Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формы взаимодействия РФ и ее субъектов.
1. Влияние субъектов на федеральные дела: · субъекты имеют своих представителей в Совете Федерации, в Государственном совете РФ, активно участвуют в выборах депутатов ГД, Президента РФ, могут предлагать кандидатуры в Конституционный Суд РФ; · могут отстаивать свои интересы в Правительстве РФ; · просить Президента РФ использовать согласительные процедуры, чтобы урегулировать споры с центром и другими субъектами (ст. 85 К); · вносить законопроекты в Государственную Думу (ст. 104); · инициировать пересмотр Конституции РФ и внесение в нее поправок (ст. 134); обращаться с запросами в Конституционный Суд РФ (ст. 125); · субъекты имеют официальные представительства на федеральном уровне.
2. Влияние Федерации на дела в субъектах. Для этого используются: · федеральный бюджет; · принятие федеральных законов, в том числе по предметам совместного ведения (тем самым устанавливаются пределы осуществления соответствующих полномочий субъектами); · установление Федерацией общих принципов организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и единой судебной системы РФ; · включение в единую систему исполнительной власти в РФ федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ - в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения (ч. 2 ст. 77 К); · создание территориальных органов, входящих в системы федеральных органов исполнительной власти (ч. 1 ст. 78); · обеспечение Президентом РФ и Правительством РФ осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ (ч. 4 ст. 78 К); · назначение официальных представителей Президента РФ в субъектах РФ и в регионах.
В ряде случаев законодательство говорит о средствах сотрудничества и взаимного влияния. Например, части 2 и 3 ст. 78 Конституции РФ предусматривают возможность взаимной передачи осуществления части своих полномочий органами исполнительной власти соответственно РФ и субъектов РФ. Конституция (ст. 125) предусматривает, что при наличии споров о компетенции между органами государственной власти РФ и субъектов РФ они могут обратиться в Конституционный Суд РФ. В последнее время особое распространение получили двухсторонние договоры между РФ и субъектами РФ. Первым из них стал Договор РФ и Республики Татарстан " О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Республики Татарстан", подписанный их Президентами 15 февраля 1994 г. После этого договоры были заключены со многими другими субъектами РФ (порядка 46), зачастую они сопровождались пакетами соглашений между органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ. В связи с рассмотрением шестого вопроса темы студенты должны иметь в виду то, что ранее назначались полномочные представители Президента РФ в субъектах РФ, затем - также и в регионах РФ (т. е. для группы субъектов). Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г., " О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе" страна поделена на 8 федеральных округов (последний ФО – Северо-Кавказский был образован в феврале 2010), назначен полномочный представитель Президента в каждом федеральном округе, а в субъекты РФ назначаются подчиненные ему федеральные инспектора.
Полномочные представители – связующее звено между территориальным центром и субъектами РФ. Они должны способствовть более быстрому разрешению вопросов охраны правопорядка и управления некоторыми отраслями.Поэтому на уровне федеральных округов создаются подразделения многих федеральных государственных органов (например, заместители Генерального прокурора РФ, главные управления МВД РФ по соответствующему федеральному округу и др.). Полномочный представитель не обладает административными полномочиями. Он не в праве вмешиваться в деятельность органов власти субъектов. Полномочный представитель поддерживает контакты с руководителями субъектов, собирает и обобщает информацию в субъектах, которую доводит до сведения президента.
28. Избирательная система: понятие и виды (мажоритарная, пропорциональная и смешанная). Избирательная система в широком смысле– совокупность правовых норм, образующих избирательное право. Избирательное право – совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах. В отличие от многих зарубежных конституций, Конституция РФ не содержит специальной главы об избирательном праве. Избирательная система в узком смысле –совокупность правовых норм, определяющих итоги голосования. Исходя из этих правовых норм определяются: вид выборов, тип избирательных округов, форма и содержание бюллетеня, правила подсчета голосов и т.д. Типы избирательных систем определяются принципами формирования представительного органа власти и порядком распределения мандатов по итогам голосования. По сути, в мире существует столько типов избирательных систем, сколько существует стран, формирующих органы власти с помощью выборов. Но за многовековую историю выборов были созданы базовые типы избирательных систем, на основе которых происходят выборы во всем мире.. Три основных вида избирательных систем:
Существуют три разновидности мажоритарной системы: 1.абсолютного большинства – кандидату необходимо набрать 50% + 1 голос; 2.относительного большинства – кандидату необходимо набрать самое большое число голосов. При этом данное число голосов может быть меньше 50% от всех голосов; 3.квалифицированного большинства – кандидату необходимо набрать заранее установленное большинство голосов. Такое установленное большинство всегда больше 50% от всех голосов – 2/3 или 3/4. Пропорциональная избирательная система. Это система формирования выборных органов власти через партийное представительство. Политические партии и/или политические движения выдвигают списки своих кандидатов. Избиратель голосует за один из этих списков. Мандаты распределяются пропорционально набранным голосам каждой партией. Смешанная избирательная система. Избирательная система, при которой часть мандатов в представительный орган власти распределяется по мажоритарной системе, а часть по пропорциональной системе. То есть две избирательные системы используются параллельно. Гибридная избирательная система. Это синтез мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Избирательная система РФ Избирательная система в России включает в себя несколько основных видов избирательных систем. Избирательная система РФ описывается следующими Федеральными законами: № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» До принятия соответствующего закона в 2002 году на региональных выборах высших должностных лиц в некоторых субъектах РФ использовались разновидности мажоритарной системы, не относящиеся ни к системе абсолютного, ни к системе относительного большинства. Кандидату требовалось получить относительное большинство голосов, но не менее 25% от числа граждан, внесенных в списки избирателей, а в некоторых субъектах РФ – не менее 25% от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Сейчас все региональные выборы проходят по единым для всех принципам. При выборах высших должностных лиц (президент, губернатор, мэр) применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства. Если никто из кандидатов не набрал абсолютное большинство голосов, назначается второй тур, куда проходят два кандидата, набравшие относительное большинство голосов. При выборах в представительный орган субъекта РФ применяется смешанная избирательная система. При выборах в представительный орган муниципального образования возможно применение как смешанной избирательной системы, так и мажоритарной системы относительного большинства. С 2007 по 2011 год выборы в Государственную думу проходили по пропорциональной системе. С 2016 года половина депутатов (225) Государственной думы РФ будет избираться по одномандатным округам по мажоритарной системе, а вторая половина – по единому избирательному округу по пропорциональной системе с процентным барьером в 5% Избирательная система РФ на данный момент не предусматривает использования гибридной избирательной системы. Также избирательная система в России не использует мажоритарную избирательную систему квалифицированного большинства.
|