Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Закон как основная форма бытия права. Право и закон. Понятие, признаки и виды законов.
Право – это система общеобязательных, нормативных предписаний или правил поведения, которые устанавливает и реализует государство. Закон -источник (форма) права. Закон - это нормативный правовой акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой ирегулирующий наиболее важные общественные отношения. Признаки закона: 1) это юридический документ, содержащий нормы права; 2) является результатом правотворческой деятельности высшего законодательного органа государственной власти (парламента, монарха и др.) или всего народа (референдума); 3) регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые отношения в обществе; 4) обладает высшей юридической силой, что проявляется в невозможности его отмены другим органом, кроме принявшего, а также в том, что содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы (подзаконные акты); 5) является фундаментальным юридическим документом. Он служит базой, основой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов, судов; 6) Законы принимаются в особом законодательном порядке – законодательный процесс. Во всех государствах принятие закона включает в себя четыре обязательные стадии: внесение законопроекта в законодательный орган (законодательная инициатива), обсуждение законопроекта, принятие закона и его опубликование. Принятие закона в результате референдума также осуществляется в законодательном порядке, предусмотренном законом о референдуме. 7). Законы не подлежат контролю, утверждению со стороны какого-либо органа государства. Законы могут быть отменены, изменены только тем органом, который данный закон принимает. Конституционный Суд или аналогичный суд может признать закон, принятый парламентом, неконституционным, но отменить его не вправе. В зависимости от регулируемых общественных отношений, от степени значимости закона, их подразделяют на: Основные законы – это конституции, которые регулируют основы общественного и государственного строя, закрепляют основные права и свободы, обязанности человека и гражданина, определяют принципы деятельности и формирования органов государства. Конституции служат юридической базой для всего «текучего» законодательства государства. Конституционные законы – это законы, дополняющие конституцию, или законы, издающиеся по отдельным, указанным в конституции, наиболее важным вопросам. Органические законы – это законы, определяющие порядок организации и деятельности государственных органов на основе бланкетных статей конституции, или все законы, к которым отсылает конституция. Обычные законы – это все остальные законодательные акты, принимаемые парламентом. По юридической силе: Конституция; Федеральные конституционные законы; Федеральные законы; Закон субъекта РФ. По субъектам правотворчества- принятые в результате референдума; - принятые законодательным органом. По предмету правового регулирования: - конституционные; - административные; - гражданские; - уголовные и т.д. По сроку действия: - постоянные; временные 52. Преемственность и обновление в праве. Рецепция права. Влияние этих процессов на современное правотворчество.
Преемственность в праве — связь между разными этапами (ступенями) в развитии права как социального явления, суть этой связи состоит в сохранении определенных элементов или сторон права при соответствующих его изменениях различает преемственность «по вертикали» (во времени) и «по горизонтали» (в пространстве). «Горизонтальная» преемственность заключается в восприятии прошлого правового опыта других (территориально) государств. Обновление в праве — постоянный, комплексный, сложный и многоаспектный процесс качественного преобразования правовой сферы, основанный на внешних заимствованиях из международного права, иностранных правовых систем или на концептах собственной культуры и системы правовых ценностей, правовых традиций и обычаев, направленный как на выработку новаций, так и на корректировку правовой доктрины, принципов права и правовых категорий. Рецепция представляет собой одностороннее заимствование одним государством у другого крупных законодательных массивов, например, кодексов. Формы: добровольная и насильственная. Специфика рецепции состоит в том, что реформируется правовая система государств в целом на основе опыта наиболее развитых правовых систем. Для всех современных государств непременным условием их интеграции в союзы, сообщества и т.п. является интернационализация правовых систем, их унификация. Эти факторы и определяют в конечном счете особенности развития правовых систем.
|