Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организационно-управленческие правоотношения.
Организационно-управленческие правоотношения в сфере труда существуют трех видов: правоотношение трудового коллектива с работодателем, его администрацией в конкретной организации; правоотношение профсоюзного органа на производстве с работодателем, его администрацией; социально-партнерские правоотношения на более высоком уровне, чем организация. Социально-партнерские правоотношения своим содержанием имеют ведение коллективных переговоров между представителями соответствующих социальных партнеров и заключение на их основе социально-партнерских соглашений соответственно на федеральном, отраслевом, территориальном и ином уровнях (см. подробнее гл. 8 учебника). Все указанные виды организационно-управленческих правоотношений направлены на улучшение условий труда, развитие производственной демократии в управлении организациями, защиту трудовых прав трудящихся и консенсус в этих вопросах представителей трудящихся с работодателями, администрацией. Для работника все организационно-управленческие правоотношения возникают с момента вхождения его в трудовой коллектив и прекращаются с прекращением трудовых правоотношений. Поэтому для работника данные правоотношения производны от его трудового правоотношения. Но трудовой коллектив - это группа работников. И если у одного из членов трудового коллектива прекращается трудовое правоотношение, а следовательно и другие, производные от него, правоотношения, то организационно-управленческие правоотношения от этого для остальных членов трудового коллектива не прекращаются. Эти правоотношения всегда длящиеся. У трудового коллектива они возникают, как ранее указывалось, с момента его образования и длятся до ликвидации данной организации. У профкома правоотношения с администрацией возникают с момента избрания профкома и продолжаются до прекращения его полномочий1. Их содержание, т.е. полномочия трудового коллектива и права профкома и обязанность администрации по их обеспечению, предусмотрены не только трудовым законодательством, но и коллективным договором, соглашениями, уставом организации. С ликвидацией предприятия прекращаются и правоотношения трудового коллектива с администрацией и профкома с администрацией. Объектом всех трех видов организационно-управленческих правоотношений являются социально-экономические интересы, вопросы организации и оплаты труда, его охраны, т.е. материальные интересы как целых трудовых коллективов, так и целой отрасли или региона страны и каждого отдельного работника. Субъектами социально-партнерских правоотношений являются представители соответствующих органов профсоюзов как представители работников, с одной стороны, и представители органа работодателей, с другой, а также органа исполнительной власти, с третьей. Но эти правоотношения могут быть и двусторонними (по тому, как об этом договорятся представители профсоюзов и работодателей). На практике, как правило, складываются трехпартнерские правоотношения в отличие от всех других двусторонних правоотношений в сфере труда2. Основанием для возникновения социально-партнерских правоотношений является такой юридический факт, как начало коллективных переговоров между социальными партнерами. Содержание этих правоотношений составляют права и обязанности социальных партнеров по процессу ведения коллективных переговоров и заключению социально-партнерского соглашения, которым в свою очередь определяются права и обязанности каждого партнера, а также контроль за действием соглашения. Правоотношения длятся до окончания срока действия соглашения. Эти правоотношения могут возобновиться, если кто-то из партнеров проявит инициативу по ведению новых коллективных переговоров, по заключению нового соглашения или возобновлению старого. Началом коллективных переговоров считается момент письменного уведомления другой стороны о начале переговоров. Другая же сторона в 7-дневный срок обязана начать переговоры. Инициатором коллективных переговоров по разработке, заключению и изменению соглашения вправе выступить любая из сторон. Закон РФ " О коллективных договорах и соглашениях" от 11 марта 1992 г. в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. с изменениями и дополнениями от 1 мая 1999 г.1 предусматривает порядок ведения переговоров (ст. 7), разрешения разногласий, возникающих в ходе коллективных переговоров (ст. 8), порядок и сроки разработки и заключения соглашений, их содержание (ст. 20 и 21), что будет раскрыто в гл. 8. Установленный законом указанный порядок, права и обязанности в нем партнеров относятся к содержанию социально-партнерских правоотношений.
|