Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 9. Распределительная логистика.
В рамках данной темы рекомендуется разобрать следующие вопросы: • сущность и задачи распределительной логистики; • взаимосвязь распределительной и закупочной логистики, распределительной логистики и маркетинга; • логистические каналы и логистические цепи; • пример логистически организованной системы распределения товаров. Физическое распределение произведенного или закупленного продукта является значимой областью логистики и имеет выраженную функциональную специфику. Термин «распределение», использованный в названии изучаемой темы, имеет широкое применение как в науке, так и в практике. Например, экономическая наука широко использует термин «распределение» в значении - фаза общественного воспроизводства. Изучение первого вопроса темы формирует понимание специфики распределения в логистике как комплекса взаимосвязанных логистических функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, то есть в процессе оптовой продажи товаров. Материал первого вопроса раскрывает также состав комплекса задач по управлению материальными потоками на участке поставщик — потребитель, решаемых как на уровне предприятия (микроуровень), так и на уровне региона, страны (макроуровень). На микроуровне это такие задачи, как определение логистических целей процесса реализации, обеспечение технико-технологической сопряженности участников логистических процессов при планировании реализации, выбор тары и упаковки в распределительных процессах и др. При этом основной целью изучения является понимание необходимости интеграции различных подразделений предприятия, участвующих в решении этих задач. В данной теме изучается также состав задач распределения, решаемых на макроуровне, то есть на уровне территории региона, страны, группы стран. К таким задачам относят: — выбор схемы распределения материального потока; — определение оптимального количества распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории; — определение оптимального места расположения распределительного центра (склада) на обслуживаемой территории, а также ряд других задач, связанных с управлением процессом прохождения материального потока по территории района, области, страны, материка или всего земного шара. Изучение второго вопроса темы позволяет понять значение согласованности в логистической деятельности службы закупок покупателя и службы распределения поставщика. Далее в историческом и содержательном аспектах рассматривается взаимосвязь логистики с маркетингом. Данный вопрос особенно важен, так как целевой аудитории учебника читается курс маркетинга, в котором также рассматриваются проблемы рациональной организации товародвижения. Работа над настоящим вопросом формирует понимание различий между изучаемыми дисциплинами в разрезе объекта, предмета и совокупности применяемых методов. Предмет третьего вопроса данной темы - логистические каналы и логистические цепи. Из курса маркетинга известно понятие канала распределения. Логистика также широко использует это понятие, так как выбор канала определяет тот путь, по которому материальный поток попадает к конечному потребителю. Например, поток, выходящий с промышленного предприятия, как правило, представлен крупными партиями однородных грузов. В таком виде направить его непосредственно потребителю нельзя - резко возрастут разнообразные издержки. Поэтому канал должен включать посредников, выполняющих функцию накопления запасов и подбора потребительского ассортимента. После принятия решения о канале распределения необходимо сформировать логистическую цепь, то есть выбрать конкретных участников логистического процесса - конкретного перевозчика, посредника, страховщика и т. д. Изучая данный вопрос, необходимо осознать два основных положения. В о - п е р в ы х, что от выбора логистического канала и логистической цепи существенно зависит себестоимость товара, попавшего к конечному потребителю. В о – в т о р ы х, что сама возможность выбора как канала, так и цепи, в свою очередь, зависит от насыщенности экономического пространства разнообразными субъектами, осуществляющими те или иные функции логистики, то есть от степени развития инфраструктуры товарного рынка. В целом изучение восьмой темы дает представление о распределении материального потока как о самостоятельной, специфической области логистики, формирует знание состава задач, решаемых в процессе распределения, а также навыки решения наиболее существенных из них. По этой теме студентам рекомендуется самостоятельно исследовать распределительную систему конкретной фирмы в плане анализа степени рациональности решения задач, освоенных в процессе изучения темы, обратив внимание на следующие вопросы: 1. Поставлена ли задача сквозного управления материальными потоками, если да, то на каком уровне управления сформулирована эта задача. 2. Есть ли экономический компромисс между участниками процесса распределения. 3. Насколько согласована по своим параметрам техника, используемая в исследуемой системе распределения. 4. Резервы логистической оптимизации исследуемой системы распределения. 5. Возможный эффект от логистической оптимизации данной системы.
Тема 10 «Транспортная логистика» представлена следующими вопросами: • сущность и задачи транспортной логистики; • выбор вида транспортного средства; • транспортные тарифы и правила их применения. Транспорт - отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% or суммы общих затрат на логистику. Согласование действий по управлению материальными потоками в процессе осуществления больших объемов перевозок является предметом транспортной логистики. Актуальность транспортной логистики обусловлена необходимостью транспортировать все возрастающие потоки грузов без соответствующего увеличения количества осуществляющего перевозки транспорта. При изучении первого вопроса темы формируется понимание специфики управления материальными потоками на транспортных участках. К задачам транспортной логистики относят: — создание транспортных коридоров и транспортных цепей; — совместное планирование работы различных видов транспорта (в случае смешанных перевозок); — совместное планирование работы транспорта и смежных производственных и складских звеньев; - задачи разработки оптимальных маршрутов и графиков движения транспорта, а. также ряд других. Распространенной задачей транспортной логистики является выбор транспортного средства для осуществления перевозки. Изучение второго вопроса темы знакомит с основными преимуществами и недостатками различных видов транспорта. При этом автомобильный, железнодорожный, водный, трубопроводный и воздушный транспорт оцениваются в разрезе следующих факторов, влияющих на выбор вида транспорта: - стоимость перевозки; - время доставки; - частота отправлений груза; - надежность соблюдения графика доставки; - способность перевозить разные грузы; - способность доставить груз в любую точку территории. Завершает изучение темы знакомство с системой транспортных тарифов. Самостоятельная работа, рекомендуемая по данной теме, включает: - изучение нормативной базы функционирования транспорта; - знакомство с организацией работы транспорта на конкретной фирме; - разработку рациональных маршрутов движения транспорта для системы распределения фирмы; - разработку и обоснование предложений по повышению эффективности использования транспорта (собственного или наемного) за счет усиления логистических связей фирмы со своими партнерами.
Тема 11 «Информационная логистика» изучается в разрезе следующих вопросов: • информационные потоки в логистике; • информационные системы в логистике; • принципы построения информационных систем в логистике; • информационные технологии в логистике; • использование в логистике технологии автоматизированной идентификации штриховых товарных кодов. Ученые разных стран сходятся во мнении, что современное развитие логистика получила, в основном, благодаря появлению и развитию средств передачи и обработки данных. Изучение первого вопроса данной темы позволяет уточнить представление об информации (понятие информации используется чрезвычайно широко в науке, практике, повседневной жизни, в связи с чем зачастую трактуется неоднозначно). В основе процесса управления материальными потоками лежит обработка инфюрмации, циркулирующей в логистических системах. В связи с этим одним из ключевых понятий логистики является понятие информационного потока. Количество телефонных звонков, связанных с поступлением товаров в сутки; количество требующих обработки накладных, поступающих с товаром в неделю; количество информации о проходящем через складской участок потоке грузов, поступающей на компьютер участка в единицу времени - все это информационные потоки, от рациональности управления которыми напрямую зависит эффективность управления материальными потоками. Информационные потоки являются специфическим объектом, для управления которым необходима разработка самостоятельных, так называемых информационных систем. Объяснению сущности этих систем, их месту и роли в общей системе управления материальными потоками посвящен следующий вопрос темы. Студенты познакомятся с информационными системами, позволяющими эффективно управлять материальными потоками как на уровне отдельного предприятия, так и на уровне целого региона, страны или группы стран. Принципы построения информационных систем - предмет следующего вопроса. К ним относят: — принцип использования аппаратных и программных модулей; — принцип возможности поэтапного создания системы; — принцип четкого установления мест стыка; — принцип гибкости системы с точки зрения специфических требований конкретного применения; — принцип приемлемости системы для пользователя диалога «человек—машина». Область науки и практики, связанная с технико-технологическими аспектами хранения, обработки и передачи экономической информации, динамично развивается. Совершенно неразвитая в середине 80-х годов в России технология автоматизированной идентификации штриховых товарных кодов сегодня становится обязательной на отечественном рынке (например, «Положение о внедрении штрихового кодирования продукции на потребительском рынке г. Москвы» — постановление Правительства Москвы от 7 мая 1996 г.). Материал следующего вопроса знакомит с принципами построения штриховых товарных кодов: EAN-13 и EAN-8 (Европейский товарный код) и UPC - универсальный товарный код (США и Канада). Особое внимание при изучении темы уделяется пониманию преимуществ, которые создает использование штриховых товарных кодов на всех этапах движения материального потока: в производстве, в складском хозяйстве, в розничной торговле. В логистических процессах объектом управления чаще всего является грузовой пакет, включающий в себя десятки, а то и тысячи товарных единиц. Отсутствие единообразия и согласованности участников логистических процессов в вопросах кодирования, маркировки и идентификации этих пакетов существенно снижает показатели логистики. В этой связи международной ассоциацией EAN разработан и в настоящее время начинает широко применяться единый стандарт на маркировку грузовых пакетов, основанный на использовании кода UCC-128. В настоящей теме студенты познакомятся с системой кодирования и маркировки грузовых единиц, поймут преимущества использования в логистике современных информационных технологий. По данной теме студентам рекомендуется провести следующую самостоятельную работу: — познакомиться с информационной системой, обеспечивающей управление материальными потоками на конкретном предприятии; — проанализировать информационную систему предприятия в плане ее соответствия принципам построения информационных систем; — на качественном уровне оценить резервы повышения эффективности управления материальными потоками на предприятии, которые можно вскрыть за счет совершенствования информационной системы; — ознакомиться с техникой и технологией обработки информации на предприятии; — используя литературные источники, познакомиться с системами, обеспечивающими обмен информацией между участниками логистических процессов на внутригосударственном и межгосударственном уровнях. Студенты вечернего и заочного отделений знакомятся с системами обработки информации, функционирующими на предприятиях по месту работы. При этом необходимо проанализировать как систему, действующую внутри предприятия, так и систему более высокого порядка, обеспечивающую обмен информацией между предприятием и другими участниками логистического процесса: транспортными организациями, поставщиками и покупателями товаров (в том числе и зарубежными). Анализ необходимо завершить разработкой конкретных предложений по совершенствованию управления информационными потоками на микро- и макроуровне. В теме 12 «Запасы в логистике» изучаются следующие основные вопросы: • понятие материального запаса; • причины создания запасов; • виды материальных запасов; • определение оптимального объема заказываемой партии. Материальный поток на пути движения от первичного источника сырья к конечному потребителю периодически задерживается, превращаясь при этом в материальные запасы, которые могут быть существенно снижены за счет правильного размещения в звеньях материалопроводящей цепи, а также за счет согласованных действий участников логистических процессов. Как свидетельствует практика, применение логистики позволяет сокращать до 70 процентов запасов. Названное снижение обеспечивает основную часть экономического эффекта от применения логистики, что делает актуальным изучение запасов в курсе читаемой дисциплины. В данной теме студенты знакомятся с понятием материального запаса, с основными видами создаваемых на пути движения материального потока запасов. Изучение первых двух вопросов формирует понимание проблемы, связанной с содержанием запасов. С одной стороны, создание запасов всегда сопряжено с расходами: замороженные финансовые средства, оплата специальных помещений, оплата труда специального персонала, постоянный риск порчи, хищения и т. д. С другой стороны, отсутствие запасов, как правило, ведет к потерям: например, потери от простоя производства в результате возможных нарушений графика поставки, или потери от отсутствия товара в момент предъявления спроса и т. п. Кроме того, наличие запасов позволяет снизить ряд издержек, например, издержки, связанные с оформлением заказа. Имеются и другие причины, по которым предприниматели идут на создание запасов. Следующий вопрос темы посвящен методам определения оптимального размера запасов, позволяющим увязать размер заказываемой партии с размером транспортных издержек и издержек на хранение запаса. На практических занятиях по данной теме рекомендуется изучить распространенные методы контроля за состоянием запасов, применяемые в логистике: метод контроля за состоянием запасов с фиксированной периодичностью заказа, применяется в случае, когда условия поставки позволяют получать заказы разными по величине партиями, когда потери от случайно возникшего дефицита сравнительно невелики, а также если сравнительно невелики расходы по размещению заказа; метод контроля за состоянием запасов с фиксированной величиной заказываемой партии. На практике метод применяется в случае, если в результате отсутствия запаса могут возникнуть большие потери, а также в случае высоких издержек по хранению запаса и высокой стоимости заказываемого товара. В рамках данной темы студентам рекомендуется провести следующую самостоятельную работу: — познакомиться с зарубежными системами управления запасами; — проанализировать практику управления запасами на конкретной фирме. Тема 13. Склады в логистике. В рамках данной темы студенты изучают следующие вопросы: • склады, их определение и виды; • функции складов; • краткая характеристика складских операций; • грузовая единица — элемент логистики. Наиболее типичными объектами в цепи, которую проходит материальный поток начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя, являются склады, под которыми понимают здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю. Все множество разнообразных складов делят на д в е о с н о в н ы е г р у п п ы: — склады на участке движения продукции производственно-технического назначения; — склады на участке движения товаров народного потребления. Материал первого вопроса знакомит с различными видами складов внутри каждой из названных групп. Изучая следующий вопрос, студенты узнают, какие комплексы работ выполняются на складах различных видов, продолжая тем самым формировать у себя целостное представление о системе, обеспечивающей прохождение материального потока от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя. Во втором вопросе раскрывается взаимосвязь эффективности функционирования материалопроводящей цепи и склада как одного из ее звеньев. Суть связи заключается в следующем. Чем более развиты логистические связи в материалопроводящей цепи, тем эффективнее работа склада как звена этой цепи. С другой стороны, сама возможность логистической организации материалопроводящей цепи в существенной степени зависит от развития логистики внутри составляющих ее звеньев, в том числе и складов. Третий вопрос темы знакомит студентов со складскими операциями, в том числе и с методами их выполнения в современных складских системах, отличающихся высокой степенью механизации и автоматизации технологических процессов. Грузовая единица - некоторое количество грузов, которые погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу. Грузовые единицы, подобно детским кубикам в картонной коробке, должны без остатка занимать любые предназначенные для них площади и объемы, например, площадь стеллажа или площадь кузова автомобиля или вагона. Как это сделать - студенты узнают, изучив четвертый вопрос темы, который, раскрывая роль грузовых единиц как связующего элемента в логистических процессах, продолжает ввязывать склад в макрологистический процесс. В рамках данной темы студентам рекомендуется выполнить следующую самостоятельную работу: — познакомиться с зарубежным опытом организации складского хозяйства, — познакомиться с работой склада конкретной фирмы, составить схему материальных потоков для этого склада, выявить факторы, определяющие порядок прохождения материальных потоков внутри склада, а также факторы, наиболее существенно влияющие на стоимость складской грузопереработки; — оценить степень технической и технологической согласованности внутрискладского процесса с процессами грузопереработки у партнеров (поставщики, покупатели, транспорт); — предложить меры по усилению логистических связей в материалопроводящей цепи, звеном которой является изучаемый склад. Студентам вечернего и заочного отделений исследование рекомендуется сделать на базе организаций, в которых они работают. Тема 14. Сервис в логистике. Основные вопросы этой темы: • понятие логистического сервиса; • формирование системы логистического сервиса; • уровень логистического сервиса. Повышение конкурентоспособности предприятия возможно не только за счет улучшения качества выпускаемого продукта, а и за счет повышения качества поставки. Материал первого вопроса данной темы очерчивает понятие логистического сервиса, определяя ею как комплекс услуг, оказываемых в процессе поставки товаров. В этом же вопросе перечисляются и характеризуются всевозможные логистические услуги, дается классификация работ в области логистического сервиса: предпродажные работы, работы по оказанию логистических услуг, оказываемые в процессе продажи товаров, а также послепродажный логистический сервис. Материал следующего вопроса темы создает у студента представление о последовательности действий, позволяющей сформировать на фирме систему логистического сервиса: - сегментация потребительского рынка; - определение перечня наиболее значимых для покупателей услуг; - ранжирование услуг, входящих в составленный перечень; - определение стандартов услуг в разрезе отдельных сегментов рынка; - оценка оказываемых услуг; - установление обратной связи с покупателями. Принятие обоснованных решений в сфере деятельности по оказанию логистических услуг возможно лишь в том случае, если на предприятии разработаны количественные методы определения уровня логистического сервиса. Понятие «уровень логистического сервиса» и методы расчета этого показателя рассмотрены в третьем вопросе. Повышая уровень логистического сервиса, предприятие несет определенные затраты, причем чем выше уровень сервиса, тем дороже обходится его наращивание. С другой стороны, снижая уровень логистического сервиса, предприятие теряет позиции на рынке, что в свою очередь оборачивается экономическими потерями. Затраты на сервис и потери на рынке от его снижения — категории однокачественные. Добиться значения их суммарного минимума – значит найти оптимальный для данных условий уровень логистического сервиса. По данной теме рекомендуется следующая самостоятельная работа: — изучение рынка какого либо товара с целью анализа оказываемых на этом рынке логистических услуг. Например, анализ логистического сервиса на местном рынке металлопроката (по материалам рекламных изданий); — самостоятельная разработка метода оценки уровня логистического сервиса для конкретной фирмы.
|