Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Детские общественные объединения в воспитательном пространстве социумаСтр 1 из 2Следующая ⇒
Л.В.Алиева
Детское общественное объединение (ДОО) - одна из структур в многообразии молодежных движений, форма организации детской самодеятельности, социальной активности, самореализации; особая педагогически организованная среда жизнедеятельности ребенка; педагогически преобразованный социум. ДОО можно рассматривать как возможное звено воспитательной системы государственного образовательного заведения (школы, учреждения дополнительного образования), а также как самостоятельную специфическую воспитательную систему, включенную в воспитательное пространство конкретного социума. На современном этапе детские объединения представлены множеством форм с разнообразным содержанием деятельности. Выход детского движения из-под контроля государства, официальных общественных структур привел к стихийному росту различных по своей направленности ДОО. Они возникают, оформляются, действуют там, где находят благодатную почву и поддержку. В последнее время резко возросло число неформальных (нередко нелегальных) детских и молодежных объединений самой различной ориентации (политической, экономической, идеологической, культурологической); среди них немало структур с ярко выраженной антисоциальной направленностью. Новый этап организованного детского движения только набирает силы. Чаще всего базой нарождающегося опыта становятся школа и учреждения дополнительного образования - основные центры воспитания современных детей, а также общественные структуры неполитического характера, легально существующие, имеющие юридический статус в государстве и обществе. Новое воспитательное пространство, складывающееся в результате организованных педагогических усилий в управлении процессом развития личности ребенка, становится серьезной альтернативой неформальным стихийным детским объединениям негативной направленности. Детское общественное объединение имеет большие воспитательные возможности: 1) форма социального воспитания детей, в которой интегрируется процесс развития личности средствами обучения, воспитания, социализации, самовоспитания, самообразования, самореализации, - важнейшее условие целостного развития личности; 2) разумно организованный досуг детей - среда их жизнедеятельности, социум, в котором ребенок реально может проявить себя как субъект деятельности в различных статусах, ролях, позициях (от рядового, заинтересованного, ответственного участника до лидера-организатора), в индивидуальной и коллективной, исполнительской и творческой деятельности; как личность со своей гражданской позицией (пусть в стадии зарождения); может получить опыт приобщения к будущим государственным и общественным структурам (не случайно дети в своих организациях часто стремятся подражать взрослому обществу, играют в " республики", " министров", " президентов"); 3) эффективное средство приобретения личного жизненного опыта самостоятельности, опыта человеческого общения, коллективной совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; средство эмоционально- нравственного развития в кругу товарищей, единомышленников, людей увлеченных, неравнодушных; 4) мир игры, фантазии, свободы творчества; " мир настоящего детства" - самого ценного в жизни растущего человека. Детские объединения возникают по инициативе ребят, в результате их стремления заниматься в кружках, секциях, клубах, участвовать в жизни своего района, города, помогать отдельным жителям, а также предприятиям, учреждениям и т.д. Большую роль в создании ДОО играют конкретные программы, конкурсы, фестивали (федерального, регионального, местного значения), предлагаемые детям. Базой их деятельности могут быть школы, внешкольные учреждения, предприятия, воинские части, редакции газет, журналов, студии телевидения, клубы по месту жительства, летние оздоровительные лагеря, взрослые общественные структуры. Как реальность воспитательного пространства ДОО поддержаны нормативно- правовыми государственными законами " Об общественных объединениях" (1990), " О поддержке молодежных и детских общественных объединений" (1996), " Об образовании" (1998), а также региональными правовыми актами. Первый закон определяет главную цель - " развитие активности и самодеятельности граждан", а принципами создания и деятельности провозглашает добровольность, равноправие членов, самоуправление, гласность. Закон определяет отношение государства к детским общественным и молодежным объединениям: признание их юридической самостоятельности, установление договорных отношений как " партнеров", материальную и финансовую поддержку, льготною налоговую политику. Создание в 90-х гг. в нашей стране правовой базы детского движения свидетельствует об отказе от жесткого диктата государственных структур, о признании его особой роли в воспитательном пространстве. Анализ современного опыта позволяет выявить позитивные тенденции в детском движении: * отход от единых программ; вариативный подход с учетом особенностей конкретной организации, объединения, местных условий; реальная возможность выбора программ, предлагаемых " сверху", и собственных (" снизу"); * ориентация на гармоничное сочетание общественных и личных интересов участников; необходимость взаимодействия детского коллектива и личности; * активизация процесса создания самоорганизующихся самодеятельных (первичных) детских объединений по месту жительства (как педагогически организованной среды жизнедеятельности детей); * тенденции роста на базе детского движения " ассоциативных", более демократичных, не структурированных жестко форм, разнообразных по своей основной направленности, по содержанию деятельности (социально, профессионально, личностно ориентированных, многопрофильных и однопрофильных); * возрождение метода игры как средства создания детских самодеятельных объединений. Главная особенность - создание детских объединений не по указке " сверху", " по единому принципу", а их возникновение " снизу" - добровольно, демократично, инициативным путем с помощью детей и взрослых, с учетом местных традиций, экономических, социальных, национальных интересов. Отсюда многообразие форм, их " принадлежность" к ребенку, среде его жизнедеятельности. А значит, и возрастание их роли в воспитании, развитии личности конкретного ребенка. Современное детское движение, не будучи, строго говоря, массовым, представляет собой живое, динамичное явление. Формы, структуры разнообразны (клубы, отряды, патрули, школы, палаты, бизнес-центры, " биржи", пресс-центры, ассоциации и т.д.). Доминируют две функции их деятельности: реализация индивидуальных потребностей ребенка и его социализация (адаптация к существующему обществу, строю, государству). По степени реализации этих функций можно судить об их месте в воспитательном пространстве. Наиболее полно эти функции представлены в концепции и программах социализации личности ребенка, предлагаемых Советом пионерских организаций и Федерацией детских объединений (СПО-ФДО). Их исходные положения - раскрытие потенциала личности; создание условий для социального творчества; многообразие форм, дающих возможность ребенку осознать себя как личность, самоутвердиться, развить свои интересы и способности. Содержание работы ФДО " Юная Россия" рассчитано на индивидуально-личностное развитие ребенка, его самопознание и самореализацию в деятельности детского объединения (программные центры " Я сам" и " Лидер", программа " 4+3" и др.). Цель программы СПО-ФДО " Юная Россия" - социализация и развитие личности ребенка, предоставление детям возможностей осваивать различные социальные роли и позиции в ближайшей среде жизнедеятельности детей, в окружающей жизни со всеми ее особенностями, проблемами, противоречиями, традициями. Подросток должен стать субъектом деятельности - созидателем материальных и духовных благ; человеком, проявляющим заботу об окружающих людях, живой природе, собственном Я (кто Я есть в этом мире). На формирование этой позиции направлены в той или иной мере и другие программы (" Экология и дети", " Мир красота спасет" и др.). Позиция человека - гражданина своей страны, республики, города - в центре содержания деятельности. Особым гражданским потенциалом обладают программы " Лидер", " Алые паруса", " Познай себя", " Дети ради детей". С детства формируется у ребенка и позиция члена семьи. Этому уделено особое внимание в программе " Древо жизни" (взаимодействие детской организации и семьи), " Аленка" (для девочек), " Рост" (для детей младшего школьного возраста). Выбирая виды занятий, ребенок получает возможность творческого труда, осваивает начала важной социальной роли - труженика-профессионала. Создатели федеральных программ стремятся органично соединить гражданское воспитания ребенка с профориентацией, его начальной профессиональной подготовкой. Эта идея пронизывает новые программы " Хочу делать свое дело", " Золотая игла", программу межрегиональной общественной организации " Детский бизнес-клуб" и др. Все это способствует включению школьника в новые производственные отношения, вызванные рыночной экономикой. Много внимания уделяется формированию у ребенка позиции члена мирового сообщества, осознанию необходимости взаимопонимания, терпимости, общей заботы о планете Земля, выживанию человечества. В содержании деятельности ДОО нередко сохраняются традиции общественно и социально значимой коллективной деятельности пионерской организации - трудовые дела, " тимуровские" заботы, юнкоровская, юнармейская, природоохранительная деятельность, движение красных следопытов-краеведов, туристско-оздоровительные занятия, помощь школе и т.д. Возрождение скаутского движения обогатило содержание работы детских объединений традициями, связанными с физическим и духовным развитием ребенка - индивидуализацией, осуществляемой в работе отряда-патруля, проведением летних спортивно-туристских палаточных лагерей, " робинзонад", освоением православной духовной культуры. Заметное влияние на деятельность ДОО оказывают местные факторы (национальные, культурные, природные, исторические, демографические, экономические). Они обогащают воспитательный потенциал детских объединений, приближая их к конкретному ребенку, к его " малой" родине. Предмет особого внимания - положение ребенка в обществе, обеспечение его прав, гарантий нормальной жизни (а не только выживания), привлечение внимания взрослого общества к проблемам детства. Так, программа " Детский орден милосердия" имеет цель помочь социально не защищенным детям - воспитанникам детских домов, приютов, интернатов, проявить заботу о детях - инвалидах. Сохранились и детские объединения, рожденные еще в 60-е гг.: отряды юных друзей милиции, юных инспекторов движения, юных друзей армии, флота, юных пограничников (на базе воинских частей, военно-патриотических клубов). Деятельность этих " малых" детских объединений имеет конкретную направленность, профессиональную ориентацию, отвечающую потребностям подростков, особенно мальчиков; участвуют в ней и профессионалы-взрослые. В центре внимания детских объединений остается и юнкоровская работа. В современном информационном мире она представляет детям возможность сказать свое веское слово, чтобы напомнить взрослым и сверстникам о собственных проблемах, о том, как найти свое место в " мире взрослых". Перспективным направлением в деятельности ДОО является изучение и возрождение национальной культуры, традиций своего народа, формирование национального самосознания, приобщение детей к общероссийской и мировой культуре. Анализ современной практики позволяет классифицировать детские объединения по следующим критериям. С точки зрения целей, задач и содержания деятельности выделяются объединения: 1) ориентированные на социализацию личности ребенка, его гражданское становление, гармонизацию личного и общественного, индивидуального и коллективного начал (представлены прежде всего объединениями, действующими на основе опыта и традиций пионерской организации); 2) социально-индивидуальной направленности (главным образом скаутские организации); 3) связанные с начальной профессиональной подготовкой детей (" Бизнес-клубы", " Школы предпринимателей", " Лиги юных журналистов" и т.д.); 4) детские общественные структуры, пропагандирующие патриотическое, гражданское воспитание (клубы юнармейцев, друзей милиции и т.д.); 5) культурологического и практического характера (по возрождению традиций, изучению истории и культуры народов России, народных промыслов); 6) борющиеся за утверждение здорового образа жизни (спортивные, туристские). По идеологическому признаку существующие ДОО можно разделить на светские и религиозные, общечеловеческой и узконациональной ориентации. Так, " Союз православных скаутов" - это религиозная структура, действующая под руководством православной церкви. Определенная группа пионерских объединений ориентирована на социалистические идеалы, принципы. Представлены и национальные детские объединения. Решающую роль в ДОО играет личность взрослого лидера (организатора, руководителя, вожатого). От его взглядов, гражданской позиции, увлечений и профессионализма зависит судьба детского объединения (в первую очередь это касается тех, что возникают вне школ и учреждений дополнительного образования). Взрослым в этом отношении фактически предоставлена почти полная свобода. При этом резко снижается роль профессиональных педагогов, конкурентами (или союзниками) им становятся служители церкви, представители финансово-монопольных и частных структур. Детские объединения очень многообразны по своим функциям и формам организации. Значительное место среди них занимают малые, временно действующие группы, создаваемые по инициативе детей и их взрослых лидеров для конкретной цели и деятельности. Это самоуправляемые, самоорганизующиеся структуры с высоким уровнем самостоятельности. Некоторые ДОО перерастают в организации менее демократичные, в структуры со строго определенными правами и обязанностями членов, жесткой иерархией управления, возрастными ограничениями, подражанием взрослым государственным структурам. " Золотая середина" представлена многочисленными объединениями досугового характера, доступными для каждого ребенка: самодеятельными клубами, студиями, союзами, содружествами, лигами, в которых ребята выступают преимущественно в качестве активных участников. Здесь царит дух сотрудничества детей и взрослых, проявляется увлеченность общим делом, все основано на взаимопонимании, уважении, доверии. Это подлинные " оазисы" детской жизнедеятельности, относительно самостоятельные мини-воспитательные системы. По степени самостоятельности, открытости, демократичности различаются: а) относительно самостоятельные объединения, имеющие статус юридически оформленной структуры и действующие на основе договора с другими структурами (государственными, общественными) как партнеры; б) существующие в качестве базы многочисленных взрослых общественных организаций (многие из них почему-то зарегистрированы как " детские"), или взрослых неполитических движений (например, экологического). Детские общественные объединения различаются и по характеру взаимосвязи с государственными и общественными структурами. ДОО сегодня стали органичной частью воспитательных систем многих школ и учреждений дополнительного образования. Чаще всего формами их работы в школах выступают органы детского самоуправления (советы, штабы, комитеты), клубы по различным направлениям образовательной деятельности (в рамках государственных стандартов, региональных и школьных компонентов учебного плана), временные группы, созданные для подготовки и проведения традиционных дел и событий. Эти объединения положительно влияют на воспитательную систему школы: преодолевается односторонность образовательного процесса, меняются позиции детей и взрослых, обогащается содержание их взаимоотношений, расширяется воспитательное пространство школы. Исторически сложилась взаимосвязь детского движения и внешкольных учреждений. В нашей стране эти две уникальные системы воспитания зародились практически одновременно. На базе детских самодеятельных объединений были созданы первые государственные внешкольные учреждения (в 1998 г. они отметили свое 80-летие). В свою очередь, внешкольные учреждения с 20-х гг. становятся центром детского движения (дворцы, дома пионеров и школьников), его научно-методической базой, " кузницей кадров" организаторов, руководителей детского движения. Что объединяет эти формы государственного и общественного воспитания? Во-первых, специфическая сфера их деятельности - " досуговое пространство" детей, его педагогически разумное наполнение в интересах личностного развития. Во-вторых, то, что цели, содержание, форма деятельности ребенку предлагаются (и вовсе не обязательны); ему предоставляется возможность выбора, " проб и ошибок", смены занятий, проявления своего Я в различных ролях, условия для творчества, самодеятельности, установления широких социальных связей со сверстниками и взрослыми. Именно эта общность внешкольных учреждений (сегодня они называются учреждениями дополнительного образования) и детских общественных объединений, традиции, опыт их взаимодействия на протяжении 80 лет привели к тому, что в современных условиях внешкольное воспитание (его государственные структуры) стало основной базой, где сохраняются воспитательные традиции детского, прежде всего пионерского, движения. Развитие ДОО, их методической, кадровой базы в учреждениях дополнительного образования затормозило процесс превращения их в " параллельную школу", в элитарные замкнутые учреждения для особо одаренных детей, позволило им избежать оторванности от жизни, сужения сферы воспитательного процесса. В результате взаимодействия государственных и общественных структур на базе учреждений дополнительного образования в конкретном социуме возникает новое детское объединение (государственно-общественное), в котором интегрируются обучение и воспитание, осуществляются социализация и саморазвитие, формируется в широком смысле позиция юного гражданина. Роль таких объединений в воспитательном пространстве представляется особенно перспективной, хотя сегодня они разрозненны; процесс их консолидации под разными " флагами" идет медленно. Механизм государственной поддержки не работает. Поэтому изменилось и место детского движения в многоуровневом воспитательном пространстве.
|