Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пример действия эффекта мультипликатора






Предположим, что национальный доход (Y) равен 1000, предельная склонность к потреблению (mpc) – 0, 25, а первоначальный объем автономных инвестиций – 100. Исходя из эффекта мультипликатора такой прирост инвестиций увеличит национальный доход на Y = [1/ (1-0, 25)]Ч100 =133, т.е. несколько больше, чем на 100. Почему это произойдет?

Прирост инвестиций на 100 единиц вызывает рост совокупного спроса и соответствующий первоначальный прирост национального дохода на такую же величину. Все владельцы факторов производства (землевладельцы, инвесторы, работники, фирмы) получат свою часть дохода (рента, процент, заработная плата, прибыль). Это, в свою очередь, вызывает рост потребительских расходов этих субъектов, поскольку часть своих доходов они потратят на потребление, а остальную часть, например, отдадут на налоги или отложат в качестве сбережений. Таким образом, прирост потребления составит: С = Y Ч mpc = 100 Ч 0, 25=25. Этот прирост потребления вновь вызовет рост совокупного спроса и соответствующее увеличение национального дохода на 25 единиц, что вызывает прирост потребления, равный С = Y Ч mpc = 25 Ч 0, 25 = 6, 25. Этот цикл повторяется бесконечное количество раз до тех пор, пока прирост национального дохода не составит 133 единицы.

Эффект мультипликатора может проявляться не вообще в абстрактной экономике, а только в экономике, находящейся в условиях неполной занятости (безработицы), кризиса и недоиспользования производственных мощностей. Именно в этом случае он позволяет более полно использовать имеющиеся, но пока не задействованные факторы производства. В тех же условиях, когда экономика находится в состоянии полной занятости, полного использования производственных мощностей (классический отрезок кривой совокупного предложения), эффект мультипликатора приведет не к росту совокупного дохода (все ресурсы для этого уже исчерпаны), а к росту уровня цен, т.е. к инфляции.

Рис. 8. Парадокс бережливости

 

Кроме того, эффект мультипликатора позволяет поставить под сомнение вывод классической теории о том, что увеличение сбережений всегда способствует постоянному росту инвестиций, а, следовательно, совокупного дохода и благосостояния стран. Кейнсианский подход доказывает, что в условиях неполной занятости увеличение сбережений сокращает расходы на потребление, что вызывает уменьшение совокупного спроса, причем благодаря эффекту мультипликатора, на величину, большую, чем первоначальное увеличение сбережений. Так, на рисунке 8 увеличение сбережений вызывает сдвиг кривой сбережений вверх (с S1 до S2), что вызывает сокращение доходов с Y1 до Y2.

Рост предельной склонности к сбережению (mps) приведет к уменьшению предельной склонности к потреблению (mpc) и уменьшению мультипликатора инвестиций (mI), а значит, в экономике снизятся темпы роста национального дохода, вызываемые приростом инвестиций. Это объясняется тем, что в развитых странах с ростом накопления капитала снижается его предельная норма прибыли. Этот вывод Кейнса называется «парадоксом бережливости».

Несмотря на свою действенность с точки зрения экономического анализа, эффект мультипликатора имеет ряд ограничений в практическом применении. Во-первых, он действует в условиях полной мобильности факторов производства между секторами экономики. Если же их мобильность ограничена, то действие эффекта мультипликатора не приведет к более полному использованию факторов производства, а вызовет рост цен. Во-вторых, в отличие от теории на практике предельная склонность к потреблению достаточно нестабильна и может меняться по разным причинам. В-третьих, действие эффекта мультипликатора является неопределенным во времени и может происходить с запаздыванием (лагами), в ходе которого направление действия мультипликатора может меняться под воздействием вновь возникших факторов, даже если предыдущая последовательность циклов не завершена. В-четвертых, на действие эффекта мультипликатора могут оказать воздействие другие меры государственной политики, осуществляемые параллельно, в результате чего эффект становится непредсказуемым. В-пятых, в открытой экономике воздействие мультипликатора может сказаться не на занятости внутри страны, а на ее величине в странах – внешнеторговых партнерах, в результате чего возросшее там потребление может ослабить благоприятный внешнеторговый баланс данной страны.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал