![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пожарная безопасность при эксплуатации судового электрооборудования
Пожарная безопасность обеспечивается соблюдением ПТЭ СТС и правил техники безопасности. Температура отдельных частей электрооборудования и оболочек кабелей и прово- дов не должна превышать допустимую классом изоляции. Необходим систематический контроль состояния сопротивления изоляции электро- оборудования и электрических сетей. Категорически запрещается использовать бензин и другие легковоспламеняющиеся жидкости для протирания коллектора, щеток и других частей электрических машин, нахо дящихся под напряжением. В коммутационно-защитных аппаратах должны быть исправные дугогасительные устройства. Токи уставок расцепителей АВ и плавких вставок должны соответствовать расчетному току нагрузки. В аккумуляторных помещениях нельзя пользоваться открытым огнем, в них следу ет применять светильники взрывобезопасного исполнения с вынесенными наружу выклю чателями. Включают вентилятор до начала заряда АБ и выключают спустя некоторое время после окончания заряда, что позволяет избежать образования взрывоопасной смеси выделенных при заряде газов и воздуха. Необходимо тщательно проверять состояние опрессовки, пропайки кабельных нако нечников и плотность их закрепления на контактных шпильках. Следствием неплотной опрессовки или некачественной пропайки является плохой контакт между жилой и наконечником. В таких местах резко увеличивается переходное сопротивление и количество выделяемой в нем теплоты, что может привести к пожару электрооборудования. Электросварочные установки с источниками переменного и постоянного тока, пред назначенные для сварки в особо опасных условиях (например, внутри металлических емкостей, в туннелях, понтонах, котлах, отсеках судов, при наружных работах), должны быть оснащены устройствами автоматического отключения напряжения холостого хода или ограничения его до напряжения 12 В с выдержкой времени не более 0, 5 с. Следует постоянно проверять соблюдение членами экипажа правил пожарной без- опасности при использовании бытовых и особенно нагревательных приборов – электро- кипятильников, утюгов и др. На нефтеналивных судах, помимо обычных защитных заземлений, применяют за- земление корпуса судна, т. е. электрическое соединение корпуса с заземлением на берегу или с корпусом другого судна. После постановки судна к причалу заземляющий кабель подают на берег и надежно соединяют с береговым трубопроводом. Затем включают рубильник в цепи заземляющего кабеля, тем самым уравнивая потенциалы корпуса судна и берегового трубопровода. Отключают заземляющий кабель в обратном порядке. Таким образом, соединение и рассоединение трубопроводов проводятся при зазем ленном корпусе судна, что позволяет избежать искрообразования между фланцами обоих трубопроводов в момент их касания или разделения вследствие разности потенциалов бе регового трубопровода и корпуса судна.
Контрольные вопросы 1. В чем состоят общие положения Правил технической эксплуатации и Правил техники безопасности при эксплуатации судового электрооборудования? 2. Какие мероприятия выполняются персоналом с целью поддержания судового электрооборудования в постоянной готовности к действию? 3. В чем состоит обслуживание электрооборудования в действии? 4. Какие меры электробезопасности должны быть предусмотрены при эксплуата- ции электрооборудования? 5. Перечислите факторы поражения человека электрическим током 6. Каковы меры оказания первой помощи пострадавшему при его поражении элек- трическим током? 7. Какие способы искусственного дыхания применяются на практике? 8. В чем суть способа искусственного дыхания по Шефферу? 9. В чем суть способа искусственного дыхания по Сильвестру? 10. В чем суть способа искусственного дыхания по методу «рот в рот»? 11. Каким образом выполняется массаж сердца? 12. В чем заключаются организационно-профилактические мероприятия по преду- преждению поражения электрическим током? 13. Каковы конструктивные мероприятия по защите от поражения электрическим током?
Список литературы 1. Баранов А.П. Судовые автоматизированные электроэнергетические системы. Учебник для вузов. – М.: Транспорт, 1988. – 328 с. 2. Баранов А.П. Автоматическое управление судовыми электроэнергетическими установками. – М.: Транспорт, 1981. – 255 с. 3. Сергиенко Л.И., Миронов В.В. Электроэнергетические системы морских судов. М.: Транспорт, 1991. – 368 с. 4.Бабаев М.А., Ягодкин В.Я. Автоматизированные судовые электроприводы. -М.: Транспорт, 1986. – 448 с. 5. Головин Ю.К. Судовые электрические приводы. Учебник. – М.Транспорт, 1991. – 328 с. 6. Чекунов К.А. Судовые электроприводы и электродвижение судов. Учебник. – Л.: Судостроение, 1986. -352 с. 7. Токарев Л.И. Судовые электрические приборы управления. -М.: Транспорт, 1986. – 328 с. 8. Акулов Ю.И. Гребные электрические установки. Учебник для морских учебных заведений. М. Транспорт, 1982 г. 9. Электрооборудование судов. Учебник для вузов. Под редакцией Вилесова Д.В., Л. Судостроение. 1982. – 264 с. 10. Правила классификации и постройки морских судов (Регистр Украины), части XI, XV. 11. Правила технической эксплуатации морских и речных судов Украины. Раздел «Электрооборудование». КНДЗ 31.2.002.07-96 12. Правила техники безопасности на судах морского и речного флота Украины 13. Положение о дипломировании моряков и несению вахт 1978 р. 14. Кодекс по дипломированию моряков и несению вахт 1995 р. 15. Международная Конвенция по охране человеческой жизни на море (SOLAS-74 с поправками 1983 р./. 16. Правила предотвращения загрязнения с судов (МАРПОЛ-73/78 с приложения- ми)
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ________________________________________________________3 Перечень сокращений ________________________________________________4 ВВЕДЕНИЕ _________________________________________________________7
РАЗДЕЛ 1. СУДОВЫЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ__________32 1.1. Общая характеристика СЭЭС_______________________________________32 1.2. Режимы работы СЭЭС. Первичные двигатели и генераторы_____________48 1.3. Системы регулирования частоты вращения генераторных агрегатов и напряжения генераторов. Параллельная работа генераторов__________________66 1.4. Судовые распределительные устройства и коммутационно-защитная аппаратура___________________________________________________________112 1.5. Аварийное электроснабжение_______________________________________164 1.6. Распределение электроэнергии по судну_______________________________190 1.7. Автоматизация управления СЭЭС___________________________________ 223
РАЗДЕЛ 2. СУДОВЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ПРИВОДЫ_____________________241 2.1. Основы теории электропривода_____________________________________ 241 2.2. Способы пуска, регулирования частоты вращения и торможения судовых электроприводов. Коммутационно-защитная аппаратура___________________ 260 2.3. Электроприводы рулевых устройств________________________________ 385 2.4. Электроприводы судовых нагнетателей_____________________________ 450 2.5. Электроприводы якорно-швартовных устройств______________________ 501 2.6. Электроприводы судовых грузоподъемных механизмов________________537
РАЗДЕЛ 3. ГРЕБНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ__________________ 628
РАЗДЕЛ 4. СИСТЕМЫ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ СЭУ И СЭЭС_______________________________________________________639
РАЗДЕЛ 5. СУДОВЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА СВЯЗИ, УПРАВЛЕНИЯ И СИГНАЛИЗАЦИИ___________________________________660
РАЗДЕЛ 6. СУДОВОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ОСВЕЩЕНИЕ И ЭЛЕКТРО- НАГРЕВАТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ______________________________________ 692
РАЗДЕЛ 7. ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБО- РУДОВАНИЯ_______________________________________________________ 716
Cписок литературы___________________________________________________732
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ________________________________________________________3 Перечень сокращений ________________________________________________4
Введение____________________________________________________________7 1. Краткий исторический очерк развития судового электрооборудования. Комплексы систем управления судовыми техническими средствами. Классы автоматизации судов А1, А2 и А3________________________________________7 2. Международные морские нормативные документы, определяющие уровень подготовки судовых механиков в части эксплуатации судового электрооборудования___________________________________________________9 3. Международные и национальные морские классификационные общества. Функции Регистра Украины_____________________________________________10 4. Условия работы судового электрооборудования. Требования Правил Регистра к судовому электрооборудованию________________________________12 5. Требования морских нормативных документов к конструкции судового электрооборудования. Основные сведения_________________________________13 6. Классификация судового электрооборудования .1. в зависимости от климатических условий района плавания________________14 .2. в зависимости от места расположения на судне_________________________ 14 .3. в зависимости от степени защищенности обслуживающего персонала от соприкосновения с его токоведущими или вращающимися частями и степени защищенности корпуса электрооборудования от попадания внутрь воды ________________________________________________________________15 .4. в зависимости от особых условий работы_______________________________17 .5. в зависимости от способа монтажа электрических машин_________________ 18 .6. в зависимости от режимов работы электрооборудования__________________20 7. Условия выбора электродвигателей для судовых электроприводов__________ 23 8. Система буквенно-цифровых обозначений электрооборудования____________25 9. Международная система единиц физических величин _____________________26 10. Единицы часто применяемые в судовой электротехнике___________________28 11. Рекомендации по изучению дисциплины_______________________________ 30 Контрольные вопросы__________________________________________________ 30
|