Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Научный руководитель






ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ

КОММУНИКАЦИИ

 

КАФЕДРА ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ТЕАТР И ТЕАТРАЛЬНОСТЬ В РОМАНЕ ЧАКА ПАЛАНИКА «ПРИЗРАКИ»

Студент группы 10.1-411

«__­_» мая 2016 г. ___­­­___________ Шарипова Э.А.

 

 

Научный руководитель

Профессор, д.ф.н.

«___» мая 2016 г. ______________ Шамина В.Б.

 

Казань 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Основная часть

1. Биографическая справка 6

2. Общая характеристика романа 7

3. Образ театра в романе Чака Паланика «Призраки» 10

4. Черты театральности в романе 12

5. Образ автора в романе «Призраки»…………………………………………….15

Заключение 17

 

 


Введение

Американская литература XXI века включает в себя множество выдающихся имен. Творчество таких писателей, как Брет Истон Эллис, Ирвин Уэлш и Дуглас Коупленд всегда интересовало читателя. Их произведения читаются, изучаются, и, кроме того, печатаются в больших количествах. Романы и сборники рассказов таких авторов сейчас всегда можно найти на полках книжных магазинов.

В одной из своих статей Дуглас Коупленд использует выражение «Поколение Х», чтобы обозначить поколение своих сверстников, рожденных в 60-е – 70-е годы. Позже он дает такое же название своему роману, который становится культовым, и термин начинает широко использоваться в различных сферах человеческой жизни. Люди, которых описывает автор, руководствуются принципом «вся наша жизнь – борьба», они готовы к изменениям, надеются только на себя. Среди этого общества, от которого не стоит ждать избыточного гуманизма, обретает известность Чак Паланик и становится одним из самых популярных новеллистов Поколения Икс.

Журналист Джордан Розенфельд назвал его «шоковым писателем», который «любит разрушать границы, переходить на «зону дискомфорта» [16]. Но Ч. Паланик не совсем согласен с таким описанием. Он говорит, что преследует три цели: первая – «записывать и чтить рассказанные мне истории»; вторая – «заставить моего редактора смеяться»; третья – «шокировать себя, …создать что-то, что нельзя представить в обычной жизни» [16]. Действительно, произведения писателя полны событий, о которых читатель навряд ли задумался бы сам.

Творчество Ч. Паланика представляет особый интерес для литературоведов. В его романах идет повествование не об обычных героях в типичных жизненных ситуациях, но о героях – маргиналах, о людях, которые не находят себе места в привычном для нас мире.

Актуальность данной работы заключается в том, что творчество Ч. Паланика привлекает большое внимание читающей публики России, в особенности, - молодежи. Это объясняется, скорее всего, злободневностью проблем. поднимаемых автором.

Новизна данного исследования обуславливается тем, что данное произведение еще не рассматривалось в отечественном литературоведении с точки зрения феномена театральности.

Объектом данного исследования является роман «Призраки» Чака Паланика в контексте постмодернистской литературной традиции США.

Предметом исследования выступает идейно-художественное содержание романа «Призраки».

Цель исследования – рассмотреть феномен театра и театральности в литературе на примере романа Чака Паланика «Призраки».

Для достижения завяленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:

- установить роль театра в романе Ч. Паланика «Призраки»

- рассмотреть образ автора в романе

- выявить черты театральности в романе

Теоретической основой работы послужили такие работы Н. Н. Евреинова, как «Демон театральности», трилогия «Театр для себя», в которой он формулирует термин монодрамы. Также использовались интервью Ч. Паланика и некоторые работы ряда американских и российских исследователей, которые рассматривали связь Ч. Паланика с традициями «нового журнализма», повлиявшего на минималистический стиль писателя.

 

 

1. Биографическая справка

Чарльз Майкл «Чак» Паланик (1962) – современный американский писатель и фриланс-журналист. Он родился в Песко, Вашингтон, вырос в вагончике в городе Бербанк вместе со своей семьей. Когда Чаку было 14 лет, его родители развелись. Большую часть своего времени он проводил на ранчо с бабушкой и дедушкой по материнской линии. В 2009 году мать Ч. Паланика умирает от рака.

В 1986 году писатель заканчивает факультет журналистики Орегонского университета в США. Помимо учебы он занят работой на Национальном Общественном радио KLCC. В 1988 году он посещает семинар компании «Landmark Education» по личностному развитию и оставляет работу журналиста.

Ч. Паланик хочет сделать что-то большее для этого мира, становится волонтером в приюте для бездомных, позже работает в хосписе. В качестве волонтера он проработал несколько лет, но впоследствии оставил это занятие из-за смерти одного из пациентов, с которым он был очень близок.

Чак Паланик посещает курсы Тома Спанбауэра, и в возрасте 35-ти лет начинает свою писательскую карьеру. Известно, что на минималистический стиль писателя именно Т. Спанбауэр оказал огромное влияние.

Его дебютная книга – роман «Бессонница: Если ты жил здесь, то был уже дома» - не была опубликована, т.к. и сам писатель разочаровался в своем творении. Второе его произведение «Невидимки» также не было опубликовано, издатель посчитал его очень вызывающим. Словно бы в отместку своему редактору Ч. Паланик создает свой «Бойцовский клуб», который, как это ни парадоксально, был опубликован и принес писателю несколько престижных литературных премий.

 

2. Общая характеристика романа

Чак Паланик – писатель-постмодернист, следовательно, для его творчества характерны такие черты литературы постмодернизма, как уравнивание «высокого» и «низкого», уродливого и прекрасного. Герои Ч. Паланика редко оказываются обычными людьми, у которых в жизни все хорошо, которых можно назвать достойными членами общества. Для писателя, который работал и в хосписе, где лежали смертельно больные люди, и в приюте для бездомных, где он наблюдал тех, кто опустился на самое «дно», деконструкция становится одним из способов обращения с миром. Автор разрушает стереотипное мышление человека, показывает идейный пафос религии, политики, философии через призму иронии. Мир изменчив, изменчивы его ценности, правда относительна, и задача Ч. Паланика – донести до читателя глубинный смысл своих произведений, где у каждой истории есть две стороны, где персонаж, к которому сначала можно относиться только с презрением или непониманием, оказывается просто жертвой сложившихся обстоятельств. Писатель учит читателя быть внимательным к деталям.

Яркий пример такого подхода Ч. Паланика к литературе – это роман «Призраки». В основе романа лежит история того, как семнадцать человек, собрав нужные им вещи в один чемодан, отправляются на три месяца в заброшенный театр, чтобы создать там свои литературные шедевры. Повествование начинается с того момента, когда участники семинара уже садятся в этот автобус. Мы не знаем ни их имен, ни происхождения, ни причины, почему они решили бросить свою прежнюю жизнь. Единственное, что дает нам автор – это их псевдонимы, «присужденные по грехам нашим, не по делам, по нашим промахам и преступлениям» [8, с.8]. Впоследствии, когда герои начинают рассказывать о себе, мы понимаем, что их псевдонимы являются говорящими.

У «Призраков» необычная конструкция. Каждая глава состоит из трех частей: стихотворение от неизвестного поэта, затем история каждого писателя, рассказанная им со сцены, и история, которую пишет сам автор. Роман в буквальном смысле является коллекцией рассказов, связанных между собой общей историей героев.

Жанр рассказа оказался в большей степени влиянием Т. Спанбауэра. Согласно его стратегии, рассказы членов литературной мастерской должны быть короткими и емкими, чтобы при прочтении вслух можно было в полной степени проанализировать каждое слово. Это научило Ч. Паланика сохранять «опасный» динамизм рассказа, который помогает целиком захватывать внимание читателя. Такая практика подтолкнула Ч. Паланика к имитации устной формы повествования.

Чак Паланик – не тот писатель, который легко раскрывает свои намерения. Интрига, которую он создает, захватывает. Читатель должен выяснить, кто все эти люди и что с ними происходит, как и сами герои романа разбираются, кто же они на самом деле. Героев нельзя назвать однозначно положительными или отрицательными. Например, тот же Повар-Убийца, который убивал критиков, оставивших негативные отзывы о его блюдах, оказывается в чем-то прав, когда говорит, что люди, которые совсем не разбираются в кулинарии, позволяют себе притворяться знатоками всего на свете, и это оскорбительно. «Кто может, тот делает. Кто не может, тот критикует», - пишет Ч. Паланик [8, c. 334]. Неоднозначен и образ мистера Уиттиера – главного «злодея», в лице которого остальные герои так жаждут обрести своего дьявола. Конечно, он знал, к чему приведет желание его подопытных кроликов продать свою историю подороже, ведь он проделывает это не в первый раз. Но и он является жертвой обстоятельств, подросток с неизлечимым заболеванием – прогерией, которое также известно как преждевременное старение – разочарованный в жизни, он потерял веру в людей и веру в высшие силы, но за тот промежуток времени, отведенный ему в этом мире, он пытается найти хоть что-нибудь стоящее.

Герои Чака Паланика – типичные представители общества потребления. Но, в соответствии с книгой Жана Бодрийяра «Общество потребления. Его мифы и структуры» общество потребления вовсе нельзя назвать обществом изобилия. Эти персонажи испытывают неутолимый голод потребителя, которому непременно нужно «соответствовать», быть конкурентноспособным и успешным членом общества [1]. Жажда этой успешности совершенно затмевает все остальные желания участников семинара.

Хоть читатель сначала и не догадывается о том, на что пойдут герои романа в дальнейшем, по ходу повествования автор дает некоторые подсказки о том, что случится в этом театре. Одна из них – это эпиграф в самом начале произведения. Ч. Паланик поместил туда строчку из рассказа Эдгара По «Маска Красной Смерти»: «Многое здесь было красиво, многое – безнравственно, многое – bizarre, иное наводило ужас, а часто встречалось и такое, что вызывало невольное отвращение» [17, с. 4]. Эта цитата взята Ч. Палаником из той части произведения, где Э. По описывает празднество, устроенное принцем Просперо. Люди, больше похожие на видения из снов, разгуливают по замку, извиваясь, словно призраки, в своих причудливых костюмах. К этому приходят и герои Ч. Паланика, они также одеваются в необычные театральные костюмы, отрешенные от внешнего мира, настоящие призраки. Но для них, в отличие от персонажей Э. По, Красная смерть не оказывается кошмаром, пришедшим извне; их Красная смерть – это они сами.

Также писатель неоднократно ссылается на готическую вечеринку, что была устроена лордом Байроном на вилле Диодати, где его гостями были Джон Полидори, Перси Шелли, Мэри Шелли и Клер Кермон. Участники этой вечеринки оставили после себя довольно странные и страшные тексты. Вампирская тематика, чудовище Франкенштейна, Фантом Оперы…они населили виллу призраками, как и герои Ч. Паланика. Каждый призрак отражает определенный страх, обитатели виллы изображают фобии своего времени, обитатели театра – страшное событие своей жизни.

 

3. Образ театра в романе Чака Паланика «Призраки»

Почему Ч. Паланик избирает именно театр в качестве места действия? Это было сделано для того, чтобы у автора была возможность «играть» своими персонажами. Но чтобы читатель, которого в таком случае можно представить зрителем, мог воспринять идею автора, нужно дать ему ощущение участия в том, что происходит на сцене. Эту задачу можно выполнить с помощью постановочного метода и драматургического принципа, названного Н. Н. Евреиновым монодрамой [3, с. 15]. Монодрама – это принцип театральной теории Н. Н. Евреинова, развертывание сценических событий, словно проецируемых через сознание главного героя или одного из действующих лиц [10]. У Ч. Паланика прекрасно получается следовать этому принципу. Повествование ведется от первого лица множественного числа – «мы», и это ненавязчиво втягивает читателя в действие. Имитация устной формы повествования также помогает Ч. Паланику добиться поставленной цели. Рассказчик не является кем-то из перечисленных персонажей, он всегда говорит «мы», но при этом не делает ничего, что могло бы охарактеризовать его, и это обезличивание позволяет читателю принять этот образ на себя, стать «камерой за камерой».

Театр также неспроста был выбран Ч. Палаником потому, что там действует принцип «нужно быть не собой». Эта причина и привлекает героев романа. У каждого из них за плечами есть некое событие, которое заставляет их бежать от прежней жизни на поиски нового «Я», а театр – отличное место, чтобы примерить на себя другой способ существования.

Иногда кажется, что театр так же, как и его обитатели, живет своей жизнью. Перебитые провода стиральной машины чинятся, в микроволновой печи появляется пакет попкорна, отопительный котел работает вновь, будто кто-то (или что-то) хочет, чтобы герои образумились и перестали разрушать себя физически и духовно, чтобы они пережили отведенный им в театре срок и вернулись в свою прежнюю повседневность. Если они будут сопротивляться и продолжат увечить себя, то от них останется лишь «…влажное пятно – словно тень с руками и ногами. Словно заплесневелый призрак» [8, с. 62]. «Пятна с руками и ногами» наводят на мысль о трупах, которых обводят на месте преступления, чтобы запечатлеть положение, в котором они были найдены. Можно предположить, что пятна – это следы предыдущих подопытных мистера Уиттиера, которые погибли от своего безумного желания продать свои страдания. Писатель оставляет конец открытым, он не говорит точно, погибли герои или остались в живых, но по этим пятнам читатель может предугадать, что персонажи так и останутся в этом театре, и станут всего лишь тенью на ковре.

Образ театра играет большую роль в этом произведении. Чак Паланик представляет театром не только то место, где находятся его герои, но и всю жизнь в целом. Еще до того, как они попали на семинар мистера Уиттиера, им приходилось быть марионетками в обществе: повар, участник различных благотворительных организаций, рефлексолог и пр. Рассказы персонажей построены так, словно они рассказывают не историю своей жизни, но чье-то случайно услышанное повествование. Они отрешены от происходящего. Они – куклы, а общество – рука, которая управляет ими и диктует правила поведения. Но им представился шанс оказаться на месте этой руки, начать самим творить свою историю. Но, как сказал мистер Уиттиер, для того, чтобы Моисей мог помочь рабам стать себе хозяевами, ему пришлось побыть сволочью [8]. И мистер Уиттиер принял на себя роль Моисея, позволяя участникам увечить себя, уничтожать продукты и разрушать условия своего комфортного существования.

«Любую идею можно довести до абсурда, чем, собственно, и страдаю американцы», - говорит автор [8, c. 177]. Идея участников превратить свой семинар в камеру пыток достигла абсурдных масштабов. Когда они выдирали себе ногти, приходилось отвлекать себя представлением своей будущей жизни знаменитого человека. Идея настолько их захватила, что даже такая чудовищная физическая боль переносилась ими легко.

Для Чака Паланика театр – это одна из основ человеческой жизни, но театр не как способ развлечения, а как способ существования. Человек примеряет на себя множество ролей, выискивая наиболее комфортную, или же пытается скрыться от своей предыдущей роли, в которой «сыграл» неудачно. Причины, которые приводят людей к смене масок, разные, но это желание соответствовать своей роли, желание «рабов» стать «хозяевами» является двигателем человеческого прогресса.

 

4. Черты театральности в романе Чака Паланика «Призраки»

Театральность - понятие, обозначающее совокупность выразительных средств, которые отличают театр (сценическое искусство), театральную «реальность» от других видов искусств (изобразительных, словесных) и от столь же условных конструкций «реальности», выстроенной их собственными средствами [11]. Понятие театральности прежде всего связано с тем, что главную роль играют не слова, а действия, пространство, внимание акцентируется на переживании и чувствах. Определяя принципы театральности, мы обратились к работам Н. Н. Евреинова. Он утверждает, что «художественно-безобразное театрально-прекрасно, когда сценическая правда требует причинения боли моему эстетическому чувству». Следовательно, по законам театральной природы человека эстетизм следует разрушать, потому что эстетика и художественность – это нечто искусственное, продукт человечества, «оскопленного» цивилизацией.

Герои знают, что обществу неинтересно то, как они сытые, здоровые и в тепле создавали свои литературные шедевры. Благоустроенной и размеренной жизнью люди могут жить и сами, им нужны страшные истории, которые будут составлять контраст с их существованием в этом мире. Таким образом, театральность Ч. Паланика составляет другую реальность жизни, независимую от законов обыденности, у нее есть своя реальная логика, своя мораль, свои чувства. Действия его персонажей обусловлены логикой их новоприобретенной действительности, ведь главный критерий театральности – это желание преображения, жизненная потребность, но не эстетическая, и она в полной мере проявляется в романе.

Театральность в речи героев достигается с помощью языковых и речевых средств: продолжительностью высказывания, большим количеством парцеллированных конструкций, осложнением предложений, которые выводят высказывание из области разговорной речи в публицистическую. Делается это умышленно, чтобы сделать речь свойственной не жизненной, а театральной действительности, в которую переносятся его герои.

Парцеллированные конструкции задают определенный ритм, в котором герои романа рассказывают свои истории. Например, реплики Директрисы Отказ: «Сотрудник полиции обязан пожертвовать жизнью почти за любого. За живодеров. За наркоманов. За коммунистов. За лютеран» [8, c. 211] придают ее речи сухость, жесткость, приказной тон, свойственные служащим полиции. Такую женщину читатель не сможет себе представить витающей в облаках, совершенно счастливой и беззаботной, ведь она избрала для себя такую сложную профессию. И действительно, потом оказывается, что Директриса Отказ, которую зовут Кора Рейнольдс – это одинокая женщина, не очень привлекательная внешне, ответственная и преданная своему делу.

Характерная черта творчества Ч. Паланика – это повтор определенных строк в истории, которые он называет «припевами». В романе он использует этот прием довольно часто, например, в рассказе Матери-Природы он часто повторяет «только не смейтесь, но…», и это помогает ему как стабилизировать текст, так и способствует восприятию текста читателем.

Другой важный прием, который использует Ч. Паланик, описан им в эссе «Непревзойденная Эми». Он называется «ангел-летописец». Прием основан на том, что читателя не пичкают большим количеством прилагательных, не навязывает мнение о герое. Он дает лишь важные детали из внешности персонажа, описывает некоторые его поступки. В романе это проявляется особенно ярко в те моменты, когда герои выходят на сцену, чтобы рассказать о себе. Ч. Паланик закрывает их лица лучами прожектора и кадрами из фильмов. Каждый фильм показывает самые важные моменты в жизни этих людей: для Графа Клеветника это присвоение Пулитцеровской премии, для Святого Без-Кишок – микроавтобусы и улицы, ведь все, что он может делать после случившейся с ним трагедии – это водить экскурсионный автобус. Из описания внешности героев читатель не может вынести для себя точного представления об их внешности, только смутные силуэты, основанные на самых важных, говорящих деталях: тощее тело Святого Без-Кишок, высоченные шпильки и неудобное, но визуально выгодное положение Мисс Америки на сцене, идеально подогнанный под малейшие изгибы фигуры костюм Леди Бомж. Все эти приемы позволяют читателю самому выносить итоговые суждения насчет персонажей, без опоры на чувства, которые могла бы внушить их подробно описанная внешность.

Также действие приобретает театральность за счет всевозможных костюмов, которыми изобилует театр. Парики закрывают их лица и глаза, что опять-таки не позволяет читателю отвлекаться от сути, пышные платья, рубашки, штаны прикрывают исхудавшие тела со следами увечий. Эти костюмы перебивают даже естественный запах героев, ведь они лежат в театре очень давно и насквозь пропахли плесенью, пылью и мышами. Кто бы ни скрывался под ворохами ткани – он обезличен и может полностью вжиться в желаемую роль.

 

5. Образ автора, представленный в романе Чака Паланика «Призраки»

Повествование автор ведет от первого лица множественного числа – «мы». Такой ловкий прием позволяет читателю стать кем-то вроде соучастника того, что происходит с персонажами. Мы узнаем историю каждого героя: мистера Уиттиера, Хваткого Свата, Недостающего Звена, Мать-Природы и многих других, но понимаем, что рассказчик, хоть и постоянно находится рядом с ними и наблюдает за их злоключениями, в то же время не является ни одним из них. Его образ очень размыт и абстрактен. Однако, если случилось так, что и он попал на этот писательский семинар, значит, рассказчик тоже является героем-маргиналом, ведь все нормальные люди, которые получили приглашение на семинар, додумались отказаться и остались в своих домах здоровыми и живущими счастливо. Рассказчик внимательно слушает все истории, затем бесстрастно говорит о всех мучениях, которым себя подвергают участники, и читатель не может уловить нотки осуждения или одобрения в его повествовании.

Ч. Паланик писал, что некоторые истории, которые рассказаны в «Призраках», действительно случались в реальности. Например, история Святого Без-Кишок. Сложно представить, что человек, даже если и совершил что-то подобное, станет об этом рассказывать. Но у читателя нет оснований не верить писателю, настолько достоверно и подробно это все рассказано. Эту технику завлечения читателя Ч. Паланик также позаимствовал у Спанбауэра. Она называется «писать ближе к телу», когда повествование заставляет читающего прочувствовать все нутром. Этот метод схож с «ангелом – летописцем», но здесь детали намеренно направлены на то, чтобы читатель мысленно соотносил происходящее со своим телом. Роман «Призраки» богат такими примерами: «На секунду отпустишь, и тебя выпотрошит» [8, c. 30]. Такая нестандартная деталь формирует у читателя эмоциональную реакцию на текст, пусть и бессознательную.

Говоря о достоверности некоторых историй, следует упомянуть о приеме, который буквально стал визитной карточкой Ч. Паланика – это домысел, то есть вброс фактов, которые, казалось бы, ненадежны, но подтверждение этому навряд ли можно найти. Факты эти расположены хаотично и часто носят научный, исторический или практический характер. Одним из примеров может послужить описание Святым Без-Кишок вкуса кишок, который похож на кальмаров. Автор заявляет это с такой уверенностью, что нельзя сомневаться в его словах, ведь он, по его словам, стремится изучить каждую важную деталь настолько, насколько это возможно [5]. Но позже писатель все-таки заявляет, что некоторые события в его произведениях все-таки выдумка, что и делает домысел одним из его главных литературных приемов.

Таким образом, целью Ч. Паланика является метапрозаическое стирание границ, создание такого образа, который объединил бы и читателя, и автора, образ, который не является конкретным персонажем, но на месте которого мог бы оказаться каждый из нас, и автор достигает своей цели с помощью множества приемов

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал