Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Система государственного прогнозирования и программирования
Национальным собранием Республики Беларусь в апреле 1998 г. был принят Закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь», который определяет систему государственных прогнозов и программ социально-экономического развития страны, цели и задачи, общий порядок их разработки. Главная цель — достижения устойчивого экономического роста, высокой степени занятости, внешнеэкономического равновесия и повышение на этой основе уровня жизни народа. Государственное прогнозирование социально-экономического развития рассматривается как деятельность государственных органов по разработке прогнозов и программ социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы и как система научно обоснованных представлений о целях, критериях, принципах, направлениях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с обоснованием целевых ориентиров, основных прогнозируемых показателей и мер по обеспечению их достижения. Система государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь включает: • на долгосрочную перспективу — Национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет и Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет; • среднесрочную перспективу — Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 5 лет; • краткосрочную перспективу — годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь. Прогнозы и программы социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики состояния и развития экономической и социальной сфер, научно-инновационной и инвестиционной деятельности, внешнеэкономических связей, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки. Они разрабатываются исходя из комплексного анализа сложившейся социально-экономической, демографической и экологической ситуации, научно-технического и производственного потенциалов Республики Беларусь, внешних условий, состояния природных ресурсов и перспективы изменения указанных факторов. Прогнозы разрабатываются в целом по республике, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам в нескольких вариантах с учетом оценки вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов. Разработка государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь проводится Советом Министров Республики Беларусь. Государственное прогнозирование социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную перспективу определяет социально-экономическую и научно-техническую политику государства на перспективу и включает разработку Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития и Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь. Национальная стратегия разрабатывается один раз в пять лет на 15-летний период за два с половиной года до начала прогнозируемого периода. В этом документе с учетом состояния и необходимости сохранения окружающей среды для будущих поколений определяются направления эффективного использования социально-демографического, природного, производственного и инновационного потенциалов страны. На основе Национальной стратегии один раз в пять лет за два года до начала прогнозируемого периода осуществляется разработка Основных направлений социально-экономического развития на 10-летний период (с погодовой разбивкой первого пятилетия), где определяются цели социально-экономического развития Республики Беларусь, пути и средства их достижения. Материалы НСУР и Основных направлений в целях обеспечения преемственности экономической политики государства используются при разработке прогнозов и программ на среднесрочную перспективу. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу разрабатывается за год до начала прогнозируемого периода на 5-летний период. В Программе отражаются: • оценка итогов социально-экономического развития за предыдущий период; • концепция Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу; • макроэкономическая политика, включая бюджетно-налоговую, денежно-кредитную и валютную, ценовую политику; • социальная политика; • институциональные преобразования; • инновационно-инвестиционная и структурная политика; • внешнеэкономическая деятельность; • развитие реального сектора экономики; • проблемы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу утверждается Президентом Республики Беларусь. На краткосрочную перспективу разрабатываются годовые прогнозы социально-экономического развития, которые включают: • основные показатели социально-экономического развития, важнейшие проблемы и задачи, на решение которых будет направлена политика государства в предстоящем году; • характеристику целевых программ Республики Беларусь и межгосударственных программ, финансирование которых планируется из республиканского бюджета; • перечень республиканских государственных нужд, а также государственных заказчиков по поставкам, закупкам товаров, работ и услуг для республиканских государственных нужд; • государственную инвестиционную программу; • целевые показатели социально-экономического развития, являющиеся ориентирами при разработке прогнозов и программ по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам. Порядок и сроки разработки годового прогноза социально-экономического развития согласуются с порядком и сроками разработки бюджета Республики Беларусь. Годовые прогнозы являются исходной базой для составления проектов республиканского и местных бюджетов и разработки основных направлений денежно-кредитной и валютной политики Республики Беларусь. Важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития на краткосрочную перспективу утверждаются Президентом Республики Беларусь. На основе этих документов законом предусматривается разработка прогнозов социально-экономического развития по народнохозяйственным комплексам, отраслям экономики, административно-территориальным единицам. Разработка прогнозов обеспечивается республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами. Законом предусматривается также ответственность органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов за достоверность и своевременность предоставления необходимой информации для прогнозирования социально-экономического развития в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
6.2.3. Стратегические прогнозы развития экономики и программное планирование в Беларуси В соответствии с Законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» к основным документам на долгосрочную перспективу относятся Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь и Основные направления социально-экономического развития страны, на среднесрочную — Программа социально-экономического развития Республики Беларусь. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года (НСУР-2020), разработанная Министерством экономики с участием других министерств и ведомств, Национальной академии наук Беларуси, НИЭИ и других научно-исследовательских институтов, неправительственных организаций в 2003—2004 гг., базируется на основных принципах и методологических подходах Повестки дня на XXI век, принятой Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), Декларации тысячелетия (Генеральная Ассамблея ООН, 2000 г.), материалах Всемирного саммита в Йоханнесбурге (сентябрь 2002 г.), международных соглашениях, а также принятых в Республике Беларусь программных документах по проблемам социально-экономического и экологического развития. В НСУР-2020 главное внимание уделяется особенностям прогнозного периода, дальнейшему осуществлению Повестки дня на XXI век, гармонизации социального, экономического и экологического развития в едином сбалансированном комплексе «человек — окружающая среда — экономика». В документе на основе анализа сложившейся социально-экономической и экологической ситуации, оценки тенденций мирового экономического развития определяются стратегические цели и задачи, критерии и принципы, направления и приоритеты устойчивого развития Республики Беларусь, а также важнейшие индикаторы, характеризующие степень их реализации. Основная цель устойчивого развития Республики Беларусь — динамичное повышение уровня благосостояния, обогащение культуры, нравственности народа на основе интеллектуально-инвестиционного развития экономики и социальной сферы, сохранения окружающей среды для нынешнего и будущих поколений. Обеспечение устойчивого развития Беларуси основывается на реализации общесистемных преобразований экономики и общества, одобренных I и II Всебелорусским народным собранием: формирование сильного эффективного правового государства, обеспечивающего создание необходимых условий и активную государственную поддержку крупномасштабных мер для достижения долгосрочных ориентиров социально-экономического развития; постепенный переход к новому постиндустриальному обществу с преимущественно V и VI технологическими укладами, экологически чистыми производствами, развитыми отношениями демократии и гражданского общества; построение высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики с развитыми институтами предпринимательства и рыночной инфраструктурой, действенными механизмами государственного и рыночного регулирования. Длительный период, необходимый для достижения конечных целей НСУР-2020, требует выделения следующих этапов социально-экономического развития: • первый этап (2001—2005 гг.) — базовый, характеризуется созданием макроэкономических условий для стабильного социально-экономического развития и охраны окружающей среды, повышения уровня жизни народа на основе роста эффективности реального сектора экономики; • второй этап (2006—2015 гг.) — этап активной структурной перестройки и модернизации экономики с формированием основных блоков социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики. Приоритетные направления: технологическое перевооружение производства на базе внедрения новейших технологий; стимулирование внутренних и внешних инвестиций и фундаментальных разработок, в том числе в области ресурсосбережения; обеспечение динамичного развития инвестиционных процессов; создание системы институтов гражданского общества; • третий этап (после 2015 г.) — формирование основ постиндустриального информационного общества, приближение к уровню жизни населения экономически развитых государств в рамках социального рыночного хозяйства. Неопределенность влияния внешних и внутренних факторов на устойчивое развитие в длительной перспективе обусловила необходимость проработки в НСУР-2020 двух сценариев социально-экономического развития. Первый сценарий (инерционный) основывается на формирующихся в базисном пятилетии тенденциях и направлениях социально-экономического развития, более полном использовании действующих производственных мощностей по выпуску продукции, востребованной рынком, умеренных темпах обновления основного капитала. Для этого сценария характерны относительно медленные темпы осуществления институциональных и структурных преобразований экономики, минимальные объемы привлечения иностранных инвестиций и кредитов, сохранение сложившихся внешнеэкономических условий и конъюнктуры цен на внешних рынках для отечественной продукции. Второй сценарий (целевой) предусматривает стабильный рост производства и уровня благосостояния народа при недопущении ухудшения состояния окружающей среды. Он связан с целенаправленным созданием и максимальным использованием благоприятных внутренних и внешних условий и факторов экономического развития; предусматривает ускорение институциональных и структурных преобразований экономики, повышение уровня ее либерализации, государственной поддержки предпринимательства, улучшение конъюнктуры на внешних рынках для белорусских товаров и услуг, значительный приток иностранных инвестиций и кредитов, широкое развитие интеграционных связей со странами СНГ, Евросоюза и другими государствами. Концептуальным ядром НСУР является модель устойчивого развития. В теоретическом плане модель устойчивого развития Республики Беларусь основывается на научной парадигме социальной эволюции в биосовместимой форме и включает совокупность принципов и требований (императивов) к системе, структуре экономики, режиму функционирования и взаимодействия его подсистем, обеспечивающему гармонизацию отношений в триаде «человек — окружающая среда — экономика» с целью сбалансированного социально ориентированного, экономически эффективного и экологозащитного развития страны, удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений. Практически все принципы устойчивого развития Повестки дня на XXI век сохраняют свое значение и в НСУР-2020. Важнейшими из них являются: • человек — цель прогресса, уровень человеческого развития — мера зрелости общества и государства; • повышение уровня благосостояния народа, преодоление бедности, улучшение структур потребления и производства; • приоритетное развитие систем образования, науки, здравоохранения, культуры — важнейших сфер духовной жизни общества, факторов долгосрочного роста производительной, творческой активности народа, дальнейшего развития экономики; • переход на природоохранный, ресурсосберегающий, инвестиционно-инновационный типы развития экономики; • проведение рыночных преобразований экономики с учетом требований устойчивого развития; • повышение эффективности и конкурентоспособности экономической системы; • ведущая роль государства в осуществлении целей и задач устойчивого развития, совершенствование систем управления, политических механизмов принятия и реализации решений; • развитие процессов демократизации и становления открытого общества, включая правовое государство, рыночное хозяйство и гражданское общество. Основными компонентами устойчивого развития являются социальная, экономическая и экологическая сферы и соответствующие им виды деятельности и направления политики, обеспечивающие их сбалансированное и взаимоподдерживающее движение. Основными направлениями реализации социальной политики в НСУР-2020 приняты: • создание условий и возможностей для всех трудоспособных граждан зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей; • обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на действующих жизненно важных и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, организации систем подготовки и переподготовки кадров и т.п.; • обеспечение общего роста денежных доходов населения и создание условий для повышения их реального содержания; • повышение роли оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда; • поэтапное приближение минимальных и других фиксированных доходов к бюджету прожиточного минимума (в перспективе — к минимальному потребительскому бюджету) на основе опережающего по сравнению с ростом цен повышения размеров минимальных социальных гарантий в области доходов; • содействие росту доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности; • улучшение социального обеспечения нетрудоспособных граждан на основе реформирования пенсионной системы и системы социального страхования; • повышение степени защиты социально уязвимых групп населения за счет усиления адресности оказания помощи малообеспеченным гражданам, рационализации системы льгот населению. Основными направлениями экономической политики являются: • обеспечение расширенного воспроизводства благ и услуг; • финансовое оздоровление экономики; • активизация институциональных преобразований; • повышение уровня использования научно-технического, инновационного и производственного потенциалов; • структурная перестройка экономики, модернизация производства и реструктуризация предприятий; • государственная поддержка инновационно-инвестиционных проектов, создание на базе НИИ, НПО и университетов инновационных центров, технопарков, технополисов; • государственная поддержка предпринимательства, малого и среднего бизнеса; • активизация внешнеэкономической политики и международного сотрудничества, развитие интеграционных процессов с Россией, другими странами СНГ, Евросоюза и другими государствами дальнего зарубежья; • использование преимуществ глобализации для устойчивого развития национальной экономики, увеличение прямых иностранных инвестиций и кредитов; • широкое использование региональных и местных инициатив; • обеспечение экономической безопасности. Основными направлениями экологической политики являются: • рациональное природопользование и сохранение окружающей среды для нынешнего и будущих поколений; • устойчивое управление экосистемами и поддержание биологического разнообразия; • переход к экологически ориентированному принципу хозяйствования; • рациональное использование природно-ресурсного потенциала; • внедрение ресурсосберегающей техники и технологии, экологически безопасных производств; • снижение антропогенной нагрузки до минимального уровня; • развитие современных биотехнологий и генной инженерии; • защита атмосферы и водных бассейнов; • повышение экологического потенциала лесных, земельных и других ресурсов; • рационализация образования, переработки и удаления отходов; • экологическое просвещение и образование, подготовка кадров; • организация мониторинга окружающей среды и информационное обеспечение населения; • обеспечение экологической безопасности. В НСУР-2020 в укрупненном виде определяются пути и средства реализации этих направлений, обосновывается комплекс мероприятий по достижению целей, система показателей-индикаторов по звеньям триады «человек — окружающая среда — экономика». НСУР-2020 одобрена Национальной комиссией по устойчивому развитию Республики Беларусь, Президиумом Совета Министров Республики Беларусь и рекомендована для практического использования министерствами и ведомствами при разработке прогнозов и программ. Основные положения и параметры НСУР-2020 используются при разработке Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2015 годы, Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 5-летний период, а также ежегодных прогнозов социально-экономического развития страны. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 — 2015 годы конкретизируют, особенно на ближайшее пятилетие, цели и задачи, направления и приоритеты развития, предусмотренные в НСУР-2020. Главные цели Основных направлений — оздоровление народа и повышение уровня его благосостояния на основе сбалансированного и устойчивого экономического развития, обеспечение рациональной занятости населения и доведение его социальной защищенности до уровня экономически развитых государств. Достижение этих целей связано с ускорением и улучшением качественных параметров развития всего народнохозяйственного комплекса страны. В первом пятилетии (2006 — 2010 гг.) важнейшая цель заключается в создании макроэкономических условий для обеспечения устойчивого экономического роста, повышения эффективности реального сектора экономики и уровня благосостояния народа. Основными задачами являются: • финансовое оздоровление экономики, ликвидация дефицита платежного баланса и валютных средств; • целенаправленная государственная поддержка инноваций, важнейших систем производственной и социальной сфер, призванных обеспечить повышение уровня конкурентоспособности экономики и социальный прогресс нации; • реформирование агропромышленного комплекса; • формирование эффективных межгосударственных и межрегиональных финансово-промышленных групп в рамках Союзного государства Беларуси и России, СНГ, других международных интеграционных образований; • совершенствование механизма стимулирования экспорта товаров и услуг, защита и укрепление положения отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешних рынках; • расширение государственной поддержки предпринимательства и деловой активности на основе дальнейшего развития прежде всего инновационного малого и среднего бизнеса, создания условий для привлечения частного капитала. Для решения этих задач предусматривается концентрация ресурсов на приоритетных направлениях, предоставление государством преференций отраслям и производствам, основанным на новых и высоких технологиях, максимальное использование интеллектуальных ресурсов страны. Важнейшей целью второго пятилетия (2011 — 2015 гг.) является достижение устойчивого экономического развития и обеспечение на этой основе основных параметров оздоровления народа и повышения уровня его благосостояния. Основными задачами являются: • активизация структурной перестройки экономики, ускоренное развитие отраслей социально-потребительского комплекса, наукоемких ресурсосберегающих экспортоориентированных и импортозамещающих экологически чистых производств; • расширение рынков сбыта в странах СНГ и дальнего зарубежья путем повышения качества и конкурентоспособности белорусских товаров, снижения издержек производства; • совершенствование механизмов трансформации внутренних накоплений в инвестиции для приоритетных отраслей и производств, более широкое привлечение прямых иностранных инвестиций и кредитов; • улучшение финансовых результатов работы государственных и приватизированных предприятий, позволяющих поддерживать высокий уровень научно-технического и производственного потенциалов; • развитие рыночной инфраструктуры, обеспечивающей быстрое накопление и перелив капиталов в приоритетные отрасли и производства; • переход на системы управления качеством продукции в соответствии с международными стандартами на большинстве предприятий. В связи с недостатком ресурсов при разработке направлений и системы мер по развитию экономики учитываются следующие ограничения, имеющие важное значение для обеспечения экономической безопасности страны: • в социальной сфере — нормализация демографических процессов; недопущение превышения критических порогов безработицы; стабильное повышение уровня жизни, ликвидация экономически неоправданной дифференциации доходов населения по группам и сферам деятельности, отраслям народного хозяйства; обеспечение минимальных социальных гарантий самым бедным слоям населения в потреблении социальных благ и услуг; • в сфере экономики — рациональное использование основного капитала, приоритетное развитие важнейших элементов научно-технического, производственно-технологического потенциалов, необходимых для жизнеобеспечения, экономического роста и укрепления независимости страны; переход на инновационный путь развития, повышение конкурентоспособности отечественной продукции; • в сфере экологии — восстановление почвенного плодородия, растительного и животного мира; сохранение биоразнообразия и экологического равновесия; сохранение ресурсов для нужд будущих поколений. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь па 2001 — 2005 годы — важнейший документ, определяющий социально-экономическое развитие страны в текущем пятилетии. В Программе дана оценка достигнутого уровня социально-экономического развития в базисном пятилетии (1996—2000 гг.), определены цели и задачи, основные направления и приоритеты развития страны на 2001—2005 гг., обоснована система мероприятий правового, организационно-экономического и экологического характера и даны предложения по совершенствованию механизмов их реализации, определены необходимые ресурсы и возможные социально-экономические последствия. На основании оценки современного состояния экономики и социальной сферы Республики Беларусь в Программе—2005 сделаны следующие выводы. 1. Экономическое положение страны в 1996—2000 гг., за исключением сельскохозяйственного производства, стабилизировалось, а по отдельным макроэкономическим параметрам достигнут некоторый рост. Так, ВВП за базисное пятилетие увеличился на 35, 8 %, продукция промышленности — на 64, инвестиции в основной капитал — на 34 %. Производство потребительских товаров возросло на 84 %, розничный товарооборот — более чем в 2 раза. Реальные денежные доходы населения, характеризующие уровень его жизни, повысились на 71, 6 %, ввод жилья — на 81 %. Однако, несмотря на относительно высокие темпы роста, отдельные показатели 2000 г. ниже уровня докризисного 1990 г. и составили по отношению к нему: ВВП — 89 %, продукция промышленности — 100, 7, производство потребительских товаров — 110, продукция сельского хозяйства — 71, инвестиции в основной капитал — 52 %. Следует отметить, что эти показатели значительно выше по сравнению с аналогичными в странах СНГ и в целом по Содружеству Независимых Государств. В кризисном состоянии оставалось сельское хозяйство, продукция которого в 2000 г. по сравнению с 1995 г. снизилась на 3, 1 %. Особенно большое падение допущено в производстве животноводческой продукции: реализация скота и птицы (все категории хозяйств) в живом весе за 1996—2000 гг. сократилась на 14 %, производство молока — на 11, 4 %. 2. Анализ показал, что важнейшие задания и параметры Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996—2000 годы почти все выполнены, за исключением производства продукции сельского хозяйства и уровня инфляции, который планировался в пределах 1, 5— 0, 5 % в месяц, а фактически превысил 6 %. 3. В ходе анализа траекторий развития в базисном пятилетии четко определились две разнонаправленные тенденции: тенденция относительно высоких темпов роста (1996—1998 гг.) и тенденция замедления экономического развития в 1999— 2000 гг. Это вызвано тем, что многие факторы, стимулировавшие экономический рост в начале пятилетия, в частности, недоиспользованный производственный и научно-технический потенциалы, политика денежной экспансии, жесткое регулирование цен, впоследствии исчерпали себя. Кроме того, негативное воздействие оказал финансовый кризис 1998 г. в России. Особенности указанных процессов сказались на уровне жизни населения. В 1999 г. впервые за все годы базисного пятилетия реальные денежные доходы населения упали и составили 97 % к уровню 1998 г., в 2000 г. их рост составил 19, 6 %. Реальная заработная плата рабочих и служащих, колхозников в 2000 г. возросла на 12 %. Вместе с тем удельный вес населения с располагаемыми доходами ниже прожиточного минимума составил в 2000 г. 41, 9 %, в 2001 г. — 28, 9 %. Программа—2005 должна была стать первым шагом к достижению стратегической цели социально-экономического развития страны — оздоровлению народа и приближению его благосостояния к уровню экономически развитых европейских государств на основании сбалансированного и устойчивого экономического роста, обеспечению рациональной занятости населения и доведению его социальной защищенности до уровня передовых стран. В качестве основных целей на 2001—2005 гг. в Программе предусмотрены: • создание условий для устойчивого социально-экономического развития на основе роста эффективности реального сектора экономики, прежде всего за счет улучшения ее качественных параметров; • техническое перевооружение и модернизация экономики, реструктуризация предприятий за счет внедрения современных технологий, машин и оборудования; • повышение уровня потребления товаров и услуг населением; • развитие производственной и социальной инфраструктур в соответствии с требованиями рыночной экономики, формирование системы минимальных государственных социальных стандартов, обеспечивающей реализацию закрепленных Конституцией Республики Беларусь социальных гарантий для населения; • обеспечение благоприятной среды обитания. Исходя из преемственности направлений экономического развития и роли важнейших факторов в достижении социально-экономических целей, на очередное пятилетие определялись следующие приоритеты: • наращивание экспорта товаров и услуг; • развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей; • дальнейшее развитие жилищного строительства на безэмиссионной основе с максимальным использованием внебюджетных источников финансирования; • развитие транспортных и коммуникационных услуг и соответствующей инфраструктуры; • формирование эффективной системы здравоохранения; • активизация инновационной и инвестиционной деятельности. Главными средствами достижения указанных целей и реализации приоритетов являются: • финансовое оздоровление экономики, улучшение состояния платежного баланса и увеличение валютных резервов; • активизация структурной перестройки экономики на основе специализации, кооперирования и интеграции крупных и средних предприятий, ускоренного развития наукоемких, ресурсосберегающих отраслей и производств, развитие сферы услуг; • реструктуризация убыточных бесперспективных предприятий, искусственно поддерживаемых бюджетными субсидиями, невостребованием налогов и неплатежей; • государственная поддержка инноваций и важнейших инвестиционных проектов, обеспечивающих повышение уровня конкурентоспособности экономики и социальный прогресс нации; • разработка более эффективного механизма инвестирования в экономику, включая увеличение объемов прямых иностранных инвестиций и кредитов, новую амортизационную политику, концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях; • дальнейшая интеграция Беларуси в международное разделение труда, формирование эффективных межгосударственных и межрегиональных финансово-промышленных групп в рамках Союзного государства Беларуси и России, СНГ, ТНК и других международных интеграционных образований; • ускоренное развитие институтов внебюджетного финансирования жилищного строительства — системы стройсбереже-ний, стройнакоплений, ипотечного кредитования; • расширение государственной поддержки предпринимательства, малого и среднего бизнеса, создание условий для привлечения частного капитала; • формирование конкурентной среды и эффективной институциональной базы экономической деятельности; • обеспечение экономической безопасности страны. Программа разработана по двум сценариям (вариантам). Принципиальные различия между ними заключаются в степени интенсивности использования факторов экономического роста, а также в глубине и эффективности проводимых реформ. Макроэкономические показатели Программы – 2005 в основном будут выполнены. С некоторым превышением идет выполнение заданий по производству ВВП, продукции промышленности, развитию внешнеторгового оборота, снижению выбросов вредных веществ. Определенные трудности могут возникнуть по производству продукции сельского хозяйства, снижению материало- и энергоемкости производства. Ожидается, что в 2005 г. по отношению к докризисному 1990 г. производство ВВП составит 125—127 %, продукции промышленности — 149—151, потребительских товаров — 1, 6—1, 7 раза, реальные денежные доходы населения увеличатся в 2 раза, производство продукции сельского хозяйства составит 94—96, инвестиции в основной капитал — 87— 89 % уровня 1990 г. Реализация Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001—2005 годы создаст необходимые условия для обеспечения устойчивого сбалансированного развития экономики, прежде всего за счет улучшения ее качественных параметров, достижения целевых показателей уровня жизни народа.
|