![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Системы и структуры воспитательного процесса
Процесс воспитания — сложная динамическая система. Каждый компонент этой системы, в свою очередь, может рассматриваться как система, содержащая свои компоненты. Применив соответствующие критерии выделения (обособления), можно получить различные системы и структуры. Критериев, по которым можно выделять и анализировать системы в воспитательном процессе, множество. Наиболее известны в современной теоретической педагогике модели систем процесса воспитания, построенные по критериям: целей и задач, содержания воспитательного процесса, условий протекания процесса, взаимодействия воспитателей и воспитанников, применяемых методов, форм воспитательной деятельности, этапов (стадий) развития процесса во времени и многих других. Рассмотрим некоторые из них. По целевому критерию структура воспитательного процесса представляет собой совокупности (последовательность) задач, на решение которых направлен процесс. В условиях современной отечественной школы процесс воспитания направлен на: · целостное формирование личности с учетом цели всестороннего, гармонического развития личности; · формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, социально ориентированной мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности; · приобщение школьников к общественным ценностям в области науки, культуры, искусства; · воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности; · развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований; · организацию познавательной деятельности школьников, развивающей индивидуальное и общественное сознание; · организацию личностной и социально ценной, многообразной деятельности, стимулирующей формирование обусловленных целью воспитания качеств личности; · развитие важнейшей социальной функции личности -общения в изменяющихся условиях трудовой деятельности и повышения социальной напряженности Следующая структура основана на выделении главных стадий воспитательного процесса. Критерий — последовательность этапов, через которые обязательно должен пройти процесс, направленный на качественное решение поставленных задач. Данная структура очень важна для понимания глубинной закономерности единства и постепенности воспитательного процесса (рис. 1) Рис.1
Эта систематизация проверена на основе материалов Т.Н.Мальковской. Осознание воспитанниками требуемых норм и правил поведения —важный этап процесса воспитания. Без этого формирование заданного типа поведения личности не может быть успешным. Многие воспитательные системы, в частности русская дореволюционная, данному этапу уделяли или уделяют мало внимания, полагая, что особенно разъяснять воспитанникам что, зачем и почему не следует: подрастут — поймут сами. Необходимо без промедления приступать к действию — формированию заданного поведения. И чем больше ошибок допускают воспитанники, тем лучше. Своевременная коррекция поведения (часто с применением телесных наказаний) быстро исправит положение и приведет к желаемым результатам. Отечественная послереволюционная школа, как теперь выяснилось, наоборот, склонялась к гиперболизации данного этапа, отдавала предпочтение словесным методам воспитания в ущерб следующим этапам, требующим действия. Знания должны перейти в убеждения —глубокое осознание именно такого, а не иного типа поведения. Убеждения — это твердые, основанные на определенных принципах и мировоззрении взгляды, которые служат руководством в жизни. Без них процесс воспитания будет развиваться вяло, болезненно, медленно и не всегда достигнет положительного результата. Приведем простой пример. Уже в детском саду, а тем более в школе все дети знают, что с учителями нужно здороваться. Почему же не все делают это? Не убеждены. Воспитание остановилось на первом этапе — знания, не достигнув следующего — убеждения. Формирование чувств-еще один непременный и очень важный компонент воспитательного процесса. Без человеческих эмоций, как утверждали еще древние философы, нет и не может быть человеческого искания истины. Только обостряя чувства и опираясь на них, воспитатели достигают правильного и быстрого восприятия требуемых норм и правил. Но, конечно, главный этап воспитательного процесса — деятельность. Чем большее место в структуре воспитательного процесса занимает педагогически целесообразная, хорошо организованная деятельность, тем выше эффективность воспитания.
Следующая структура основана также на выделении последовательных этапов процесса, но уже по другому критерию -связи и зависимости между компонентами, обеспечивающими эффективность протекания процесса: а) проектирование процесса, включающее в себя определение цели и конкретных задач воспитания; б) организация материальной (трудовой, природоохранной), общественной (коллективной, организационно-управленческой, коммуникативной), духовной (эмоционально-чувственной, познавательной, ценностно-ориентированной) деятельности; в) регулирование межличностного общения и его коррекция в процессе основных видов деятельности воспитанников; г) контроль и подведение итогов, установление соотношения между полученными и запланированными результатами, анализ достижений и неудач. В качестве критерия для выделения этапов воспитательного процесса можно применить и последовательность педагогических действий. Тогда в структуре появляются следующие компоненты: 1) ознакомление с общими нормами и требованиями; 2) формирование отношений; 3) формирование взглядов и убеждений; 4) формирование общей направленности личности На начальном этапе школьники уясняют требуемые понятия, нормы и правила. Затем формируется отношение ребят к предлагаемым им нормами правилам поведения. В основе формирования отношения —осознание необходимости (неизбежности) овладеть нормами и правилами. Это сопоставление и осмысление ведет к выработке суждений типа справедливо — несправедливо, хорошо —плохо, полезно — бесполезно. Более высокая форма их развития — убеждение. Наиболее верный путь формирования убеждений и укрепления их — создание ситуаций, в которых нужно проявить свою позицию. Наконец, формирование общей направленности личности, заключающее весь процесс, — это вы-работка устойчивой привычки поведения, которая становится нормой. Система привычных действий, поступков постепенно переходит в черту характера, свойства личности. Список литературы: 1. Подласный И.П. Педагогика. Новый курс. В 3-х книгах (книга 2) – М.: ВЛАДОС, 2007. С.17-21 2. Ильина Т.А. Педагогика. -М., 1984.- С.374-378 3. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. Учеб. пособие для студентов вузов. Под ред. В. А. Сластёнина. - М.: Академия 2008г.
|