![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура философского знания.
Философия (любовь к мудрости) - особая форма познания мира, система взглядов по общим проблемам бытия и познания. Зародилась в 7-6 вв. до н. э. в Индии, Китае, Древней Греции. Зарождение философской мысли началось в середине первого тысячелетия до н. э. Это был длительный процесс перехода от мифологического мировосприятия к мировоззрению, опирающемуся на знание. Культурно-историческими предпосылками зарождения философии были: 1. общественное разделение труда (отделение умственного труда от физического, социализация различных видов умственной деятельности) 2. развитие городов, ремесленнической деятельности, которая была связана с городом, колонизация земель, развитие связи между ними, мореплавания, фортификация требовали развития конкретных знаний. 3. Приобретение крупными городами определенной экономической независимости. Для них характерна была активная политическая жизнь. Атмосфера политической свободы, которая в свою очередь стимулировала свободу духовного творчества, способствовала и развитию философии. Мифологическое мировоззрение, мифологическая мировоззренческая установка не позволяли получить эффективные конкретные знания. Поэтому возникает потребность в возникновении принципиально иной мировоззренческой установки. Проблема человека – центральная проблема философии Философская проблематика, концентрируясь вокруг основного вопроса, не исчерпывается им. Существуют различные проблем философии. Выделим некоторые из них. 1. Проблемы устройства мира, бытия (онтологии): существует ли субстанция бытия, и какова она, что есть движение, пространство, время; что такое сознание и как оно возникло, какое место занимает в мире человек, какова его природа, существует ли цель мирового развития, существуют ли законы природы или мы верим вних благодаря склонности к порядку и т. п. 2. Проблемы познания мира (гносеология): познаваем ли мир в принципе; безгранично ли человеческое познание в своих возможностях или оно имеет границы, как получается знание о мире, как удостовериться в том, что полученные результаты — истина, а не заблуждение? 3. Проблемы ценностей (аксиологии): что есть благо; какова природа ценностей, как они связаны между собой; как соотносятся ценности и «факты» реальности и т. д.? 4. Проблемы преобразовательной деятельности человека ( праксиология): способен ли человек преобразовать мир; где границы допустимого вмешательства в естественное развитие природы и общественных процессов; каковы принципы оптимальной деятельности. 5. Проблемы логики, этики, политики, эстетики и др. Т. е. основные темы философии: мир в целом (космологический подход) и человек в этом мире (антропологический подход) В истории философии выделяют 3 подхода к пониманию её предмета: · старо-античный - философия тождественна науке и её предмет - вся действительность; · традиционный - наука о первых началах или метафизика; · современный - философия - учение о всеобщих законах движения и развития природы, общества и мышления. Специфика философского знания: взаимосвязь и в то же время отличие от других типов знания. Философское знание является системно-рациональным, т.е. оно строится на основе некоторых исходных положений, принципов и развертываются посредством обоснования логического выведения одного из другого, достижение и изложение философского знания связано с использованием специальных знаний и специального языка. В этом сущность сближения философского знания с любым теоретическим, в частности научным. 2. Философское знание является целостным выражением мира отношением человека к миру, причем это целостное, духовное выражение мира осуществляется на уровне всеобщих его свойств и связей. Любое знание стремиться к духовному воспроизведению мира в форме картины мира (научной, философской, религиозной).В этом своем свойстве философия отличается от любой другой картины мира: философская картина мира характеризуется всеобщностью. 3. Философское знание являются ценностным, что сближает его с другими типами мировоззренческого знания (религия, искусство), а также отличается от любого предмета знания, научного. 4. Являясь ценностным, философское знание характеризуется особой ролью субъективностью личностного момента, ему всегда присуще ценностная ориентация автора. В этом сближается с религией, художественные эстеты. Ценностный характер философского знания определяет то, что отношение к философии у человека должно быть избирательным: личность в принципе должна в философии, как и в искусстве и литературе должна обладать вниманием на то, что соответствует его идеалам. Функции философия: · мировоззренческая - даёт готовый теоретический уровень мировоззрения. · гносеологическая - определение направления дальнейшего познания мира. · методологическая - даёт готовые методы познания мира: диалектику и метафизику. · аксиологическая - духовные ценности · гуманистическая - воспитание гуманистических идей. Составные части философии: онтология (учение о бытие); гносеология (теория познания); логика (наука о формах правильного доказательства исследований); этика (нравственные формы); эстетика (о красоте и прекрасном).
|