Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Субъекты и объекты правоотношения.






Субъекты правоотношений — это отдельные индивиды и организации, которые в соответствии с нормами права являются носителями субъективных прав и обязанностей. В реальной же жизни не все индивиды и организации могут быть субъектами правоотношений, что объясняется различными объективными факторами: физиологическими, психологическими, экономическими. Малолетние дети, душевнобольные, обанкротившиеся предприятия фактически не могут участвовать в правоотношениях. Мера участия субъектов в правоотношениях определяется правоспособностью и дееспособностью: Правоспособность — это закрепленная в законодательстве способность субъекта иметь юридические права и нести юридические обязанности. Она начинается с момента рождения и заканчивается моментом смерти. Правоспособность — не является естественным свойством человека, а порождается объективным правом. В ней концентрируются обязанности и права, которыми может обладать субъект, но это не означает, что он ими действительно обладает. Чтобы стать реальным участником правоотношений, правоспособный субъект должен быть дееспособным. Дееспособность — признаваемая нормами объективного права способность самостоятельно, своими осознанными действиями осуществлять юридические права и обязанности. Дееспособность подразделяется на общую и специальную. Общая относится ко всем юридическим сделкам, специальная же распространяется только на строго определенные виды сделок. Субъектами правоотношений могут быть граждане государства, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории страны.

Объект правоотношений — это то, на что воздействуют правоотношения, т.е. — фактическое поведение его участников. Объектом правоотношений выступает поведение людей, которое может быть различным по содержанию. В имущественных правоотношениях объектом является такое поведение людей, которое направлено на удовлетворение определенных жизненных благ. Например, объектом правоотношений купли-продажи будет поведение его участников, связанное с покупкой и продажей вещей. В неимущественных правоотношениях объектом является само фактическое поведение их участников. Так, объектом трудовых правоотношений являются действия администрации по приему на работу, оплате труда и т.д.

Но существует и другое понимание объекта правоотношений — как совокупность разнообразных материальных и нематериальных благ, которые находятся в сфере интересов участником правоотношений.

83) Юридические факты: понятие, классификация. Фактический состав

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКТ – это разновидность социальных фактов, которые могут влиять на правоотношения субъектов права. Это явления объективной реальности, которые отражены в законодательстве. Юридические факты:

1) это определенные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение, а также прекращение правоотношений; 2) формируются в гипотезах правовых норм. В результате наличия или отсутствия того или другого юридического факта влияют на признание или непризнание права или обязанности субъекта. Классификация юридических фактов:

1) по последствиям, которые факты могут вызывать (правоустанавливающие, правоизменяющие или правопрекращающие правоотношения);

2) по гносеологической природе фактов (волевой момент): события, а именно факты, которые не зависят от воли и сознания людей; поступки, а именно факты как следствие сознательного волевого поведения людей;

3) по юридической природе действий: правомерные, к которым можно отнести все виды действий, которые являются актами активной реализации права, а именно акты юрисдикционных органов (административных судов), юридические акты, административные акты, сделки, фактические правомерные действия (литературное творчество, научные изобретения и т. п.); неправомерные, к которым относят административные и гражданские правонарушения, а также другие юридические факты;

4) по структуре юридические факты можно разделить на элементные (простые) и фактические (сложные) составы.

 

Различают два вида фактических составов: 1) по принципу свободного накопления элементов состава – простая совокупность, существенно только ее наличие; 2) по принципу последовательного накопления элементов – юридические последствия наступают только в случае накопления элементов состава в определенном порядке

Фактический (юридический) состав. Нередко для возникновения, изменения или прекращения правоотношений требуется не один юр-ий факт, а определенная совокупность. Такая совокупность юр-их фактов в юриспруденции именуется фактическим (юр-им составом).Юридический (фактический) состав - есть система юридических фактов, предусмотренных нормами права в качестве основания для наступления правовых последствий (возникновение, изменение, прекращение правоотношения). Классификация юридических составов. По функциям: Правообразующие. Правоизменяющие. Правопрекращающие. По процессу накопления фактов: Завершённые. Незавершённые. По способу накопления фактов: Простые - юридические составы с независимым накоплением элементов. Сложные - юридические составы с последовательным накоплением элементов. Смешанные - одна часть с независимым, а другая с последовательным накоплением элементов.

Фактические составы необходим отличать от сложных юр-их фактов. Это отличие состоит в том, что фактические составы – это всегда совокупность юр-их фактов т.е. несколько юр-их фактов, взятых вместе, а сложный юр-ий факт – это всегда один факт, но состоящий из нескольких элементов.

84) Реализация права: понятие, формы, методы

Реализация права — это осуществление юридически закрепленных и гарантированных государством возмож­ностей, проведение их в жизнь в деятельности людей и их организаций. Существует несколько классификаций форм реализации права. Наиболее распространенной является разделение реализации по способам совершения правообразующих действий и того, какие предписания реализуются (субъективное право, юридическая обязанность или правовой запрет). Соответственно выделяют: использование(осуществление), исполнение и соблюдение. В качестве особой формы реализации права выделяют применение права.

Использование – направлено на осуществление правомочий субъекта, и по его усмотрению здесь может иметь место как активное, так и пассивное поведение. Реализуются нормы закона, которые наделяют субъекта правами.

Исполнение – требует от субъекта активных действий, связанных с претворением в жизнь обязывающих предписаний. Особенно это относится к разным органам государства и должностным лицам государственных и негосударственных организаций, поскольку многие из них создаются и действуют, прежде всего, для исполнения норм права.

Соблюдение – пассивное воздержание субъекта от совершения действий, находящихся под запретом. Государство, возложив конкретную обязанность на различных субъектов общественных отношений вправе требовать соблюдения этих предписаний от субъектов, а в необходимых случаях принуждать их к этому.

Применение права – активная властная деятельность государства в лице его компетентных органов по разрешению конкретного юридического дела. Применение – это точное, неуклонное строжайшее соблюдение законов, т.е. режим законности.

Различают три метода реализации права: 1) непосредственный, который выражается в самостоятельной, добровольной реализации права самими субъектами; 2) опосредованный, когда реализация права осуществляется государственно-властным правоприменительным решением; 3) договорный, который осуществляется по взаимному соглашению равноправных субъектов без вмешательства государственных органов.

85) Применение права: понятие, признаки и отличия от других форм реализации права.

Правоприменение - особая форма реализации права. В форме применения права государство еще раз (после издания нормативно-правового акта) властно подключается к процессу правового регулирования.

Правоприменение требуется в тех случаях, когда юридическая норма не может быть реализована без властного содействия органов государства. К таким случаям можно отнести следующие:
а) когда необходимо официально установить юридически значимые обстоятельства (признание гражданина в судебном порядке умершим или безвестно отсутствующим);
б) когда диспозиция нормы вообще не реализуется без индивидуального государственно-властного веления (право на пенсию);
в) когда речь идет о реализации санкции.

Признаки правоприменения: 1) особый субъект - специально уполномоченный государственный орган (должностное лицо). В порядке исключения это может быть общественный орган (например, по уполномочию государства профсоюзы применяют некоторые нормы трудового законодательства). Не могут применять нормы права граждане, хотя существует и обратная точка зрения;
2) имеет государственно-властный характер;
3) является деятельностью по вынесению индивидуально-конкретных предписаний;
4) выступает формой управленческой деятельности государства;
5) осуществляется в определенных процедурных формах: порядок применения права регламентирован специальными (процедурными) юридическими нормами. В системе права имеются целые процедурные отрасли - гражданское процессуальное право и уголовно-процессуальное право;
6) представляет собой сложный, стадийный процесс;
7) имеет творческий характер;
8) результаты правоприменения оформляются индивидуальным юридическим актом - актом применения права. Правоприменение отличается от других форм реализации (соблюдения, исполнения, использования) следующими при­знаками: 1) оно осуществляется уполномоченными на то органами государства и в пределах их компетенции; 2) правоприменение имеется там, где рассматривается конкретное юридическое дело и по нему выносится решение индивидуального, конкретного характера (указ президента о награждении, постановление правительства, приговор суда и т. д.); 3) указанное решение является обязательным для субъек­тов, которым оно адресовано, и для тех органов, которые должны его исполнять; 4) правоприменительная деятельность носит властный ха­рактер, который проявляется не только в обязательности ука­занного решения для его адресатов, но и в обязательности требований правоприменителя к лицам, так или иначе при­частным к рассмотрению дела (например, обязательность яв­ки в суд свидетеля, ответчиков, экспертов по вызову суда, предоставление документов по его требованию и т. п.); 5) правоприменительная деятельность регламентирована процессуальными нормами, определяющими последователь­ность и порядок совершения тех или иных действий в ходе правоприменения.

 

86) Акты применения права: виды, структура и отличия от нормативных правовых актов

Акт применения права – это официальное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу, содержащее государственно-властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений. Виды: по форме: приказы. Постановления, указания, резолюции, протоколы, приговоры, распоряжения. по субъектам: акты государственных органов и общественных организаций, акты главы государства — Президента РФ, акты федеральных органов власти и управления, акты органов правосудия, прокуратуры, акты органов надзора и контроля. по функциям права: регулятивные (приказ о повышении по службе), охранительные (постановление о возбуждении уголовного дела). по предмету правового регулирования: акты гражданско-правовые, уголовно-правовые, акты конституционно-правовые, акты административно-правовые. по характеру: материальные и процессуальные. по действию во времени: акты однократного действия (наложение штрафа), длящиеся (регистрация брака, назначение пенсии и др.). Структура: 1) Вводная часть содержит наименование акта, место и дату принятия, наименование органа или должностного лица, которое принимает решение, по какому делу. 2) Описательная часть – здесь описываются факты, являющиеся предметом рассмотрения, фиксируется, когда, где, кем, при каких обстоятельствах и какими способами совершены действия. 3) Мотивировочная часть включает в себя анализ доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактических обстоятельств, их юридическую квалификацию, ее обоснование, указание на официальные разъяснения применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменитель. 4) Резолютивная часть – здесь формулируется решение по делу.

Отличия о т нормативных актов.

· акты применения права принимаются на основе нормативных актов и должны им соответствовать

· акты применения права не являются источниками права

· не содержат в себе каких-либо общих правил поведения, а конкретизируют нормы права, содержащиеся в НПА

· акты применения права применяются к конкретному случаю, событию, индивидуальной ситуации.

· акты применения права обращены к строго установленному кругу лиц

· акты применения права рассчитаны на однократное применение

· они выступают в качестве юридических фактов (служат основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений)

· акты применения права могут быть выражен не только в письменной, но и в устной форме

Акты применения норм права должны отвечать требованиям обоснованности, законности и целесообразности.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал