![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Подготовка к философии
1. Способность к самопроизводству, к мутации, открытость системы => принадлежность к живому. 2. Познание себя, общества: мир природы, человека, общества. 3. Человек и субъект и объект. 4. Два уровня познания: чувственный (ощущение, восприятие, представление) и рациональный (рационализм) 5. Понятие - форма мышления, дающая (определяющая) нам существенные признаки предмета. 6. Суждение – определенные мысли кого-то; это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между свойствами и признаками. 7. Умозаключение – вывод из одного или многих суждений; умозаключение - умственное действие, связывающее в ряд " посылок" и " следствий" мысли различного содержания. 8. Понятие, Суждение, Умозаключение – это всё рациональное познание. 9. Рациональное невозможно без чувственного, но определенно может быть одно - (странно звучит) 10. Лейбниц замечает: в разуме нет ничего, чего раньше не было бы в чувствах, кроме самого разума. 11. Чувство – Лок. Декарт и Лейбниц – рационалисты. 12. Декарт утверждал, что материя и мышление параллельны. 13. Эмпиризм – Фрэнсис Бэкон + Декарт 14. Субстанция, то, что существует само по себе; философская категория классической рациональности для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее проявления и саморазвития. 15. Духовная (мышление) и материальная (протяжение, т.е. делимость до бесконечности) субстанция. 16. Модус (ы) – видоизмененный (могут быть, а могут не быть); философский термин, обозначающий свойство предмета, присущее ему только в некоторых состояниях и зависящее от окружения предмета и тех связей, в которых он находится. В материальном – фигуроположение предмета. В духовном – чувства, мысли. 17. Дуализм – деление на мышление и материю; философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал — духа и материи, идеального и материального. 18. Спиноза – “есть только одна субстанция, где и мышление, и материя едины” 19. Монизм – учение Спинозы, субстанция одна. Материальное – предметы, духовное – идеи. 20. Пантеизм – единство Бога и природы. 21. Теория Лейбница о субстанции – бесчисленное количество субстанций – “монады – (простейшие плазматические организмы, причисляемые обыкновенно к растительному царству. Живут в виде амебоидов в воде, ведя сапрофитный или паразитный образ жизни)” 22. Развитие монадов (неживая природа)=> животные=> человек=> Бог (может быть чуть длиннее цепь). 23. Лейбниц – истины разума (Бог; не могут опровергаться), истины факта (могут опровергаться) 24. Врожденные идеи Декарта – знание, которые человек знает с рождения (аксиомы математики, знания о Боге и т.п.) 25. Наука – это деятельность человека по выработке и систематизации знаний с их проверкой. Цель: описать, объяснить окружающий мир, прогнозирование. 26. Форма науки – знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы знать со знанием дела. 27. Объяснение явлений сущности не следует умножать без необходимости. 28. Форма научного знания: теория, картина мира и т.п. 29. Научные факты – те, что уже доказаны. 30. Научные проблемы – осознанные вопросы. 31. Научные категории – это наиболее общие понятия теории, характеризующие существенные свойства объекта теории, предметов и явлений объективного мира. Пример: важнейшими категориями являются материя, пространство, время, движение, качество, количество, причинность и т.п. 32. Научные принципы – это наиболее общие и важные фундаментальные положения теории. Научные принципы играют роль исходных, первичных посылок и закладываются в фундамент создаваемых теорий. Содержание принципов раскрывается в совокупности законов и категорий. 33. Научные законы – отражают существенные связи явлений в форме теоретических утверждений. Принципы и законы выражаются через соотношение двух и более категорий. 34. Научные концепции – наиболее общие и важные фундаментальные положения теорий.
Теперь пошло что-то типа теста: 35. Знание научное от ненаучного отличается: доказанностью, проверяемостью, систематизацией, универсальным применением, носит прогностический характер, строгостью языка, однозначностью языка, непротиворечивостью, согласованностью, информационностью (недописано у меня)? 36. Механика Ньютона – описывает мегамир, все, что видит человеческий глаз. 37. Квантовая физика – мелочь, размера 10 в минус 7 степени и меньше. 38. Мир галактик – теория относительности Эйнштейна. 39. Методология – учение о путях познания. 40. Ф. Бекон сравнивал метод с фонарем, утверждая, что даже хромой, идущий в темноте с фонарем по дороге, опередит того, кто бежит без света, не разбирая дороги. 41. Так же к методологии отнесем умение применять знания на практике. 42. Методы делятся на: всеобщие (применение везде, пример: метафизика и диалектический метод), общенаучные (только в науке), частнонаучные (в отдельных науках) 43. Перечисление методов: анализ (целое на части), аналогия, обобщение (поиск общего в разном), дедукция, индукция, моделирование (изучаем объект один, а выводы используем на другом объекте) и т.д. 44. Эмпирическое познание – важная роль и чувственного и рационального познания. 45. Теоретическое познание – чувственное и рациональное познание. Познание с помощью интуиции и познания. 46. Эмпирические методы: опыт, наблюдение, описание, измерение. 47. Теоретические методы: исторический, аксиоматический, гипотетико-диалектический, метод восхождения от абстрактного к конкретному, метод формализации (в математике), метод логический (выбираем явление, которое нам нужно для доказательства)
Тесты от учителя: (начало вопроса ответ, или только ответ, вопрос догадываться будете) 48. Рациональн. оформ. – философия. 49. К философ. не относится – искусство. 50. Гносеология – учение о знании, о познании. 51. Онтология – учение о бытии. 52. Аксиология – учение о ценностях. 53. Предсказыв… - прогностическая. 54. Философские проблемы – фил. открытость. 55. Появл. (самост. духовн. культура) – Др. Греция. 56. Первый европейский философ из милетской школы (Фалес Милетский) 57. Интеллектуальная составляющая – парадигма. 58. Принцип Бритвы Оккама - «Не следует множить сущее без необходимости»(сверх необходимого) 59. Тезис Джордано Бруно – пантеизм. 60. Человеческий разум явл. Культуры – просвещения. 61. Фил. Эмпиризма – Бэкон, Гобс, Лок. 62. В русской фил. – духовным. 63. Дуализм – независимость субстанций. 64. Вопрос типа направления в теории познания? – ответ: сенсуализм и рационализм 65. Вопрос? – ответ: материалисты и идеалисты. 66. Вопрос? – ответ: системой. 67. В ощущениях – материя 68. Реляционная концепция – теория относительности Эйнштейна. 69. Любое изменение – движение. 70. С точки зрения материи, законы диалектики – универсальный характер. 71. Развитие – осмысленное, качественное изменение (прогресс, регресс), должна быть точка отчета. 72. Проблемы истины: дополняют: Концепция соответствия – теория к жизни Когерентная – не противореч. Прагматическая -??? Конвенциальная – договоренность, соглашенность. 73. Постижение истины и без доказательств – интуиция 74. Вопрос? – ответ: ноосфера. 75. Вопрос? – ответ: биосоциальное 76. Естественным путем – при..(не дописал) 77. Свобода по Марксу – осознанная необходимость. 78. Вопрос? – ответ: религия. 79. Вопрос о смысле жизни – смертен. 80. Идеальное гос. – Платон. 81. Нормы – морали.
|