![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Информационная безопасность. ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Тотальная «сетивизация» общества привела к тому, что наряду с традиционными игроками международных отношений – государствами – все большее значение приобретают негосударственные структуры. Среди совокупности сфер жизнедеятельности современного общества на первое место выходит принципиально новая сфера - информационная. Ей свойственны как новый ресурс – информация, так и новые противоречия, вызванные борьбой за обладание этим ресурсом. Соответственно зарождаются угрозы информационной безопасности. В этих условиях трансформируется само понятие национальной безопасности как важнейшей функции государства. Данное обстоятельство привело к трансформации подходов к понятию «военной силы». На смену «грубой силе» оружия приходит «мягкая сила» убеждения. Реализация этого принципа требует пересмотра подходов к формированию военной стратегии новой эпохи. Доминирующая роль информационных технологий заставила руководство ряда западных стран, прежде всего США, активнее внедрять новые концепции строительства вооруженных сил. К таким концепциям относится концепция «сетевой войны».
События последних лет, особенно конфликт на Северном Кавказе, показали, что высшее военно-политическое руководство России зачастую оказывается в крайне затруднительном положении в плане реагирования на изменения обстановки в регионе и в мире в целом. Часто оно просто вынуждено подчиняться навязанному темпу событий. Между тем в новых условиях больше возможностей получает тот, кто способен заставить остальных играть по своим правилам. Правила же игры во многом определяются принятыми международными стандартами. Таким образом, продвигая собственный стандарт в качестве международного, появляется возможность диктовать свои условия остальным игрокам. Особенно важны сегодня стандарты в ключевой области глобализации – информационной. Следует заметить, что стандарты вместе с определенным в них подходом разрешения некоторых противоречий привносят и другое восприятие мира. Стандарт – это образец восприятия, который принимается всеми участниками для установления взаимопонимания. Так, например, приняв в качестве государственного любой из американских стандартов, мы тем самым привносим и американскую модель восприятия мира. В этом случае возникает конфликт между профессиональной подготовкой российских специалистов и необходимой для понимания стандарта подготовкой американских специалистов. Приняв стандарты, мы вынуждены будем изменять и подготовку наших специалистов с тем, чтобы они легко воспринимали установленные стандарты. Постоянно сталкиваясь с определенными стандартами в жизни, человек постепенно меняет и свое отношение ко многим «стандартизованным» явлениям именно так, как нужно было создателям стандарта. Таким образом, в условиях глобализации необходима скорейшая и кардинальная реформа системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. В основу должна быть положена его информационная политика, определяющая национальные интересы и приоритеты. Внешняя и внутренняя политика должны строиться, базируясь на информационной политике государства. Стремясь сохранить национальные особенности русского народа, отраженные в системе подготовки научных и инженерных кадров, не следует однозначно воспринимать в качестве государственных стандартов те, которые создавались другим народом, с иным восприятием ценностей и подходом к решению стоящих задач.
5. Антиглобализм
Антиглобализм — общественное и политическое движение, направленное против определённых аспектов процесса глобализации в её современной форме, в частности против доминирования глобальных транснациональных корпораций и торгово-правительственных организаций, таких как Всемирная торговая организация (ВТО). Существует три основных идеологических парадигмы антиглобализма: · Наиболее вульгарная — это фактически теория заговора, суть которой в том, что США с помощью подконтрольных международных организаций типа Всемирного банка, ВТО, МВФ и т. п., закабаляет развивающиеся страны и использует их ресурсы в своих интересах. · Другая концепция исходит из того, что глобализация есть процесс объективный, но воспользоваться его результатами могут только богатые страны Запада, а бедные будут нести потери. · Третья идея состоит в том, что процесс глобализации объективен и все страны могут воспользоваться результатами, но в разной степени: богатые получат больше, а бедные меньше и потому нужно заставить богатых делиться результатами. Основной тезис антиглобалистов — нынешняя модель глобализации сформирована под покровительством мирового капитала и ведёт за собой: · Растущий разрыв в доходах, уровне потребления, здоровья, образования в странах «золотого миллиарда» и «третьего мира». · Недопустимые условия для работников низкой квалификации транснациональных корпораций.
· Доминирование массовой поп-культуры, подавление свободного творчества, «стандартизация умов» · Потребительское и хищническое отношение к природе, попытка «обхода» экологических проблем, вывоз грязных производств в страны «третьего мира» · Господство идеологии неолиберализма в целях все большей экспансии капитала по всему миру, формирования из стран - не участников «золотого миллиарда» сырьевых придатков т. н. «развитых стран» и т. д.
Позитивная программа действий антиглобализма предполагает: - укрепление солидарности национальных, действующих в различных странах сил, борющихся против неолиберальной экспансии, массового наступления на социальные права граждан; - переход к другой интеграции «игроков», т.е. интеграции народов, граждан и их демократически сформированных представительств, а не закрытых корпоративных структур типа ТНК, ВТО, НАТО и т.п.; - реформирование и радикальную демократизацию всех уровней принятия решений; приоритет демократически сформированных органов управления над корпоративными на всех уровнях - от местного самоуправления до ООН; - демократический контроль над финансовыми и др. рынками, введение специального налогообложения финансовых спекуляций, т.н. «налога Тобина»[3], который дал бы миру средства, достаточные для решения в течение 10 лет целого ряда проблем наиболее бедных стран; - отмену долгов «третьего мира»; - демократическое решение проблем финансовой поддержки беднейших регионов мира (демократический контроль над деятельностью МВФ, Мирового банка и т.п.); - демократическое регулирование всех сторон международных экономических отношений («правил» торговли, движения капиталов, рабочей силы), в частности разработка и внедрение имеющих обязательную юридическую силу правил контроля над деятельностью ТНК, обеспечивающих соблюдение международных стандартов в области труда, природопользования, соблюдения социальных и иных прав человека, установленных ООН и ее соответствующими специализированными учреждениями; включающих участие трудящихся и граждан в управлении деятельностью ТНК по кругу вопросов, затрагивающих интересы работников и жителей; - введение единых (или хотя бы согласованных) норм организации и оплаты труда, социальной защиты (с целью постепенного выравнивания уровней доходов трудящихся в разных странах и регионах); значительная часть антиглобалистов ведет борьбу за открытость границ и свободу перемещения людей, против ограничений на иммиграцию и прием беженцев; - запрет принудительного труда, дискриминации работников по национальному и иным признакам, двойной эксплуатации иммигрантов и т. п.; - введение единых экологических норм, равномерное распределение бремени загрязнения окружающей среды между различными странами; гуманизация взаимоотношений между людьми, обществом и природой; - альтернативную интеграцию, предполагающую как минимум развитие принципов социальной рыночной экономики и как максимум посткапиталистическую модель интеграции; - создание системы стабильного гарантированного перераспределения части мирового богатства (в первую очередь доходов ТНК и других крупнейших корпоративных структур) в пользу беднейших слоев населения Земли, чему может способствовать прогрессивный налог на финансовые спекуляции; - ликвидацию монополии «глобальных игроков» на «ноу-хау» и современное образование; - безвозмездную помощь развитию современных форм образования, высоких технологий, фундаментальной и прикладной науки, национальной культуры в развивающихся странах с последующим использованием их достижений всеми народами, в том числе гражданами развитых государств; - в перспективе - развитие принципов общедоступности, свободного распространения знаний и информации, отказ от частной собственности на знания, преодоление сложной системы международных и национальных правил, приводящих к монополии «глобальных игроков» на современные технологии, «ноу-хау» и т.п.; - добровольную и справедливую интеграцию народов «снизу»; - признание и законодательное закрепление права коренных народов на самоопределение, свой язык, систему образования, культуру и т.п.; - поддержку многообразия культур, традиций, ценностей и т.п.; - уважение и использование в международном общении достижений и ценностей каждого сколь угодно малого народа; - позитивную альтернативу глобализации, развитие существующих форм современного, высокоэффективного производства, способствующего преодолению гипертрофированного (искусственно переразвитого) международного разделения труда. Глобализация углубляет, расширяет и ускоряет всемирные взаимосвязи и взаимозависимости во всех сферах сегодняшней общественной жизни. Как видим, глобализация в мировом масштабе имеет как положительные, так и отрицательные стороны, но это объективный процесс, к которому надо приспосабливаться всем субъектам международной жизни.
7. Литература: 1) Элиас Канетти «Масса и власть» (Москва, 2012 г.). 2) «Прощай, Разум» (Москва, 2010 г.) 3) Цветан Тодоров «Цивилизованный диалог» («Новая Европа» 10-06-2008) 4) Гезалов А.А. Трансформация общества в эпоху глобализации: Социально- философский анализ. – М.: Канон, 2009. 5) Грохотова В.В. Развитие доктрины «гуманитарной интервенции» в международном праве // Международное сообщество и глобализация угроз безопасности. Ч. 2. Международное сообщество и национальные государства в поиске ответов на новые угрозы безопасности: сб. – В. Новгород, 2008. 6) Гринин Л. Е. Глобализация и национальный суверенитет // История и современность. — 2005. 7) Глобализация: вызовы истории и ответы теории. — 2004. 8) Федотова В. Г. Меняющийся мир и глобализация (начало) 9) Современная мировая политика. Прикладной анализ. /Отв. ред. А.Д. Богатуров. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2010.
10) Кинг А., Шнайдер Б. Первая глобальная революция: Доклад Римского клуба. – М., 1991.
|