Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Научное познание. Чувственное и рациональное познание. Формы научного знания. специфика естественнонаучного знанияСтр 1 из 23Следующая ⇒
ВОПРОС 1. Наука. Подходы к классификации наук. Функции науки в современном обществе Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. Сферы наук: 1. Фундаментальный 2. Прикладной Классификация наук: 1. По объекту исследования: а) Наиболее общие законы развития (природа, неорганическая, органическая, человек) б) Естественные (технические, математические, гуманитарные) 2. По предмету и методу познания: а) Науки о природе (естествознание), обществе (обществознание), мышлении (логика). б) Философские, математические, технические Подходы к классификации наук: 1. Одна из первых попыток систематизации и классификации накопленного знания (или " зачатков", " зародышей" науки) принадлежит Аристотелю. Все знание - а оно в античности совпадало с философией - в зависимости от сферы его применения он разделил на три группы теоретическое, где познание ведется ради него самого; практическое, которое дает руководящие идеи для поведения человека; творческое, где познание осуществляется для достижения чего-либо прекрасного. 2. В период возникновения науки как целостного социокультурного феномена (XVI-XVII вв.) " Великое Восстановление Наук" предпринял Ф. Бэкон. 3. Классификацию наук на диалектико-идеалистической основе дал Гегель. Положив в основу принцип развития, субординации (иерархии) форм знания. 4. другие Функции науки в современном обществе: 1. Познавательно-объяснительная (заключается в том, чтобы познать и объяснить, как устроен мир и каковы законы его развития). 2. Мировоззренческая (помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение). 3. Прогностическая (Суть прогностической функции науки состоит в том, чтобы предвидеть последствия изменения окружающего мира. Наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир сообразно своим желаниям и потребностям, но и прогнозировать последствия таких изменений. 4. Производственная (катализатор развития)(Непосредственная производительная сила. Ускоряет процесс совершенствования производства). 5. Социальная сила(Наука включена в процессы социального развития и управления им при взаимодействии гуманитарных и технических наук).
ВОПРОС 2. Научное познание. Чувственное и рациональное познание. Формы научного знания. специфика естественнонаучного знания Научное познание - деятельность, результатом которой является знание явлений внешнего и внутреннего мира в их сосуществовании и закономерной последовательности. Основные формы познания: 1. Чувственное познание. Возможности чувственного познания определяются нашими органами чувств и наиболее очевидны для каждого, т. к. мы получаем информацию с помощью наших органов чувств. Основные формы чувственного познания: Ощущение – это простейшие чувственные образы, отражения, копии или своего рода фотографии отдельных свойств предметов. Восприятие – целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы, их свойства и отношения. Представление – это образы тех процессов, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, и при отсутствии объектов восстанавливаются по сохранившимся в мозгу следам. 2. Рациональное познание. Основные формы: Понятие – это мысль, в которой отражаются общие и существенные свойства объектов и явлений. Суждение – форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается (или отрицается) что-либо и чем-либо. Умозаключение – форма рассуждения, в ходе которого из одного или нескольких суждений, называемых предпосылками или посылками, выводится новое суждение (заключение или следствие), логически непосредственно вытекающее из посылок. 3. Иррациональная форма познания Формы научного знания: 1. Научные факты 2. Научные проблемы 3. Научная гипотеза 4. Категории науки 5. Научные законы 6. Научные принципы 7. Научные концепции 8. Научная теория 9. Научные картины мира
Специфика естественнонаучного знания о природе отличаются высокой степенью объективности и достоверности (истинности). Кроме того, это глубоко специализированное знание.
|