Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь
Налоговая система Республики Беларусь строится под влиянием таких внутренних факторов, как инфляция и диспропорции в экономике. Особое влияние оказывают интеграционные процессы, происходящие между Республикой Беларусь и Российской Федерацией. Важно отметить, что главным источником дохода бюджета Республики Беларусь являются косвенные налоги: НДС и акцизы. В зависимости от характера торговой деятельности, проводимой субъектами экономических отношений, косвенные налоги делятся на 2 группы. Внутренняя торговля связана с использованием двух видов косвенных налогов: акцизов и фискальной монополии. Внешняя торговля связана с использованием таможенной пошлины на товары, которые экспортируются или импортируются. Налоговая система республики из двух основных функций (фискальной и стимулирующей) главным образом выполняет фискальную функцию. Крупнейшим среди косвенных налогов, используемых в Республике Беларусь, является налог на добавленную стоимость. Он вместе с акцизным сбором количественно заменил налог с оборота и налог с продаж. Налог с оборота, основанный на применении фиксированных оптовых и розничных цен, в условиях их либерализации уже не мог существовать, поэтому его пришлось заменить налогом на добавленную стоимость. Одновременно с налогом на добавленную стоимость в системе косвенного налогообложения используются акцизы, устанавливаемые на отдельные группы товаров. Одним из недостатков системы налогообложения Беларуси является введение частых изменений и дополнений в налоговую систему, которые не успевают принимать к работе, как плательщики, так и налоговые органы. Это наносит ущерб полноте и регулярности налоговых поступлений в бюджет. Законодательная и нормативная база по налогам усложнена, что приводит к ошибкам, как со стороны бухгалтеров предприятий, так и со стороны работников контролирующих органов Неурегулированность законодательства и взаимосвязанность платежей приводит к тому, что если плательщик неправильно произвёл расчёты по одному налогу, то автоматически ошибка воспроизводится в расчётах по другим платежам. Существующая налоговая система характеризуется недореализованностью фискальной функции. С помощью фискальной функции формируется бюджетный фонд. Налоговые поступления должны быть постоянными, стабильными, равномерно распределяться в региональном разрезе. В нынешней ситуации налоги слабо влияют на темпы инфляции, то есть не регулируют денежную массу, так как в полной мере ложатся на доход потребителя. Не соблюдаются и принципы построения налоговой политики, что приводит к нарушениям правовой базы налогообложения. Крупным источником дохода в Республике Беларусь являются акцизы. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что налоговая система Республики Беларусь требует пересмотра по следующим направлениям: унификация платежей и сборов; упрощение системы расчётов; функциональное назначение налогообложения; взаимоувязанность характера платежа, налоговой базы и источников покрытия; обоснование нормативной базы механизма налогообложения и практики применения налогов и неналоговых платежей; разработка модели соотношения прямых и косвенных платежей, стратегии и тактики налогообложения. В настоящее время бюджетная система Республики Беларусь включает в себя республиканский бюджет, бюджет г. Минска и местные бюджеты. Наша бюджетная система основывается на принципах единства, самостоятельности всех бюджетов, их полноты, реальности и гласности. Совокупность юридических норм, регулирующих бюджетное устройство, образует бюджетное право. Развитие бюджетного права связано с приобретением независимости Беларуси, расширением прав местных Советов народных депутатов, выполнением региональных программ, финансированием мероприятий по повышению уровня жизни населения. Местные бюджеты делятся на: - бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения)); В целях совершенствования налоговой системы будут реализованы следующие мероприятия: - улучшение налоговой структуры за счет повышения доли и значения прямого налогообложения, применения общепринятых моделей построения основных налогов и сборов, пересмотра применяемых налоговых льгот, расширения налоговой базы каждого из установленных налогов и сборов; - снижение нагрузки на фонд заработной платы; - оптимизация ставок и совершенствования механизма уплаты страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и отчислений в государственный фонд содействия занятости; - повышение стимулирующей роли таможенной политики; - выравнивание условий налогообложения для всех категорий плательщиков путем оптимизации налоговых ставок; - совершенствование системы налогового администрирования, которое должно обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для плательщиков; - оптимизация соотношения республиканских и местных налогов и сборов с ориентацией на повышение роли и расширение самостоятельности местных бюджетов за счет увеличения удельного веса имущественных налогов и экологических платежей. При сохранении высокого уровня социальных расходов бюджетная политика. будет направлена на: - создание условий для полного и устойчивого выполнения финансовых обязательств государства и концентрацию ресурсов бюджета на решении ключевых задач при одновременном сокращении неэффективных расходов; - обеспечение эффективной работы системы управления государственными финансами на всех стадиях бюджетного процесса, включая формирование новых систем финансовой поддержки регионов; - принятие мер по совершенствованию процедур государственных закупок, устранению нарушений в данной сфере.
|