Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Н.Х. Бунге и И.А. Вышнеградский.
Н.Х. Бунге (1881-1886) Назначение на пост министра финансов Н.Х. Бунге положило начало подготовке новой денежной реформы и изменения в системе налогообложения. Бунге провел следующие преобразования в налоговой системе: ввел налогообложение на неподатные сословия, акцизные сборы с алкогольной продукции, налогом облагались доходы от ренты и зарплаты. Для преодоления дефицита бюджета Бунге начал накопление валюты из таможенных сборов, проводя политику протекционизма. В результате в 1887 г. золотой запас в Государственном банке составил 84, 3 млн. руб. В 1887 г. Бунге отменил подушную подать. И.А. Вышнеградский (1887-1892) Деятельность нового министра финансов была направлена на активизацию платежного баланса. Его карьера началась с форсирования хлебной торговли с Западом. Вывоз пшеницы с 1887 г. по 1895 г. увеличился в 1, 5 раза. Для поощрения хлебной торговли государство подсинило себе железнодорожную тарифную систему, подняло пошлины. Вышнеградского обвиняли в выдвижении лозунга: «Не доедим, но вывезем!». В неурожайные годы 1891, 1892 хлебные губернии поразил голод, на борьбу с которым были брошены казенные средства, которых недоставало и общественные силы. В урожайные годы Вышнеградскому удавалось составлять бездефицитные бюджеты. Он провел смелую операцию по конверсии старых займов (понижение процента или изменение срока погашения). 19 февраля 1861 г. император подписал «Положение о крестьянстве» и «Манифест», возвещавший об освобождении крестьянства. Основные принципы реформы: дворовые должны быть освобождены в течение двух лет без выкупа, но ничего, кроме свободы, не получали; крепостные крестьяне получали не только личную свободу, но и участки земли, которые составляли примерно половину того, что оставлялось владельцу. при определении нормы надела учитывались и природные, и экономические условия, и та земля, которая оставалась у помещика. Закон предусматривал прирезать или отрезать участки земли от крестьянского надела в случае отклонения от нормы. Как правило, в «отрезки» попадали луга, выгоны, водопои, без которых было затруднено ведение хозяйства; по условиям освобождения, земля не переходила в и частную собственность крестьян, а рассматривалась как собственность помещика, которому они должны были платить за пользование землей. Государства решило поспособствовать ускорению процесса выкупа земли у помещика, предоставляя дополнительный кредит для выкупа земли. Оплата земли производилась на основе долгосрочных обязательств. Сумму, которую правительство выплачивало за землю крестьянина, последний должен был выплатить в течение 49 лет. Но даже после того как земля выкупалась правительством, крестьяне не поучали ее в частную собственность, поскольку она поступала в общую собственность крестьянского объединения или деревни с коллективной ответственностью за выкупные платежи ее членов. Итоги крестьянской реформы: крестьяне больше потеряли земли, чем приобрели; предоставляемая правительством процентная ссуда для выкупа крестьянских земель, выплата которой растягивалась на 49 лет, вынуждала выплачивать заем в трехкратном размере; в деревне появились два типа хозяйства – помещичье и надельное крестьянское. Это привело в возможности развития с/х по двум путям – помещичьего хозяйства на основе дворянского землевладения и мелкотоварного крестьянского производства; крестьянская реформа предоставила возможность проведения целого ряда либеральных реформ.
11. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА В 1860-70-х гг. РУССКО-ТУРЕЦКАЯ ВОЙНА 1877-1878 гг. И ЕЁ ИТОГИ. Главными задачами внешней политики России в 60–70-е гг. ХIХ в. были: выход из международной изоляции; восстановление статуса великой державы; отмена унизительных статей Парижского договора (1856 г.); закрепление границ с государствами в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Эти задачи были решены во многом благодаря дипломатическому таланту Горчакова, его умению использовать противоречия между европейскими державами, интуитивно определять недружественные шаги, направленные против России. Среднеазиатские ханства были объектом внешнеполитического и торгового соперничества Англии и России. Для России этот регион представлял особый интерес. Эти государства были раздроблены, вели между собой частые войны, совершали набеги в пределы России, захватывая людей в рабство. Развитие капитализма заставляло русских предпринимателей искать новые рынки сбыта и источники сырья. Через Среднюю Азию возможно было расширить и укрепить торговые связи с Ираном, Афганистаном, Индией, Китаем. На эти территории можно было переселять русских крестьян, что стало особенно актуально после реформы 1861 г. Надо было ограничить проникновение Англии в Среднюю Азию. Российские военачальники умело использовали противоречия между правителями ханств, и благодаря этому им удалось поочередно присоединить эти земли к России. Присоединение Средней Азии в целом было положительным явлением для её народов. Прекратились кровавые феодальные междоусобицы, было ликвидировано рабство. Крестьяне осваивали более высокую технику земледелия. Русские учёные открыли здесь залежи угля, нефти, меди, свинца; стали строиться заводы, усилился поток русских переселенцев. В 80-е гг. была построена железная дорога от Красноводска до Самарканда, что в значительной мере способствовало экономической интеграции региона в состав России.
|