![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Культура России II половины XIX века.
1. Исторические условия: - влияние православия; - бурный расцвет всех жанров; - падение крепостного права; - начало развития капитализма и пролетариата; - наличие феодально-крепостнических пережитков; - усиление связей (экономических и культурных) как внутри страны, так и международных; -огромный вклад в мировую культуру. 2. Школа. Просвещение: - увеличение грамотности, Ушинский – педагог; - реформы 60-х г. – бессословность школы, земские, частные школы, женщины-педагоги; - гимназии (реальные и классические); - новый университетский устав (либеральный); - новые университеты: Одесса, Томск, Лесная академия – 63 ВУЗа; - высшие женские курсы - Петербург 1869г. Грамотность к концу века – 20 %; - в 80-е годы (Александр III) процесс замедлился – 1887г – циркуляр о «кухаркиных детях» – возрождение сословной школы, отмена автономии университетов; - увеличение типографий (1894г. > 1000); - многопрофильная литература, рост числа газет, журналов, «Современник», музеи, выставки (передвижники - живопись- 1871г.), галереи (Третьяковская в Москве - 1893. Наука. - в 70-е г. 20научных обществ, съезды ученых; - Менделеев: химия - периодический закон; - Столетов: физика – русская физическая школа; - экспедиции: география – Семенов Тянь-Шанский – Средняя Азия и Сибирь, Пржевальский – Центральная Азия, Миклухо–Маклай – Юго-восточная Азия, Австралия; - Сеченов – физиология, медицина; - Павлов - биология - исследование рефлексов; - Тимирязев: физиология растений; - Мечников – иммунитет (биология, медицина); - Яблочков: физика – электрическая лампа; - Лодыгин - физика - лампа накаливания; - Попов: радиотелеграф; - Можайский: самолетостроение – авиация; - Жуковский – аэродинамика; - Циолковский: ракетостроение; - Соловьев - история «История России с древнейших времен»; - Ключевский - история «Курс русской истории»; - Плеханов: начало марксизма; - Даль - лингвистика «Толковый словарь живого великорусского языка». 4. Общественно – политическая мысль: - революционеры – демократы - Чернышевский, Герцен, народники; - монархисты: Катков, Суворин, Победоносцев. 5. Литература: - Чернышевский: «Что делать?»; - Достоевский: «Идиот», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы»; - Л.Н. Толстой: «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресенье»; - Салтыков – Щедрин: «Господа Головлевы», сказки; - И.С.Тургенев – журнал «Современник», «Записки охотника», романы: «Рудин», «Дворянское гнездо», Отцы и дети»; - А.П.Чехов – «Степь», «Дама с собачкой», «Палата № 6», пьесы: «Три сестры, «Вишневый сад». 6. Живопись: - 1870 – Товарищество передвижных выставок (передвижники); - Ярошенко: «Студент», «Курсистка»; - Саврасов: «Грачи прилетели»; - Левитан: «Вечер», пейзажи; - Серов: «Девочка с персиками»; - В.Перов – «Тройка», «Проводы покойника», «Чаепитие в Мытищах», «Охотники на привале»; - Н.Крамской – портреты Некрасова, Толстого и других, «Христос в пустыне», «Незнакомка»; - Н.Ге – «Тайная вечерня», «Распятие», «Петр I допрашивает царевича Алексея»; - В.Верещагин – баталист (картины о войне) «Апофеоз войны», Балканская серия; - И.Шишкин – пейзажист «Утро в сосновом бору», «Дубы»; - И.Репин – «Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Не ждали»; - В.Суриков – «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы». 7. Скульптура: - Антокольский: бюсты - «Иван Грозный», «Пётр I», «Нестор- летописец»; - Микешин – «Тысячелетие России» (Новгород), памятник Богдану Хмельницкому; - Опекушин – памятник Пушкину в Москве, памятник Лермонтову. 8. Архитектура: - Померанцев – Верхние торговые ряды (Москва); - Семенов, Шервуд – здание исторического музея (Москва) 9. Музыка: - М.Мусоргский - «Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка» (оперы); - Римский Корсаков: «Псковитянка», «Снегурочка», «Садко» (оперы); - П.И. Чайковский: «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа» - оперы, «Лебединое озеро», «Щелкунчик» - балеты; - С. Рахманинов: симфонии, опера «Алеко»; - «Могучая кучка» (1850) объединение музыкантов - Балакирев, Мусоргский, Бородин и др. Театр. - Новый - МХАТ в Москве: режиссеры - Станиславский и Немирович-Данченко, актёры - Москвин, Книппер-Чехова и др; - актриса Ермолова – Малый театр; - актриса Комиссаржевская – Александринский театр; - Шаляпин – опера; - меценатство – С.И. Мамонтов (частная опера), П. Третьяков – художественная галерея; - Пьесы Островского, Чехова; - актёры: Садовский, Стрепетова. Билет№3 1) Борьба с иноземными захватчиками в XIII веке: Александр Невский и Даниил Галицкий 2) Русская культура второй половины XVIII века: 1. Исторические условия: - укрепление абсолютизма; - дворцовые перевороты; - раскол между дворянством и крестьянством; - влияние иностранной культуры. 2. Грамотность, образование: - увеличение количества школ, училищ, Сухопутный и морской шляхетские корпуса; - светский характер; - 1755 – первый Университет; - Академия художеств – Бецкой; - Академия наук при Екатерине – Дашкова; -1786 – реформа образования – «Малые народные училища» (2года), «главные народные училища» (5 лет) - 165 всего; - школы для инородцев, дворянские корпуса - 5 к концу века. 3. Наука: - Ломоносов! – химия, физика, литература и другие! - История -Шербатов, Татищев, - В.Беринг – география, пролив, Курильские острова; - Крашенниников «Описание земли Камчатки». 4. Литература: - Кантемир, Тредиаковский, Сумароков, Ломоносов; - Фонвизин – «Недоросль»; - Карамзин – «Бедная Лиза» - сентиментализм. 5. Театр: - Ф.Волков – основатель русского театра. 6. Архитектура: Петербург! 1) Классицизм (античность, строгость) и 2) барокко (пышность, легкость); - Растрелли - Зимний дворец, Екатерининский дворец; - Казаков – Сенат в Московском Кремле, Колонный зал Благородного собрания; - Баженов – Дом Пашкова в Москве, ансамбль Царицыно; - Знаменитые усадьбы – Архангельское, Кусково, Останкино. 7. Скульптура: - Шубин - бюсты Павла I, Екатерины, Голицина; - Козловский – памятник Суворову. 8. Живопись: - Портретисты: - Рокотов – портрет Майкова, Струйской; - Левицкий – Екатерина II; - Боровиковский – портреты Лопухиной, Орловой, Державина; - Тропинин – «Кружевница», «Гитарист», портрет Карамзина. БИЛЕТ№4 1. Московские князья: Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III - краткая характеристика деятельности: Иван Калита (1296-1340) – великий князь московский и великий князь владимирский. В 1327 г. подавил антиордынское восстание в Твери, с 1328 г. получил ярлык на великое княжение. Добился права собирать и вносить в Орду дань со всех русских земель. Широко приобретал села за пределами Московского княжества. За богатство получил прозвище Калита – " кошель", " денежный мешок". Построил дубовый московский Кремль и каменные Успенский и Архангельский соборы. Обеспечил Московскому княжеству первенствующее положение среди всех русских княжеств. Дмитрий Донской (1350-1389) – великий князь московский и владимирский. Начал постройку в Москве белокаменного Кремля. Вел длительную борьбу с Тверью. В 1375 г. принудил тверского князя Михаила Александровича подписать соглашение, значительно ограничившее самостоятельность Твери. В 1380 г. одержал победу в Куликовской битве, после чего стал именоваться Донским. В 1382 г. был вынужден возобновить уплату дани Орде после сожжения Москвы Тохтамышем. Присоединил к московским владениям часть Мещеры, Смоленщины, приокских и белозерских земель. Впервые передал сыну территорию великого Владимирского княжества как свою отчину, не спрашивая разрешения Орды. Иван III (1462-1505) – великий князь московский с 1462 г. великий князь всея Руси. Сын великого князя московского Василия II. Вторым браком женат на византийской царевне Софье Палеолог. Присоединил к московским владениям Ярославское и Ростовское княжества, Великий Новгород (1478), Пермскую землю, Тверское княжество (1485), Вятскую землю. В результате " стояния" на Угре в 1480 г. добился окончательного падения ордынского ига. В результате русско-литовских войн добился присоединения верховских земель по Оке, восточной части Смоленского княжества, юго-западных (северских) земель. При нем (в 1497 г.) был составлен первый Судебник. 2. Культура XVII века: 1.Исторические условия: - смута и структурный кризис в стране, разорение значительной части государства, постепенное возрождение, развитие хозяйства и всероссийский рынок. 2. Хозяйство и ремесло: Мануфактуры, Печатный двор, ювелирное дело, стекольное производство, строительство, специализация рынков, ярмарки. 3.Грамотность и письменность: - увеличение количества грамотных людей, школы, 1687 – Славяно-греко-латинская академия; - К. Истомин – «Букварь», В.Бурцев «Азбука», М.Смотрицкий «Грамматика»; - первая рукописная газета «Куранты» для Алексея Михайловича. 4.Наука - перевод греческих, латинских книг, астрономия, математика, зоология; - «Книга большого чертежа» - карты с описанием исследования; - С.Дежнев – пролив между Северной Азией и Америкой и путь из Ледовитого океана в Тихий; - Е. Хабаров – Приамурье, по р. Амур, раздел территории с Китаем; - В.Поярков – Приамурье, описание; - В.Атласов – Камчатка, Курильские острова, сведения о Сахалине. Литература – обмирщание культу ры - отказ от религиозного освещения событий и церковной тематики; - Исторические повести о смуте – Палицын, Тимофеев; - сатирические повести: «Сказание о куре и лисе», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Горе – Злосчастии», «Житие протопопа Аввакума» (он же автор). 6.Театр - Алексей Михайлович, Москва, библейские темы; -народный – скоморохи, цирк. 7.Архитектура: – стиль барокко (московское или нарышкинское); - деревянный дворец Алексея Михайловича в Коломенском (8 чудо света); - Приказ каменных дел для строительства; - Теремной дворец в Кремле (каменная резьба); - Троице – Сергиев и Новодевичий монастыри, церковь Живоначальной Троицы (Москва), церковь Ильи Пророка (Ярославль), церковь Покрова в Филях. 8.Живопись: – иконы, религиозные сюжеты; - Симон Ушаков – светотень, объем; - появились портреты (парсуны) и пейзаж. Билет№5 1. Реформы Петра I: Реформы Петра I — преобразования в государственной и общественной жизни, осуществлённые в период правления в России Петра I. Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: 1696—1715 годы и 1715—1725. Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы с целью модернизации уклада жизни. Во втором периоде реформы были более планомерными. Ряд историков, например В. О. Ключевский, указывали, что реформы Петра I не являлись чем-то принципиально новым, а были лишь продолжением тех преобразований, которые осуществлялись в течение XVII в. Другие историки (например, Сергей Соловьев), напротив, подчеркивали революционный характер преобразований Петра. Историки, проводившие анализ петровских реформ, придерживаются разных взглядов на его личное в них участие. Одна группа полагает, что как в составлении программы реформ, так и в процессе их осуществления Петр не играл главной роли (которая была ему приписана как царю). Другая группа историков, наоборот, пишет о большой личной роли Петра I в проведении тех или иных реформ. В сфере социально-экономической важнейшей мерой была подушная перепись 1718-1724 гг. (до этого переписи были подворными). Именно эта перепись окончательно закрепостила основную массу населения. На основе переписи были введены паспортная система, облегчившая борьбу с крестьянскими побегами, и подушная подать вместо подворной (ежегодные выплаты фиксированной суммы с каждой души мужского пола). Почти все свободные крестьяне составили новую категорию зависимого населения – государственные крестьяне. В 1722 г. в городах создаются ремесленные цехи (объединения ремесленников одной специальности). Петр проводит протекционистскую политику (защита отечественных производителей от иностранной конкуренции). В 1724 г. он вводит высокие таможенные пошлины на импортные товары. В 1714 г. Указ о единонаследии ввел в России мажоритарную систему (поместье наследуется только старшим сыном, остальные должны служить государству) и уничтожил различие между поместьем и вотчиной. Т.о. давая привилегии дворянам, фактически уравнивая их в правах с боярами, Петр, одновременно, пытается заставить их служить себе. Порядок государственной службы определялся Табелем о рангах (1722 г.), который, во-первых, впервые поставил в основу служебной карьеры не знатность рода, а принцип личной выслуги каждого чиновника, а, во-вторых, обязывал дворян начинать службу с самых низших чинов. Петр пытался развивать и промышленное производство, необходимое для вооружения армии и создания флота. При нем в России было создано около 200 мануфактур. Главным инициатором создания этих мануфактур было государство, которое затем нередко передавало их в руки частным лицам при условии регулярных поставок продукции в казну. Вопрос о рабочей силе Петр решил по-крепостнически: в 1722 г. владельцы мануфактур получили право приписывать (покупать) на предприятия крепостных (посессионные крестьяне). В 1711 г. была введена должность фискалов, осуществлявших надзор за деятельностью всех административных органов. Серьезные перемены произошли в сфере государственного устройства. В 1699 г., вместо Боярской Думы была учреждена Ближняя канцелярия («Конзилия министров»). В 1711 г. она была преобразована в Сенат. Права Сената были широки, хотя и несколько неопределенны: контроль над правосудием, решение бюджетных вопросов. Через Сенат происходило назначение на различные должности. В отличие от Боярской думы, Сенат был органом, формируемым царем и полностью зависящим от него. Ликвидация аристократического совещательного органа завершила формирование абсолютизма в России. В 1721 г. Петр I провозглашен императором. В 1722 г. Петр подписал Указ о престолонаследии. Новый закон отменял монархический (вертикальный) принцип престолонаследия. Отныне власть передается не строго по мужской линии, от отца к старшему сыну, а к назначаемому императором наследнику (или наследнице). Издавая этот закон, Петр стремился предотвратить приход к власти своего внука Петра Алексеевича. Его отец, Алексей Петрович, был казнен Петром I по обвинению в измене (1718 г.). В 1717-1721 гг. громоздкая приказная система была заменена новыми центральными органами – коллегиями, в основу работы которых был положен принцип коллегиальности – во главе каждой стоял не один начальник, а Совет из 5 человек во главе с президентом (правила их действия определял Генеральный регламент коллегий, опубликованный в 1720 г.). Всего коллегий было 11. Три из них назывались главными: Военная, Морская и Иностранных дел; три занимались финансами – Камер- (финансами), Штатс- (расходами) и Ревизион- (контролем за сбором и расходованием средств) коллегии; три –торговлей и промышленностью – Коммерц-, Мануфактур- и Берг- (добывающей и тяжелой промышленностью) коллегии. Земельными делами ведала Вотчинная коллегия; местными судебными учреждениями – Юстиц-коллегия. На правах коллегий было создано еще два учреждения: Главный магистрат (1720), ведавший городским управлением, и Синод (1721) - государственный орган, управляющий делами церкви, которой с 1700 г. запретили избирать патриарха. Введена новая должность – Местоблюститель патриаршего престола. Первым местоблюстителем стал Стефан Яворский. Не очень удачной была областная, или губернская реформа (1708-1710), по которой страна была разделена на 8 губерний, очень больших по своему размеру и, потому, плохо управляемых. Губернии делились на провинции, а те – на уезды (или дистрикты). Во главе каждой губернии был поставлен губернатор, который обладал всей полнотой власти, и чья деятельность слабо контролировалась. В 1719 г. была проведена вторая губернская реформа. Число губерний было увеличено до 12. 2. Культура XVI века: 1.Исторические условия: - Утверждение самодержавия, централизация, опричнина: жестокость, разорение, гражданская война. - «Москва» - третий Рим» - теория, согласно которой первый Рим (Это Рим католический) был разрушен варварами, второй Рим - Константинополь - пал под ударами нехристиан (турок), третий Рим - центр православия - Москва, А «четвертому не бывать». 2.Материальная культура: В XV в – Пушечный двор, XVI в – Чохов - «Царь – пушка», «Царь – колокол»; - ручное огнестрельное оружие - пищали - первые ружья; - Федор Конь – «Белый город» (Московские укрепления). 3.Грамотность и письменность: - Книгопечатание: Иван Федоров 1564, Петр Мстиславец – «Апостол», «Часословец», «азбуковники» - краткие словари, учебники. Максим Грек – грамматика. 4.Чтение: «Четьи – Минеи» - религиозное чтение по месяцам (Макарий) «Домострой» (автор Сильвестр) – сборник наставлений по всем вопросам хозяйственной и духовной жизни. 5. Литература: Летописи – Большой лицевой свод (16 тысяч «лиц» - нарисованных миниатюр). Исторические сочинения: - Ермолай Еразм – «житие Повесть о Петре и Февронии Муромских»; «Повесть о прихождении Стефана Батория на Псков»; «История о Казанском царстве». 6.Публицистика: Сильвестр - письма (проект идеального государства); Иван Пересветов –челобитные (царю)- за сильную, но не жестокую власть; А. Курбский – переписка с И.Грозным – споры о судьбе государства и облике государя; Федор Карпов – споры о соотношении справедливости и закона. 7.Ереси: Нестяжатели – Нил Сорский, Вассиан Косой – отказ церкви от богатств и земель, служение Богу. Иосифляне – Иосиф Волоцкий – сторонники богатств и сильной независимой от Констатинополя церкви. Стригольники – отрицали платные обряды, корысть и невежество духовенства. Матвей Башкин – критика церкви и несправедливости. Феодосий Косой – отрицание государства и любой власти. Максим Грек – обличал монашество, осуждал эксплуатацию и угнетение. 8. Архитектура - Шатровый стиль - Храм Вознесения в селе Коломенском (в честь рождения Ивана IV); - Покровский собор на Рву (храм Василия Блаженного) Москва - в честь взятия Казани, авторы Барма и Постник; -Соловецкий и Кирилло-Белозерский монастырь; - Колокольня Ивана Великого.
|