Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Шарманщик поет 24.В церкви.
Нетрудно заметить, что в варианте автографа Детский альбом гораздо логичнее делится на микроциклы. Первый из них можно назвать утренним. Строгое размышление Утренней молитвы сменяется полным тревожных предвестий Зимним утром и завершается ласковой пьесой Мама, но в ее фразах также можно услышать подспудную тревогу. Микроцикл связан и тонально. Соль мажор в начальной и заключительной пьесах. Второй крупный раздел – домашние игры и танцы, номера с 4 по 11. Игры мальчиков и девочек. Примечательно вторжение в средний раздел Вальса тональности Похорон куклы – до минора. Вальс начинает миниатюрную танцевальную сюиту, всего три номера 9, 10, 11. Цикл также объединен тонально – Игра в лошадки написана в Ре мажоре, а Мазурка в ре миноре. Далее - путешествия. Сначала по России, затем по Европе. Нетрудно усмотреть здесь биографический мотив, Мелодии Итальянской песенки и Шарманшик поет, своего рода странички из дневника композитора. Темы были записаны во время путешествия за границу 1878 года. Знаменательно, что две из четырех песенок – Итальянская и Французская имели весьма печальный подтекст для Чайковского. В первом случае композитора поразил облик исполнителя-мальчика его голос и трагические слова песенки. Композитор, посетив еще раз Италию, долго разыскивал его и, найдя, записал у него несколько мелодий. Первую поместил в Детском альбоме, а вторую использовал для музыки романса Pimpinella. Тема Французской песенки была вторично использована в Орлеанской деве в Песне менестрелей и связана с темой страдания и смерти. Странствия заканчиваются. Заключительный микроцикл составляют номера с19 по 24. Своеобразное возвращение домой. Первые три пьесы, номера 19, 20, и 21, драматический центр цикла. Их можно назвать ночными. В причудливо-комической Няниной сказке гармонические
12. последовательности напоминают о Зимнем утре. Ночной кошмар Бабы-яги сменяется Сладкой грезой… Душевный покой приходит лишь в трех последних пьесах, заключительном микроцикле. Его открывает Песня жаворонка, - утро приносит конец кошмарам ночи, её сменяет скорбный хор в церкви, основанный на теме покаянного псалма. Именно эта пьеса завершает цикл во всех изданиях, но в автографе это Шарманщик поет. В этой пьесе, как и в предыдущей, есть некий религиозный смысл. Но здесь он скрыт, зашифрован, узнается начальный мотив Утренней молитвы. Теперь он звучит на терцию выше и становится более светлым и чистым. Заключительная и первая пьеса всего цикла усилены и тем, что обе они написаны в соль мажоре. Последний микроцикл, 22, 23 и 24, также имеют общий тональный план – Соль мажор, параллельный ми-минор и опять Соль мажор. Таким образом выстраиваются два смысловых ряда. Первый – День ребенка. Утро, игры и танцы, прогулки, мечты о путешествиях и дальних странах, вечер и ночь, пробуждение при пении жаворонка, снова вечер и молитвы, раскаяние в детских прегрешениях, светлые мысли перед сном. Второй – Жизнь человека. Пробуждение личности, размышления о религии, предчувствие опасностей и первые утраты, годы странствий, возвращение домой, жизненные коллизии, нравственное обновление, мысли о смерти, покаяние, итоговое принятие жизни. Композитор писал детский и только детский цикл, но создавался он в эпоху душевного потрясения. Мысли и чувства наполнили Детский альбом таким образом, что воплощение его оказалось глубже замысла. У Чайковского есть еще одно сочинение, написанное раньше, названное автором – 12 пьес средней трудности, ор 38, написанное сразу после Большой сонаты ор 37. Кроме тематической аналогии с Детским альбомом, существует и другая связь – использование мелодии пьесы Шарманщик поет в Прерванных грезах, использование Похоронного марша и др. Много нитей связывает отдельные пьесы цикла с другими произведениями Чайковского, так например, Неаполитанская песенка заимствована из балета Лебединое озеро, окончание Бабы-яги с ариозо Лизы, сценой у канавки из оперы Пиковая дама. Здесь же явно прослушивается связь с главной партией первой части Пятой симфонии.
|