Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Всероссийская олимпиада школьников






Всероссийская олимпиада школьников

II (муниципальный) этап

История

Класс

(материалы для учителя)

Задание № 1. Развитие Российской империи: хронология событий.

Установите правильный хронологический порядок присоединения новых земель к Российской империи. Укажите даты этих событий.

 

А) Финляндия; Б) Литва; В) Крым; Г) Приморский край на Дальнем Востоке; Д) Хивинское ханство; Е) Молдавия; Ж) Восточная Грузия.

Максимальный балл за задание – 14. За правильный хронологический порядок – 7 баллов, за каждую правильно названную дату – по 1 баллу. Проверяющий вправе начислить полбалла за дату, если она указана приблизительно (в разумных пределах, например, десятилетие) либо неточно с ошибкой в 1-2 года.

 

Правильные ответы: 1. В. – 1783 г. 2. Б – 1795 г. 3. Ж – 1801 г. 4. А – 1809 г. 5. Е – 1812 г. 6. – 1860 г. 7. Д – 1873 г.

Задание № 2. Исторический документ.

Прочтите извлечение из Указа «Об отпуске помещиком крестьян своих на волю по заключении условий на обоюдном согласии основанных» от 20 февраля 1803 года» и ответьте на вопросы к нему.

«Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретенных или родовых крестьян своих по одиночке, или целым селением своим на волю, и вместе с тем утвердить им участок земли или целую дачу; то сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своем чрез Губернского Дворянского предводителя к Министру Внутренних Дел для рассмотрения и представления Нам…»

1) Под каким названием этот документ более известен в исторической литературе? От чьего имени он выпущен?

2) Что означает выражение «Благоприобретенных или родовых крестьян своих»?

3) Было ли право у помещика отпускать своих крестьян на волю до издания документа, и какую новую норму, в связи с этим, вводит документ?

4) Что означает выражение «сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию представляются лучшими»?

5) Какие последствия для положения крестьян имел данный документ?

 

Максимальный балл за задание – 15. Каждый вопрос оценивается максимумом из трех баллов.

 

Правильные ответы и рекомендации по начислению баллов.

1. Указ о вольных хлебопашцах (2 балла). Александр I (1 балл).

2. Благоприобретенные крестьяне – купленные крепостные крестьяне, родовые – крепостные крестьяне, доставшиеся по наследству (за данный ответ 3 балла, 2 балла – за правильное объяснение одного термина, если упомянуты лишь крепостные крестьяне – 1 балл).

3. Да, было (1 балл). Указ создал правовую основу для отпуска крестьян с землей (2 балла).

4. Договориться о сумме денег, за которые помещик согласится отпустить своих крестьян, а крестьяне – выкупиться (до трех баллов в зависимости от внятности и полноты объяснения).

5. Указ не имел больших последствий для крестьянства в целом (1 балл), так как, либо у крепостных не доставало денег, либо помещик в принципе не хотел их отпускать (плюс 1 балл). На волю выкупилось лишь не более 50 тыс. крепостных (плюс 1 балл).

 

Задание № 3. Советская городская топонимика.

Многим российским городам в советскую эпоху присваивались названия в честь видных деятелей революции и советского государства. Затем им возвращались исторические названия. Установите соответствия между традиционным (оно же - нынешнее) названием города и тем советским, которое он носил временно.

 

Современные (традиционные названия):

1) Самара; 2) Тверь; 3) Пермь; 4) Владикавказ; 5) Рыбинск; 6) Набережные Челны; 7) Оренбург; 8) Нижний Новгород; 9) Ижевск; 10) Сергиев Посад.

 

Советские (временные) названия:

1) Молотов; 2) Загорск; 3) Андропов; 4) Устинов; 5) Чкалов; 6) Калинин;

7) Орджоникидзе; 8) Куйбышев; 9) Горький; 10) Брежнев.

 

Максимальный балл за задание – 10. По одному баллу за каждое правильное соответствие.

Правильные ответы (современные - советские названия): 1-8; 2-6; 3-1; 4-7;

5-3; 6-10; 7-5; 8-9; 9-4; 10-2.

 

Задание № 4. Представьте, что Вы листаете подшивку газеты «Правда» за летние месяцы 1939 года. Какие из перечисленных материалов Вам могли бы встретиться на ее страницах, а какие – нет. Объясните, почему.

 

1. Закончились подготовительные работы к пуску первой очереди Московского метрополитена.

2. НКВД под руководством Л.П. Берия раскрыла очередную группу шпионов.

3. В Испании фашистская диктатура А.Франко усиливает репрессии против социалистов и коммунистов – участников гражданской войны.

4. Английский премьер-министр У. Черчилль имел беседу с советским полпредом в Великобритании.

5. Премьер-министр Индии Д.Неру выступил с миролюбивыми инициативами.

6. В освобожденных районах западной Белоруссии идет подготовка к выборам в советы депутатов трудящихся.

7. Писатель М.А. Булгаков готовит к выпуску очередной том своих сочинений.

8. Подписан пакт о ненападении между СССР и Германией сроком на 10 лет.

 

Максимальный балл за задание – 16. По баллу за каждый правильный ответ «Да» или «Нет» и по баллу за каждое правильное объяснение причины.

Правильные ответы:

1. Нет. Первую очередь московского метро пустили в 1935 году.

2. Да. Л.Берия возглавил НКВД в 1938 году.

3. Да. Гражданская война в Испании закончилась весной 1939 года победой франкистов.

4. Нет. Черчилль стал премьером в 1940 году, а в 1939 г. правительство Великобритании возглавлял Чемберлен.

5. Нет. Индия обрела независимость лишь в 1947 году, когда Д.Неру и стал ее премьер-министром.

6. Нет. Красная Армия вступила на территорию Западной Белоруссии 17 сентября 1939 г.

7. Нет. М. Булгаков хоть и был еще жив, но его произведения власть отказывалась печатать.

8. Да. Пакт был подписан 23 августа 1939 года.

Возможны другие формулировки, не отражающие все детали, но не меняющие сути ответа.

 

Задание № 5. Краеведение.

Из списка регионов России в левую графу таблицы впишите те, из которых прибывали эшелоны с первыми переселенцами в Калининградскую область, в правую – те, из которых не организовывалось переселение.

Амурская область, Брянская область, Великолукская область, Вологодская область, Воронежская область, Горьковская область, Иркутская область, Калужская область, Кемеровская область, Курганская область, Орловская область, Пензенская область, Саратовская область, Сталинградская область, Башкирская АССР, Марийская АССР, Татарская АССР, Чувашская АССР.

 

Максимальный балл за задание – 18. За каждое правильное соответствие – по 1 баллу.

 

Правильные ответы:

Отправляли переселенцев Не отправляли переселенцев
Брянская область Амурская область
Великолукская область Вологодская область
Воронежская область Иркутская область
Горьковская область Кемеровская область
Калужская область Курганская область
Орловская область Саратовская область
Пензенская область Сталинградская область
Марийская АССР Башкирская АССР
Чувашская АССР Татарская АССР

 

 

Задание № 6. Творческое. Познакомьтесь с прилагаемым изображением современного герба Российской Федерации. Составьте его описание (можно – в форме эссе), ответив, по возможности, на следующие вопросы:

 

 

11) В каком году этот герб был принят к употреблению указом Президента России, а в каком – утвержден Федеральным Конституционным законом?

12) Кто автор рисунка данного варианта герба России?

13) Чем это герб отличается от герба Российской империи конца XIX – начала ХХ века?

14) Как называется форма щита, используемая в гербе?

15) Какие версии происхождения герба Вам известны?

 

Максимальный балл за задание – 20. Состоит из следующих элементов:

а) качество ответов на предложенные вопросы – до 8;

б) другие интересные сведения, не предусмотренные вопросами – до 4;

в) качество эссе, стиль изложения – до 4;

г) грамотность исторической лексики, общий уровень исторической и языковой культуры – до 4.

 

 

Ответы на предложенные вопросы:

6. Герб принят указом Президента Б.Н. Ельцина в ноябре 1993 г., и утвержден законом № 2-ФКЗ от 25. 12. 2000.

7. Автор рисунка – художник Евгений Ухналев.

8. На современном гербе изображен золотой (именно золотой, а не желтый) орел на красном фоне, а на гербе Империи – черный орел на золотом фоне. Всадник (Георгий Победоносец) на современном гербе направлен в правую от наблюдателя сторону, а на имперском – в левую. В оформлении современного герба отсутствуют гербы земель, присоединенных к империи.

9. В оформлении герба применяется щит французской формы (прямоугольник с закругленной нижней частью с острием).

10. Кроме «византийской версии» (герб привезла в Москву невеста Ивана III – Софья Палеолог, наследница византийских императоров) может быть приведен вариант с заимствованием герба у императора Священной Римской (Германской) империи в конце XV века.

 

Всероссийская олимпиада школьников


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал