Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие государства. Многообразие подходов к определению понятия государства.
Государство – это политическая организация общества (устойчивого союза отдельных индивидов, созданного для достижения общего интереса, имеющего единую цель, общий язык, культуру, образ жизни, территорию), действующая на определенной территории в качестве средства, выражающего интересы всех слоев общества, и механизма регулирования, управления и подавления общества.Признаки государства: 1) наличие определенной территории, границ, на которой действует его юрисдикция; 2) населения, на ней проживающего; 3) политическая организации (власти). Право осуществления государственной власти принадлежит определенному кругу лиц через органы государственной. Это система органов и организаций, с помощью которых осуществляется управление обществом (армия, милиция, суды, прокуратура и т. д.); 4) суверенитет – полная независимость государства от других государств в его внутренней деятельности (внутренний суверенитет) и внешних отношениях (внешний суверенитет); 5) право осуществлять определенные действия в принудительном порядке (например, сбор налогов, пошлин и т. д.); 6) наличие правовой системы и права осуществлять правотворчество. Разнообразие подходов к понятию и определению государства. 10. Исторические типы государства. Понятие типа и типологии государства. Различные подходы к выделению типологических признаков. Исторический тип государства — это государство определённой общественно-экономической формации (первобытно общинное общество, рабовладельческое государство, феодальное государство, буржуазное государство, пятой стадией развития Маркс считал коммунистическое общество). Тип государства это общие черты различных государств, система их свойств, характеризующаяся общими признаками. Типология государства это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих гос. на группы дающие возможность раскрыть их социальную сущность. Типология проводится в основном с двух подходов: формационного и цивилизационного. Главным критерием формационного подхода выступают социально-экономические признаки (Маркс, Энгельс). Выделяют следующие формационные типы государства: -рабовладельческое государство – есть орудие поддержания власти над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел прав, фактически говорящее орудие труда; -феодальное государство - диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков; -буржуазное государство – диктатура буржуазии, сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но лишен средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, индустриальное, постиндустриальное государство); - социалистическое государство по мнению представителей формационного подхода, как государство высшего типа есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу. Социалистическое – это антиэксплуататорское, исторически последний тип государства, который по мнению Маркса, постепенно отмирает, выполнив свою задачу построения бесклассового коммунистического общества. Достоинства формационной типологии: продуктивная идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые существенно влияют на общество; показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства. Недостатки формационной типологии: она во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью; недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные). В основе цивилизационного подхода лежат как раз духовные признаки – культурные, религиозные, национальные, психологические. Представители Тойнби, Шпенглер, Вебер. Цивилизация – есть замкнутое, локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, и других признаков. Выделяют следующие типы цивилизационного подхода: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п. Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов. Достоинства цивилизационного подхода: определены духовные факторы, как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях; в связи с расширением диапазона духовных критериев, получается более географически заземленная типология государств. Недостатки цивилизационного подхода: недооцениваются социально-экономические факторы, зачастую определяющие политику конкретной страны; выделяя идеально-духовные факторы в качестве признаков цивилизации, авторы дают типологию не государства, а общества. Государство это полит. часть общества, которая имеет свои критерии, не совпадающие с критериями общества, как более широкого понятия.
|