековые мастера отказались от правдивого изображения, они увеличивали глаза, подчеркивали скорбные складки лица, вытягивали фигуру человека, придавали неестественные жесты, чтобы четче изобразить чувства. Искусство должно было служить библией для неграмотных. В области архитектуры в эпоху Средневековья сложилось 2 стиля: романский и готический. Романский сложился в 10-12 вв., само название было введено в 19 в. французскими археологами из-за сходства с древнеримской архитектурой. Светские постройки романского стиля отличаются массивностью, узкими оконными проемами, высокими башнями. В романском стиле широко использовались арки. Примером романского стиля в архитектуре является Пизанская башня в Италии. Романский храм сильно различался внутри и снаружи. Снаружи он мрачный, а внутри напоминал о царстве божьем на стенах изображались сцены из Библии. В XIII в. на смену романскому стилю пришел готический стиль. Название стиля происходит от названия варварского племени готов. Характеризуется вытянутыми окнами, украшенными витражами, высокими сводами соборов. Высота башни достигает 150 м. Стены храма готического стиля стали украшать гобеленами. Пол нес символическую нагрузку, из мрамора выкладывали лабиринты, или черно-белую шахматную мозаику. Собор Парижской Богоматери 12-13 в, Кельнский собор в Германии, Вестминстерское Аббатство в Британии. Характерна Куртуазная (рыцарская) литература. Для этой литературы характерен культ дамы сердца. Мужчины стали понимать, что женщина – не только тело, нужно завоевать ее сердце и признать ее достоинства. Носители этой литературы были поэты- трубадуры в Италии и миннезингеры в Германии. 2) Реформа́ ция— массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII веков, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией.Её началом принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера: 31 октября 1517 года он прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций. Концом Реформации можно считать подписание Вестфальского мира в 1648 году[1], по итогам которого религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике. Основными причинами Реформации являлись преодоление феодальной раздробленности и возникновение централизованных государств, экономический кризис после появления огромного количества американского золота и изобретения метода амальгамирования, разорение банков, недовольство различных слоёв населения Европы моральным разложением католической церкви, которое сопровождалось экономической и политической монополизацией. Одним из основных последствий реформационного движения стало появление протестантизма, который получил распространение во всей Европе в вероучениях последователей Лютера (лютеранство), Жана Кальвина (кальвинизм), «цвиккауских пророков» (анабаптизм), Ульриха Цвингли (цвинглианство), а также возникшего особым путём англиканства. Комплекс мер, предпринятый католической церковью и иезуитами для борьбы с Реформацией, получили название Контрреформации. Вестфальский мир 1648 окончательно закрепил те изменения, которые произошли на карте Европы в результате Реформации, в том числе и существование новых государств. Больше значимых религиозных войн в континентальной Европе не велось. В итоге сторонники лютеранства составляли большинство населения в Северной Германии, Дании, Скандинавии, Прибалтике. Реформаты же преобладали в Шотландии и Нидерландах, а также нескольких кантонах Швейцарии, хотя последователи этого вероучения были и в Венгрии, Центральной Германии и Франции. В Англии утвердилась Англиканская Церковь. Представители небольших протестантских конфессий сохранились практически по всей Северной и Центральной Европе, однако часто они подвергались преследованиям как со стороны католических, так и со стороны протестантских государственных структур. В дальнейшем многие из них выехали в Америку или эмигрировали в Россию. Итоги реформационного движения невозможно охарактеризовать однозначно. С одной стороны христианского мира, который объединял все народы Европы под духовным руководством папы римского, больше не существовало, равно как и не существовало единой христианской культуры. Единая церковь была заменена множеством национальных церквей, которые часто находились в зависимости от светских правителей, тогда как раньше клирики могли апеллировать к папе в качестве арбитра. С другой стороны, национальные церкви способствовали росту национального сознания народов Европы. При этом существенно повысился культурный и образовательный уровень жителей Северной Европы, которая до этого была как бы окраиной Христианского Мира — необходимость изучения Библии приводила к росту как начальных учебных заведений (в основном в форме приходских школ), так и высших, что выразилось в создании университетов для подготовки кадров национальных церквей. Для некоторых языков специально была разработана письменность, чтобы иметь возможность издавать на них Библию. Провозглашение духовного равенства стимулировало развитие представлений о равенстве политическом. Так, в странах, где большинство составляли реформаты, мирянам представлялись большие возможности в управлении церковью, а гражданам — в управлении государством. В экономическом плане Реформация способствовала смене старых феодальных экономических отношений на новые капиталистические. Стремление к экономии, к развитию промышленности, к отказу от дорогостоящих развлечений (равно как и дорогостоящих богослужений) способствовало накоплению капитала, который вкладывался в торговлю и производство. В итоге протестантские государства начали опережать в экономическом развитии католические. Даже самая этика протестантов способствовала развитию экономики Билет№15. 1) Возрождение - эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и Центральной Европы. Основные отличительные черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, своего рода " возрождение" его влияния на культуру.Вместе с тем культура Возрождения - это переход от средневековья к новому времени.Четыре гения сияют в Италии в период Высокого Ренессанса. Каждый из них - целый мир, законченный, совершенный, впитавший в себя все знания, все достижения предыдущего века и вознесши их на ступени, до них недоступные человеку: Леонардо да Винче, Рафаэль, Микеланджело, Тициан. Леонардо да Винчи родился в 1452 г. Гениальный итальянский живописец, зодчий, инженер, оптик, является одним из прославленных титанов эпохи Возрождения. В богатейшем наследии Леонардо-рисовальщика поражает целая галерея странных лиц с уродливыми, нередко отталкивающими чертами-карикатур. Некоторые из этих рисунков, особенно групповых, носят выраженный сатирический характер. Работы: Тайняя вечеря, Мона Лиза, Леда и лебедь.Умер Леонардо да Винчи в замке Клу, близ Амбуаза, 2 мая 1519 года шестидесяти семи лет. Рафаело Санти - великий итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской школы. Имя Рафаэля в мировой истории искусства связано представление о возвышенной красоте и гармонии. За свою недолгую жизнь Рафаэль создал множество станковых картин, всемирно известные фрески, превосходные портреты. Универсально одаренная личность, как и многие другие мастера итальянского Возрождения, Рафаэль, был также " архитектором" и руководил археологическими раскопками.Сюжеты произведений Рафаэль разнообразны, но на протяжении всей жизни художника особенно привлекал образ Богоматери. Рафаэля заслуженно именовали " мастером Мадонн", его картины " Мадонна Конестабиле", " Сикстинская мадонна", " Мадонна в зелени", " Мадонна в кресле", приобрели мировую известность.Преждевременная смерть помешала Рафаэлю получить небывалую для живописца награду и, возможно, стать кардиналом. Микеланджело Буонарроти (1475–1564), знаменитый итальянский скульптор, живописец и архитектор, один из величайших художников итальянского Возрождения.Во всем мире имя Микеланджело ассоциируется с фреской «Сотворение Адама», статуями Давида и Моисея, собором св. Петра в Риме. Тициан Вечеллио да Кадоре — один из самых великих художников всех времен и народов, наравне с такими легендами итальянского Возрождения, как Леонардо, Микеланджело и Рафаэль. Тициана, признанного гения своего времени, называли «королем живописцев и живописцем королей». Тициан сыграл большую роль в развитии мифологического жанра, пейзажа и портрета. Кстати, быть запечатленным кистью мастера, было высшей наградой для его современников. Работы: Мария с младенцем и святыми(1505), Сельская идилия(1507-1508), Св. Марк на троне со Святыми(1510) 2вопрос) 1 -Особенности развития русской культуры 9-17 вв: 1)общая замедленность темпов развития; 2)традиционализма: народ-земледелец видел повторение, движение по замкнутому кругу. Вековой опыт был самым надежным гарантом от катастроф.3)господство в идеологии религиозного мировоззрения; 4)накопление знаний, но научного объяснения многие факты и явления еще не получили .2. Письменность и просвещение. К моменту принятия христианства на Руси был собственный алфавит.Принятие христианства способствовало дальнейшему развитию письменности: братья из греческого г. Салоники Кирилл и Мефодий видели в 60-е годы 9 в. Евангелие, написанное славянскими буквами. Они же во вт, пол. 9 в. создали глаголический алфавит (глаголицу), который был переработан ими с использованием греческого письма в нынешнюю азбуку, кириллицу (упрощена была Петром 1 и в 1918 г.). 3.Литература, устное народное творчество. Писали на пергаменте, бересте.Книги украшали рисунками. Книги стоили дорого. («Александрия», «Повестьоразорении Иерусалима») На Руси писали на родном языке.Известные произведения того времени «Поучение детям» Владимира Мономаха; «Слово о полку Игореве»;. Архитектура. 1)до конца 10 в. не было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянные или деревянно-земляные.2)двадцати пятиглавая церковь в честь Богородицы в Киеве.4)принципы строительства были заимствованы у византийских храмов; 8. Живопись, скульптура. фреска., мозаика, иконы.скульптура не получила своего развития, т.к. фигуры часто изображали языческих богов;. Билет 16. 1) Реформы. Внутреняя политика.Владимир усмирил желание врагов брать дань с киева, т.к они помогли захватить его. Языческая реформа 980-981 гг. Владимир систематизировал языческих богов, выделив 6.Главный перун, затем хорс, даждьбог, стрибог, смаргла и мокоша.Современные историки считают что укрепить язычество в данном виде не очень то удалось, ремесленники, например, все равно больше чтили Сварога, купцы-Велеса и т д.Перуну как главному богу в большей части поклонялась дружина.-Посадил своего дядю Добрыню в Новогороде.Внешняя политика.-981г-походына Ляхов.-982г.-Повторный поход на Вятичей была возложена большая дан.-983г-захват земель ятвягов.-984 г-покорение радимичей после битвы на реке Пишане.Они потеряли полностью политическую самостояельность.-985г-победоносный поход на Болгарию после чего был завершен мир.- Меры по укреплению границ государства: 4 оборонительных рубежа на юге, крепости стояли на расстоянии от 15 до 20 км.состояли из крепостей из валов сигнальных вышек.Христианизация Руси-процесс утверждения и распрстранения христианской религии седи славянских народов киевской Руси, в ходе которого языческие культуры и обряды вытеснялись и заменялись культами и обрядами христианской веры.Начало Х.Р связывают как правило, с обращением в христианство князя Владимира, принявшего крещение в 998 г и утвердившегохристианство в качестве государственной религии. Именно с этих пор Русская церковь стала считаться преемницей церкви Вселенской.Поворотным событием в процессе Х.Р несомненно надо признать деятельность Кирилла и Мефодия просветителей славян.Благодаря их стараниям в 861 г была создана славянская азбука осуществлен перевод Библии и богослужебных книг с греч.языка на славянский.На славянском языке стало совершаться богослужение.Все это ускорило процесс христианизации славянских племен.Ведь теперь словяне слышали проповедь на родном для них языке получили возможность познакомится с основными догматами нового вооручения. 2) XVIII столетие вошло в историю запада как эпоха просвещения.Разум и просвещение-основные лозунги просвещения. Идеология просвещения возникла а XVII в.-ее родоначальником был английский философ Д.Локк.Наибольшее развитие она получила во Франции где ее представляют такие мыслитель как вольтер, монтескье, Руссо и др.Отличительная черта идеологии просвещения-надежна на человеческий разум и гармонию общества через просвещение людей и развитие их творческого начала. Авторитет науки и знания поднимается эпохой просвещения на небывалую раннее высоту. Французские просветители Вольтер, дидро, Руссо, дали новое толкование философско-эстетических категорий каких как красота гармония вкус. Билет №17 Вопрос 1. Библия возникла как Священное писание древних евреев, отражающее веру в существование единого, невидимого Бога, в отличие от языческого политеизма греков и римлян и выражающее Союз (Завет) Бога с человечеством (народом). В Ветхом Завете, написанной во 2- м тысячелетии до н.э. было сказано, что Яхве создал мир, Землю и первых людей. Эту религию мыназываем иудаизмом. В Палестине, в 1 в. н.э., возникла и новая религия, христианство, через деятельность Апостолов, распространявших «благую весть» об Иисусе Христе.Как историко-культурный памятник, Ветхий Завет сохранил древние мифы народов Ближнего Востока (мифы о сотворении мира, о жизни первых людей в раю, потопе и др.).Польский ученый Зенон Косидовский в книге «Библейские сказания» проводит параллели с имеющимися реальным фактами истории народов Ближнего Востока (потопе, строительстве Вавилонской башни, истории первых еврейских государств, пребывании евреев в Египте, Вавилоне и т.д.). Так что, с одной стороны, в нем можно проследить и мифы, и народные предания, и фактическую историю.Для нас важны не столь изыскания, подтверждающие или опровергающие отдельные сюжеты из Ветхого Завета (о его фольклорном характере уже писали И. Гердер и Дж. Фрезер), сколько его литературный материал, в котором мы можем увидеть реалии состояния общественной психологии тех далеких времен.Наряду с основной религиозной идеей монотеизма, Ветхий Завет отражает историю нравов и обычаев еврейского и других народов Ближнего Востока, включает поэтические песнопения (псалмы Давида), свадебно-обрядовые песни («Песнь песней» Соломона), народные притчи, известные, как притчи Соломоновы.Ветхий Завет (его отдельные книги) создавался на протяжении с 13 в. д. н.эдо 2 в. до н.э. Слово «Завет» означает «договор» - человека с Богом. Большая часть Ветхого Завета написана на древнееврейском языке, а более поздние – по-гречески. Ветхий Завет почитается и иудеями, и христианами. Далеко не все древние тексты вошли в Библию, часть из них - так называемые апокрифы, не включенные в число богослужебных книг. Они были написаны позднее окончательной редакции Ветхого Завета, которая произошла во 2 веке до н.э. (Так наз. перевод 70 толковниками, сделанный в Египте на греческийязык).Ряд книг Ветхого Завета носят легендарно-исторический характер и повествуют об истории еврейского народа, о правлениях царей, проповедях пророков, высказывавших мудрые, философские мысли (Екклесиаст, напр., говорил: «Все суета сует и томление Духа, лишь Душа нетленна».) Пребывание евреев в Египте, их военные вторжения, подтверждаемые надписями 13 в. до н.э. на стеле фараона Мернептаха.Ветхий Завет делят на 3 части: 1-я, Тора (5-книжье): Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. 2- я, Пророки в т.ч., исторические книги Иисуса Навина, Судей, Царств, четыре книги «Больших Пророков», двенадцать книг «Малых Пророков». 3-я, Писания: (книга псалмов Давида, книга любовной лирики «Песнь Песней Соломона», книга притчей Соломона, Екклесиаст (книга Проповедника, имя его мы не знаем), книги хроник, книги Руфь, Иова, Ездры, Есфирь, Даниила и др.Новый Завет - христианская часть Библии, книги которого на греческом языке были созданы в 1 веке н.э. – начинается Евангелиями от Марка, Матфея, Луки и Иоанна, повествующими о Боговоплощении - о пришествии в мир Мессии, Иисуса Христа. Далее следуют Деяния Апостолов - учеников и сподвижников Иисуса Христа, и Послания Апостолов (Петра, Павла и др.). Это - их духовно-нравственные наставления.Евангелистами называют Матфея и Иоанна, непосредственных учеников Иисуса Христа, Другие евангелисты - Лука, (врач, иконописец, создавший изображения Богоматери) - спутник апостола Павла, а евангелист Марк, спутник апостола Петра. Трое из них пишут свои Евангелия в 60-е годы, а Иоанн - в 90-е годы, будучи в ссылке на о. Патмос.Новый Завет в христианском понимании - исполнение Ветхого Завета, знаменующее реальное богочеловеческое единство во Христе, сменяющий предзнаменующий и пророческий Ветхий Завет.Следует подчеркнуть слова из «Нагорной проповеди» Иисуса. «Возлюби ближнего своего, как самого себя», «Возлюби Господа твоего», как раскрытия внутренней сути божества - любви, лежащей в основе мироздания и спасения мира. Они стали основополагающими в новой системе морали, распространявшейся не только среди рабов и простонародья, но и среди состоятельных римских граждан. В конечном итоге, именно новая мораль, поклонение единому Богу, и созданная христианамицерковь, обеспечила крушение культуры античного мира.
Билет 20.1) Ислам является одной из трех мировых религией. На сегодня это одна из самых распространенных мировых религий: ее приверженцы населяют все континенты. Мир исламской культуры относительно молод. Его возникновение относится к первой половине 7 века. Колыбелью исламской цивилизации стала Аравия. Возникновение ислама связано с деятельностью пророка Мухаммеда. жившего в Мекке и получившего от Бога ряд откровений, записанных в священной книге всех мусульман Коране. Центральным постулатом ислама является строгое требование почитать только Аллаха как единственного Бога и быть, безусловно, покорным его воле. Само слово «ислам» означает покорность и вручение себя Аллаху. «Свидетельствует Аллах, что нет божества, кроме него, и ангелы, и обладающие знанием, которые стойки в справедливости: не божества кроме него, великого, мудрого! Поистине, религия пред Аллахом – ислам…». Основной источник вероучения в исламе – Коран. Коран - мировоззренческое ядро исламской культуры. Основу Корана составляют заповеди, проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы, назидательные рассказы и притчи Мухаммеда, произнесенные им в Медине и Мекке, записанные его помощниками. 2)ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУР – особый вид непосредственных отношений и связей, которые складываются между по меньшей мере двумя культурами, а также тех влияний, взаимных изменений, которые появляются в ходе этих отношений.Взаимодействие культур, их диалог - наиболее благоприятная основа для развития межэтнических, межнациональных отношений. И наоборот, когда в обществе есть межэтническое напряжение и тем более, межэтнические конфликты, то диалог между культурами затруднен, взаимодействие культур может носить ограниченный характер в поле межэтнической напряженности данных народов, носителей данных культур. Процессы взаимодействия культур более сложные, чем наивно когда-то считали, что идет простая “перекачка” достижений высокоразвитой культуры в менее развитую, что в свою очередь логично подводило к выводам о взаимодействии культур как источнике прогресса. Билет№21. 1) Разделение понятий «этническая культура» и «национальная культура» связано с самими понятиями «этнос» и «нация». Этнос – это этносоциальный организм, который представляет собой сочетание собственно этнических элементов с условиями его возникновения и функционирования. Нация – это определенный этносоциальный организм и историко-культурная общность людей, которая складывается в течение длительного исторического периода в результате соединения, перемешивания, «сплавления» представителей различных племен и народностей.На формирование этнической культуры оказывают влияние природные условия, язык, религия, а также психический склад этноса. В формировании каждой этнической культуры, как мы уже отмечали, важную роль играет язык этноса, который способствует прежде всего формированию чувства групповой идентичности. Язык как элемент культуры участвует в процессе приобретения практического опыта людьми, особенно членами одной этнической группы.Национальная культура не сводится к этнической. Ее богатство преумножается на основе письменности и образования и воплощается в литературе и искусстве, науке и философии, социально-политическом и технологическом развитии общества. Лучшие достижения национальной культуры—это продукт творчества наиболее талантливых представителей нации, просвещенных, эрудированных людей. Ее средоточием является не столько деревня, сколько город с его театрами, музеями, библиотеками, учебными заведениями. Овладение национальной культурой не дается само собой, оно достигается в процессе образования и самообразования и требует серьезных интеллектуальных усилий. 2) развитие зарубежной и отечественной культуры 20-21 вв.происходит в сложных обстоятельствах, когда социальные, политические, военные экологические катаклизмы влияют на человеческую личность, меняют ее ценностные ориентиры, трансформируют социокультурное развитие. В годы Второй мировой войны значительное кол-во деятелей культуры (Э.Хемингуэль, А.де Сент-Экзюпери и произведения в области литературы, музыки, искусства, кино играли важную роль в закаливание духа народов. Осмысление причин и последствий войны, поведение людей в экстремальных условиях стало важной темой мирового искусства. После войны развитие массовой коммуникации- прессы, радио, тв стимулировали невиданное развитие массовой культуры. В изобразительном искусстве проявление массовой культуры стал поп-арт, который пришел на смену абстракционизму. Основные направления искусства в культуре: модерн, дадаизм, экспрессионизм, примитивизм и др.В настоящий момент, национальная культура безгосударственной поддержки не выдерживает конкуренции с массовой культурой.
Билет№22.1) В начале 20 века происходит дальнейшее усиление колонизации Казахстана, связанное с проникновением в Казахстан капиталистических отношений. Отмечается резкое классовое расслоение в ауле, обнищание масс, уход их на промышленные предприятия, растет движение против колониального, социального гнета. Характерна стихийность, разрозненность выступлений. Колониальный гнет тяжело отразился на положении казахского народа. Увеличение налогов, повинностей, изъятие земель приводит к обострению внутренних противоречий в казахском ауле, кризису скотоводчества. Социально-экономические условия вели к росту национального движения. В борьбу за лидерство вступает традиционная элита и формирующаяся казахская интеллигенция. Лидером общенациональной либерально-демократической оппозиций стал А. Букейханов. На основе пробуждения национального самосознания происходит консолидация тюркоязычных народов. С 1913 по 1918 гг. издается газета " Казах".Одним из главных достижений периода 21 века является возрождение и дальнейшее развитие казахской культуры, а также культур и традиций этносов, Были возрождены древний праздник Наурыз и искусство музыкально-поэтической импровизации — айтыс.Для Казахстана в целом этот период также ознаменован формированием нового качества его многообразной культуры. Развитие казахской культуры благоприятствует социально-культурному и нравственному возрождению общества в целом, а также развитию культур этносов, населяющих Казахстан, укреплению международных связей. В годы независимости были созданы десятки этнокультурных центров, творческих коллективов. 2) Понятия «культура» и «цивилизация» имеют разный исторический масштаб: культура сопровождает всю историю существования человеческого рода, начиная с зарождения человеческого сознания; «цивилизация» определяет особое состояние культуры, характерное для ее развития на протяжении нескольких последних тысячелетий.. Различение понятий культуры и цивилизации раньше всего началось в Германии. Уже И. Кант под цивилизацией понимал внешнюю сторону жизни личности и общества, а под культурой — их духовную суть, духовный потенциал.Основные отлечительные черты: КУЛЬТУРА-это совокупность духовных возможностей ЦЕВЕЛИЗАЦИЯ-это совокупность условий необходимых для существования этих условий.КУЛЬТУРА-создает смыслы и цели общественного и личностного бытияЦИВИЛИЗАЦИЯ-обеспечивает формы социальной организации, технические средства, регламент человеческого поведения.В КУЛЬТУРЕ не реалистически а символическивыраженна духовная жизньЦИВИЛИЗАЦИЯ превращает идеальные планы культуры в реальные программы, в выполнение которых вовлекаются массы людей.КУЛЬТУРА явление индивидуальное и неповторимое она имеет душуЦИВИЛИЗАЦИЯ явление общее и повсюду повторяющееся она же имеет методы и орудия.
Билет№23. 1) 18 век- это время формирования отечественной науки, национальной литературы, литературного русского языка, развитие живописи и архетектуры.Это время создания прекрасных скульптур Ф.Шубиным и М.Козловским. Последний стал родоночальником русской классической скульптуры.В литературе произошли большие изменения, появились 3 новых жанров. Это классицизм, романтизм и реализм. Сумароков представлял классическое направление, Карамзин романтическое, Фонвизин реализм. Их произведения «Бедная Лиза» и пьеса «Недоросль». В архитектуре продолжал главенствовать пышный стиль русского борокко.знаменитые архитекторы того времени того времени были Б.Расрелли, Д.Кваренги и др.в конце 18 века на смену борокко приходит классицизм. Начинается активное строительство учебных заведений.19 век это период общественного подъема. В литературе выделилось 3 течения: либеральное, демократическое и консервативное. яркие представители литературы: Достоевский, Л.Н.Толстой, Некрасов, Чехов и др. Были открыты консерватории и бесплатные музыкальные школы в Москве и Санкт-Петербурге. В это время творили такие композиторы, как Чайковский, Мусоргский, Римсний-Корсаков. 2) главная особенность культуры это целостность и разносторонность в понимании человека, жизни и культуры. Культура носит ярко демократический и реалистический характер, в центре ее стоят человек и природа. Основные особенности это: 1)антропоцентризм2)гуманизм3)модификация средневековой христианской традиции4)особое отношение к античности, возродился античный идеал человека5)новое отношение к миру. №24.1 вопрос: Культура Нового времени охватывает сравнительно небольшой временной промежуток – с XVII по XVIII вв. Её начало знаменуется английской буржуазной революцией 1640–1653 гг. Завершается период Нового времени окончанием Первой Мировой войны в 1918 г. Это совсем небольшой отрезок времени по сравнению, например, с культурой античного мира, берущей начало от микенской культуры и заканчивающейся падением Рима, тем самым вбирающей в себя полтора тысячелетия; или с культурой средних веков, которая начала своё становление во время зарождения христианства. В отличие от этих периодов культурного развития, европейское общество в Новое время жило в более быстром, напряжённом жизненном ритме, более пёстром потоке жизненных явлений. Одно десятилетие Нового времени вбирало в себя гораздо больше событий, чем, например, в античностиВажно учесть, что в новое время государство становится более весомой и централизованной формой общественного устройства. Ещё в XVI веке в Генуе и Барселоне образуются государственные банки, а в XVII столетии они появляются в Амстердаме, Лондоне. Несмотря на то, что к XV в. феодализм сошёл на нет, сохранялись формы феодальной зависимости, выражавшейся в уплате сеньору поземельной денежной ренты. В этом случае крестьянин выступал в роли арендатора. Однако крестьянам приходилось платить налог государству, налог с имущества, содержать за свой счёт армию, расквартировавшуюся в их домах. 2вопрос: Искуство как один из элементов культуры искусство - это специфический вид духовного отражения и освоения действительности. На протяжении многих лет исследователи искусства далее добавляли: “имеющий целью формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты”. Следует заметить, что сам факт существования цели у искусства является спорным, а понятие красоты - относительным, так как эталон красоты может сильно различаться в разных культурных традици искусство - это один из элементов это форма чувственного познания мира культуры, в котором отражаются художественно-эстетические ценности.. искусство может рассматриваться как процесс освоения человеком художественных ценностей, доставляющий ему удовольствие.
|