Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Театр Римской республики






 

Сопоставляя историю греческого и римского театра, мы наблюдаем процесс преемственности театральных культур. Новая культура Рима возникла на основе освоений и переработки греческого наследия. В свою очередь историки театра рассматривают римский театр как своеобразное соединительное звено между греческим и новоевропейским театром.

Истоки римского театра восходят к аграрным оргиастичетким празднествам, напоминавшим древнегреческие Дионисии. На этих праздниках распевались насмешливые диалогические песни — фесценнины, нередко весьма язвительного содержания. Существовала и другая форма зрелищ — сатура, которая состояла из сочетания диалога, музыки, мимики и пляски. Исполнители сатуры назывались гистрионами. Это слово этрусского происхождения и свидетельствует о том влиянии, которое оказывали зрелищные искусства этрусков на сложение римского театра. По рассказу историка Тита Ливии, когда Рим постигло моровое поветрие (364 г. до н. э.), чтобы умилостивить богов, решили устроить сценические игры,

С. 186……………………….

 

«дело новое для воинственного народа, так как до этого зрелища ограничивались только конскими бегами». Из Этрурии были приглашены плясуны, танцующие под аккомпанимент флейты. Этрускам стала подражать местная молодежь, прибавляя к пляскам шуточные диалоги в стихах, мимику, пение, что и породило «сатуру», т. е. «смесь».

Другим видом ранних драматических представлений были аттеланы, заимствованные римлянами от племени осков, во время войн в Кампании (около 300 г. до н.э.). Ателланы — комические сценки, напоминающие греческий мим. В них действовали четыре комических персонажа: Макк, Буккон, Папп, Доссен. Макк представлял собой трусливого дурака, увальня, обжору. Буккон — хитрый, пронырливый болтун. Паппа изображали богатым, скупым стариком. Доссен — злой, назойливый, ученый-шарлатан. Ателланы игрались в маске.

Римский театр в период республики развивался под непосредственным влиянием греческого театра, греческого языка и литературы. Первым, кто познакомил римлян с греческим театром, был Ливии Андроник. Он перевел и поставил около десяти пьес — переделок греческой трагедии и комедии. Другой драматург Гней Невий (ок. 280—201 гг. до н. э.) создал новый жанр римской исторической трагедии. У римлян такая трагедия называлась претекстатой. Претекста — тога с пурпурной каймой, ее носили видные римские сановники. Действующие лица трагедий Невия были одеты в претексту, парадную одежду римских сановников.

Особым успехом пользовались у современников комедии Невия, которые представляли собой переработку новоаттической бытовой комедии (аристократический сенат никогда не допустил бы существование в Риме политической комедии, подобной комедии Аристофана). Отношение к оригиналам у Невия было достаточно свободным. Он ввел впервые контаминацию, т. е. сочетание в одной пьесе сюжетов из нескольких греческих комедий с целью усложнения ее интриги. Этим приемом пользовался Плавт, позже драматурги эпохи Возрождения Ариосто, Шекспир, Мольер и др. Комедии Невия назывались паллиатой, так как ее герои носили греческий плащ — паллий. Действие в пьесах происходило где-нибудь далеко за пределами Рима, в Греции.

Преемником Невия был Квинт Энний (235—169 гг. до н.э.). Энний явился реформатором латинского стихосложения на греческий лад, увеличил музыкальность драматического стиха, тем

С. 187……………………….

 

 

самым создал предпосылку развитию римской театральной декламации. Он также брал для переработки произведем греческих драматургов, причем самым любимым его автором был Еврипид. Элементы бытовой драмы, стремление к реалистическому воспроизведению характеров делали, драмы Еврипида понятиями и близкими для римского зрителя. Драматургия Еврипида привлекала передовую римскую аристократию и интеллигенцию своим религиозным, скептицизмом и просветительским вольнодумством. Хороводные элементы греческого трагического театра: хор, маски, сатировская драма, три логическая композиция, «закон трех актеров» не соблюдались римскими драматургами. С их точки зрения для трагедии необходимы мифологическая тематика и, самое главное, фабульная занимательность, которая достигалась путем контаминации нескольких трагических сюжетов, вводом острых перипетий, эффектом неожиданностей, кровавых сцен.

Римская претекстата стала первым в европейском театре образцам исторической драмы. Но большим успехом у зрителей пользовалась комедия, черпавшая свое содержание из повседневного быта обыкновенных людей. Политическая комедия Аристофана не была объектом подражания, так как в Риме запрещалось выводить римлян в комическом виде. Смеяться римский гражданин мог только над иностранцами. На сцене ставились сатуры, ателланы, игравшие роль водевиля.

Продолжателем творчества Невия был комедиограф Тит Макций Плавт (254—184 гг. до н. э.). Он написал 21 пьесу. Это — «Амфитрион», «Ослы», «Вакхиды», «Пленники», «Хвастливый воин» др. Тематика и сюжеты Плавта заимствованы из новой комедии эпохи эллинизма. Но несмотря на то, что Плавт много брал у Менандра, его комедии сильно отличались. Он вносил в текст комедий элементы быта римлян, обычаи, термины. Комедия Плавта была живее, веселее. Он создавал образы ловких, хитрых рабов — интриганов, которые умнее своих господ. Язык Плавта — яркий, сочный, остроты часто непристойны. Его комедии прославляют находчивость, ловкость, изворотливость. В его комедии сочетаются приемы новой эллинистической комедии с староитальянской ателланой.

Публий Теренций Арфа (194 — 195 гг. до н.э.) отразил в своем творчестве устремления верхушки римских нобилей-рабовладельцев, их тяготение к искусству эллинистической Греции. Главное для Теренция — это разработка характеров, их психологическое

С. 188……………………….

 

углубление, а не интрига. Одна из лучших комедий Теренция — «Братья». Он создал в пьесах «Свекровь», «Евнух», «Андрианка» интересные жизненные образы, знакомившие римского зрителя с миром сложных душевных переживаний. Теренций стремился воспитать зрителя в духе настроений либеральной аристократической интеллигенции. Комедии Теренция ставятся на сцене несколько десятилетий, а затем исчезают из репертуара, но язык его комедий надолго остается образцом изящной латинской речи.

Паллиата уступает место жанру комедии с национальным римским содержанием. Формируются литературная ателлана или тогата. Тогатой в Риме называли комедию, в которой действующие лица выступали в тогах (тога — римская верхняя мужская одежда). Представителями тогаты были Тиний, Афраний, Атто (II—I вв. до н. э.). Параллельно с ателланой развивается мим, где актеры выступали без масок, что открывало простор для мимической игры. Среди мимов были женщины, участие которых придавало спектаклям эротический характер. До середины I века до и. э. мим оставался импровизационным, лишь впоследствии получив литературную обработку (Децим Лабелий, Публий Сир).

Четыре раза в году в Риме отмечались государственные праздники Великой Матери (апрель), Аполлона (июнь), Римские игры (сентябрь), Плебейские игры (ноябрь), вовремя которых устраивались театральные представления. Спектакли давались также во время триумфальных и погребальных игр, при выборах высших должностных лиц и по другим поводам. На римских праздниках драматические представления шли нередко вместе с цирковыми играми и гладиаторскими боями, причем зрители отдавали предпочтение последним.

Вначале в Риме спектакли давались на невысоких деревянных помостах. Дощатая стена балагана служила также и задним фоном.

Устройство театра было примитивным. Только в 55 году в Риме был построен каменный театр на 17000 зрителей. Здание театра было трехэтажным и образовывало с амфитеатром единое замкнутое пространство, лишенное крыши. Позже весь театр стали покрывать парусиновым куполом-веларием. Сценическая площадка (просцениум) находилась на орхестре на высоте 1, 5 м. Здание скены отличалось от греческой постройки. Фасад скены был украшен колоннами, статуями, арками и рельефами. Стена скены представляла собой роскошную архитектурную декорацию. Римский театр

С. 189……………………….

 

был снабжен люками и подъемниками. Над просцениумом возвышалась крыша, позволившая соорудить колосник для спуска декораций. Декоративные элементы сильно расширили зрелищный момент римского театра. В театре появился занавес, который способствовал разделению римских трагедий и комедий на акты. Главным принципом для римского театра была зрелищность. В спектаклях участвовали сотни статистов, одетые в роскошные красочные костюмы, на сцены выводились различные звери, в том числе экзотические слоны, жирафы. Реквизит был подлинен: статуи, вазы, сосуды, ковры. В отличие от греческого спектакля, в котором основным было коллективное начало, актерское исполнение римскому театру было свойственно увеличение зрелищной стороны спектакля, заслонившее актерское мастерство. Особое внимание уделялось костюму в трагедиях — пышному, подчеркивающему величие персонажей, с целью увеличить рост актеры надевали деревянные котурны (до 20 см), высоко взбивали локоны париков; маски появились в римском театре только в конце II века до н. э.

 

 

Театр Римской империи (I—IV вв. н. э.)

 

При императоре Августе и его преемниках шло строительство многих театральных зданий в Италии и провинциях. Представления устраивались часто, но носили, главным образом, развлекательный характер. Понятие «театр», как оно сложилось в период расцвета античной, культуры, начинает отмирать, уступая место понятию «зрелище» циркового, а не театрального порядка.

Если и ставились трагедии, то только в виде отдельных эффектных сцен, которые давали возможность актерам показать свое мастерство. Эти актеры-трагеды выступали в костюме и маске, но их роль ограничивалась почти исключительно пением, исполнение арий из трагедий сохранилось в Римской империи до последних дней ее существования.

Люций Анней Сенека (нач. I в. — 65 г. н. э.) был создателем жанра литературной драмы. Мировоззрение Сенеки формировалось в аристократических кругах, в которых широкое распространение получила стоическая философия, проповедовавшая усовершенствование, сдержанность, добродетель, презрение к смерти, богатству. В трагедиях Сенека выразил пессимистическую философию стоицизма. По мнению Сенеки жизнь человека находится в зависимости от рока, страсть

С. 190……………………….

 

Губит и оскверняет человеческую душу. Под таким углом зрения Сенека создает свои трагедии «Федра», «Медея», «Агамемнон», написанные на сюжеты греческих драматургов. Пьесы Сенеки предназначались не для сценических постановок, а для камерного декламационного исполнения. В истории западноевропейского театра творчество Сенеки имело большое значение: именно с Сенеки представители эпохи Возрождения начали свое знакомство с античной трагедией; его пьесы изучали драматурги французского классицизма — Корнель и Расин.

В первые века Империи самым распространенным из драматических жанров становится мим. Темами мимов служили супружеские измены, приключения разбойников. Другим видом зрелищ был пантомим — сольный танец, в котором единственный актер исполнял несколько ролей. Актер носил театральный костюм и маску с закрытым ртом. Пантомимический танец сопровождался кантиками (арии-монологи), которые исполнялись хором певцов под аккомпанемент оркестра. Спектакль, исполняемый целым ансамблем танцоров и танцовщиц, назывался пирриха.

В эпоху Империи большим успехом пользовались зрелища, показываемые в цирке и амфитеатре. В цирке проводились состязания колесниц, бег, кулачные бои. В амфитеатре устраивались гладиаторские сражения. Подобные зрелища амфитеатра и цирка не имели ничего общего с театральным искусством.

 

* * *

В общих чертах из сказанного должно быть ясно происхождение драмы, а также устройство греческого театра, организация драматических представлений. Все, о чем мы говорим, подтверждает, что драматургия определяла постановочный и исполнительский стиль греческого театра V века до н.э. Весь спектакль хороводного театра вырастал из музыки и движения. Спектакль сопровождался музыкой и был подчинен законам музыкальной композиции. До нас дошел только поэтический текст, поэтому спектакль весьма трудно воссоздать. Это был синтетический, музыкальный спектакль. Попытаемся представить, каким образом происходило театральное представление. Зрители уже разместились в амфитеатре, захватив с собой подстилку и еду. Состязания проходили между тремя поэтами. Раздавался сигнал трубы, и театральное действо начиналось. Предпримем попытку реконструкции спектакля «Прометей Прикованный» Эсхила

С. 191……………………….

 

 

Любая трагедия открывалась прологом. Из дверей скены на орхестру выходил единственный актер, как, например Эсхила в «Орестее», и действие начиналось с краткого, страстного патетического монолога. У Эсхила, Софокла, Еврипида начало трагедии могло состоять из целой сцены, напоминающей сегодня сюжетную экспозицию, в такой сцене были заняты уже два актера.

Действие «Прометея Прикованного» происходит у подножья гор на краю земли, в далекой Скифии. Декораций плоскостных, писанных в античном театре не было. Сооружались трехмерные постройки: алтарь, гробница, скала. Дворец храм отождествлялись со скеной, превратившейся постепенно в трехмерную декорацию. Актеры попадали на орхестру через пароды — боковые входы в театр, расположенные между амфитеатром и зданием скены. Скену ограничивали с боков двумя построенными флигелями-проскениями, каждый из которых имел по выходу на орхестру. Техника греческого театра была простой и наивной. Успех спектакля часто зависел от зрительского воображения.

В «Хоэфорах» Эсхила зритель должен был представить действие сначала на могиле Агамемнона, затем перед дворцом, в «Персах» — то перед зданием Совета, то у могилы царя Дария, в «Эвменидах» — перед храмом Аполлона в Дельфах, в Афинах, на Акрополе перед храмом Афины. В этой трагедии декорация, видимо, состояла из изображения скалы, у подножья которой бьются волны океана, когда Власть и Сила приводят Прометея, а позади них идет Гефест — бог огня, кузнечного дела. Гефест приковывает Прометея железными оковами к утесу.

Все мизансцены носили трехмерный, глубинный характер, ориентируясь на зрителя, окружавшего игровую площадку с трех сторон. У актера, исполнявшего роль Прометея, ни вздоха, ни стона не могло вырваться на виду у слуг Зевса. И только, когда Власть и Сила уходили через боковые пароды орхестры, Прометеи, оставаясь один, произносил свой горестный монолог. В этом монологе, наполненном страданием, он жаловался на свою судьбу рекам, морским волнам, быстрокрылым ветрам. Актер должен был быть музыкален, пластичен. Мимика лица отсутствовала в актерском исполнении, так как он играл роли в маске. Актер был отдален от зрителя, и маска придавала выражению лица актера особую выразительность и монументальность. Если обратимся к истокам греческого театра, то увидим, что маска

С. 192……………………….

 

имела вначале магическое, религиозное, обрядовое значение. Маска уводила актера от быта; которому была чужда драматургия хороводного театра. Актер играл в маске, и отсутствие мимики восполнялось другими выразительными средствами: голосом, жестом, движением. Маску изготавливали из дерева, затем из загипсованного полотна. В ней делались отверстия для глаз и рта, причем прорезь рта служила своеобразным резонатором для голоса актера. Женские маски в мужских отличались цветом и прической. Считалось, что именно Эсхил положил начало окрашиванию маски.

Услышав скорбный голос Прометея, к нему прилетают на крылатой колеснице дочери Океана, нимфы Океаниды. Колесница Океанид медленно спускается при помощи машины эоремы. Подобная монтировка хороводного театра выполнялась «машинами»: эккиклемой, эоремой и дистегией. Эккиклема — платформа на колесах, выкатываемая на орхестру по особым желобам из дверей скены. Эорема (или механэ) представляла собой подъемный кран, прикрепленный изнутри к верхним балкам здания скены. При помощи эоремы в финале спектакля появлялись боги с целью распутать узел интриги. Дистегия использовалась как внутренний подъемник. Действующие лица благодаря дистегии могли появляться в окне, на балконе на разной высоте скены.

Хор Океанид пытается утешить страдальца. Хор, непременный участник любого спектакля, выходил на орхестру без масок, его пение нередко сопровождалось мимическими танцами. Хор мог танцевать и молча, словно иллюстрируя своими движениями пение корифея. Девы-Океаниды исполняли танец «строгая эммелейя», в котором преобладала страдальческая игра рук.

Дальнейшее действие трагедии Эсхила «Прометей Прикованный» происходит в смене речевых партий (эписодиев) с хоровыми стасимами. В 1 эписодии 1-ой сцены участвует Прометей и хор. Во 2 сцене на крылатом коне (при помощи эоремы) появляется Океан. Он пытается уговорить Прометея покориться Зевсу, но для Титана чуждо смирение. Прометей скорбит о судьбе брата Атланта, держащего небесный свод, о сыне Земли Тифоне, испепеленном молниями Зевса. Хор Океанид на протяжении всего действия плачет над Прометеем.

Корифей хора с диалоге с актерами исполнял свои партии речитативом или декламацией. Монотонное пение хора

С. 193……………………….

 

сливалось со звуком аккомпанирующей флейты (авлоса), но мощное звучание хора не заслоняло актерской игры.

Ничего не добившись, Океан улетает. Несложная постановочная техника сопровождала воплощение сценического действия. С огромным пафосом Прометей рассказывал зрителям и хору, из-за чего и почему он страдает. Он научил людей разным ремеслам, открыл в недрах земли металлы преподавал великие науки, грамоту, научил строить дома укрываться от холода и жары. Не случайно Прометей стал символом прогресса, наук и искусства. Кульминация этой сцены — слова Прометея, что есть сила выше самого Зевса. Это Мойры (олицетворение судьбы) и Эринии, что помнят все.

Что касается построения трагедии, то пьеса состоит из пролога (в прологе две сцены), парода (начальное выступление хора Океанид), эписодиев (три сцены), трена (плача), стасимов (песни хора, исполняющиеся между действиями), эксода (песня при удалении хора в конце пьесы). Песни хора разделяются на части, которые называются строфа, антистрофа и эпод. Между эписодиями выступал хор со своими песнями-плясками. Стасимы, то есть стоячие песни (в противоположность «маршевым» песням — пароду и эксоду) сопровождались круговыми движениями вокруг фимелы — сначала в одном направлении (строфа), затем в обратном (антистрофа). Спектакль завершался песней, исполняемой в неподвижном состоянии. Хор состоял в доэсхиловский период из 50 человек, позже из 12 хоревтов в трагедии и из 24 — в комедии. Участники хора должны были уметь и петь и плясать. Под звуки марша хор выходил на орхестру, через правый и левый парод одновременно. Хор выходил на орхестру тремя шеренгами по 5 человек в трагедии и по 6 человек в комедии, затем обходил алтарь и останавливался перед ним или вокруг него, находясь на орхестре на протяжении всего спектакля. Только в трагедиях Еврипида хор покидай орхестру на некоторое время.

Иное построение имели хоровые сцены в комедии. В каждом жанре существовали свои типические пляски. В трагедия руки выражали страдание, скорбь, в сатировской драме пародировалась трагическая пляска, в комедии танец напоминал сексуальные, физиологические грубые телодвижения. Вокальные партии хора исполнялись как пение, речитатив, декламация.

С. 194……………………….

 

Несколько слов надо сказать и об особенностях греческого актерского искусства V века. Актерами были только мужчины, поэтому женские роли могли быть переданы только в общих чертах, схематично. В трагедиях актерами были жрецы, плакальщики, в комедиях сельские балагуры, мимы-импровизаторы (автокабдалы). Актеры-профессионалы появились только в середине IV века до н. э. Актерские данные.для исполнителей комедий и трагедий требовались различные. Если для трагических актеров важно было передать героику, величавость, пафос, то для комедийных актеров — буффонность, шутовство. В греческом театре отсутствовала проблема единства актерского исполнения. У Эсхила в этой трагедии 1-ый актер исполнял роль Прометея, а 2-ой актер Играл Силу, Гефеста, Океана в начале пьесы, а в конце драмы Ио и Гермеса. При распределении ролей протагонисту отдавали лучшие роли с сольными ариями (монодиями).

Костюмы у актеров трагического театра были необычайно богатыми, пышными, многоцветными. В основе трагического костюма лежало одеяние жрецов культа Диониса. Костюм состоял из хитона до самых пят с длинными рукавами. Хитон напоминал длинную рубаху. Он опоясывался высоко на груди, создавалось впечатление вытянутой фигуры. На него набрасывали плащ из тяжелой плотной материи, ниспадавший длинными складками. Костюмы были ярких цветов. Ноги трагического актера были обуты в особую обувь – высокие сапоги из мягкой кожи с зубчатымы краями и глубокой выемкой спереди, которая зашнуровывалась накрест (котурны). Котурнами называли также высокие деревянные подставки под подошвами. По мнению С.С. Мокульского актеры в V веке до н.э. котурны не носили, так как по ходу действия они делали быстрые и резкие движения, танцевали, становились на колено. Котурны мешали, сковывали движения актеров, что особенно ощущалось в поздней античности. Реалистические тенденции влияли на снижение внешней пышности костюма. Так, например, у Эсхила Атосса была одета в обыкновенные одежды («Персы»), а у Софокла Эдип появлялся в грязной одежде, Филоктет в разорванной, а у Еврипида Электра играла в костюме крестьянки. В спектаклях греки использовали различные предметы: чаши, шлемы, факелы, ковры, венки, кухонную утварь. Эти вещи назывались бутафорией.

Пьеса «Прикованный Прометей» символически изображала политическую борьбу в Афинах VII – VI веков. Эсхил

С. 195……………………….

 

первый ввел в трагедию драматический элемент, и в этой трагедии он впервые изобразил страстную, страждущую человеческую личность. Глубокий идейный смысл пьесы раскрывается в образе Прометея. Зевс положил границы человеческому бытию, Прометей же сломал эти границы и тем самым сузил безграничность Зевса. В трагедии есть некоторая архаичность построения, динамика в пьесе отсутствует. Поворотные моменты в развитии сюжета существуют в начале и конце трагедии (приковывание Прометея к скале и низвержения молниями Зевса). В центре пьесы изображений страшных мук Прометея. Постепенно нарастают страдания Прометея, но финал пьесы оптимистичен.

«Пусть бросит на черное Тартара дно:

Но в водовороте железной судьбы

Меня умертвить он не может».

Внезапно перед Прометеем является с неба Гермес. Несмотря на угрозы посланца Зевса, Прометей не открывает тайну, когда же и Зевса ждет погибель и смерть.

Гремят раскаты грома, блестят молнии, ветры вздымаются в неистовой пляске смерти. Зевс ударяет молнией в скалу, и Прометей вместе с ней проваливается под землю. При помощи театральных машин, как уже говорилось, действующие лица проваливались под землю. «...Пользоваться машиной можно лишь для изображения событий, происходящих вне драмы, или того, что произошло раньше и чего человеку на нельзя знать, или того, что произойдет позже и требует предсказания или божественного возведения». Аристотель критиковал спектакль «Медея» Еврипида за то, что развязка, как и в «Прометее Прикованном», разрешается машиной.

В трагедии эорема использовалась обычно для финального появления богов с целью распутать узел сложной интриги, отсюда — выражение «бог на машине» — для обозначения неожиданного финального появления какого-либо лица. В заключение подчеркнем, что при реконструкции трагедий и комедий древнегреческих авторов специалисты-театроведы рекомендуют студентам вчитываться в текст драмы, в зависимости от количества строк попытаться воспроизвести действие, угадать построение мизансцен, динамику происходящего на скене и орхестре.

 

Литература:

Анненский И. Античная трагедия. — СПб., 1902.

Брабич В., Плетнеева Г. Зрелища древнего мира.— Л., 1971.

Варнеке Б.В. История античного театра.— М. – Л., 1940.

Головня В.В. История античного театра. — М. 1972.

История зарубежного театра. Театр Западной Европы. /Учебник дли культ.-просвет. И тетр. Учебн. Заведений/ Под общ. ред. Г.Н. Бояджиева. — М., 1971.

Каллистов Д.П. Античный театр. — Л., 1970.

Лунин С. Античный театр.— Вологда, 1922.

Мокульский С. История западно-европейского театра. Ч. I. Античный театр.— М., 1936.

Опыт истории театра у древних народов с рисунками и планом, театра. – М., 1849.

Полонская К.П. Античная комедия.— М., 1962.

Фрейденберг О.М. Миф и театр — М., 1994.

Эмихен Г. Греческий и римский театр — СПб., 1904.

 

С. 197……………………….

 

 


[1] Цит. по: Брафч В., Плетнева Г. Зрелища древнего мира. Л., 1971. с. 15

[2] Мокульский С.С. История западно-европейского театра. Ч. I, Античный театр, М., 1936.

[3] Гораций. Об искусстве поэзии. С. 275—277, 348.

[4] Гете. Разговоры с Эккерманом. Спб., 1904, с. 291.

[5] И. Анненский. Античная трагедия. СПб., 1902, с. 47.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал