Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пересмотр по вновь открывшимся или новым обстоятельствам судебных постановлений.
Пересмотр решений и определений по вновь открывшимся обстоятельствам - самостоятельная стадия гражданского процесса, целью которой является проверка законности и обоснованности судебных постановлений, вступивших в законную силу. Стадия пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам имеет внешнее сходство со стадией пересмотра гражданских дел в порядке надзора, но осуществляется тем же самым судом, который ранее вынес соответствующее решение (определение). В этом смысле суд осуществляет самоконтроль. Кроме того, в данной стадии процесса судебное постановление подлежит проверке не с позиций его соответствия предъявляемым законом требованиям к судебному решению как таковому (законности, обоснованности и др.), а в связи с появлением вновь открывшихся обстоятельств. Вновь открывшимся обстоятельством считается юридический факт, с которым закон связывает возникновение, изменение либо прекращение правоотношений. При этом данный факт существовал на момент рассмотрения дела и вынесения решения или определения, но не был и не мог быть известен суду и участвующему в деле лицу. Причем речь идет о таком факте, который может повлиять на движение, перспективу и исход дела. Иными словами, если бы суд знал о таком факте, обстоятельстве при рассмотрении дела и исследовал его, то мог бы вынести совершенно иное решение по делу. Таким образом, признаками вновь открывшегося обстоятельства являются: 1) существенное значение для дела (способно повлиять на вынесенное судом решение); 2) наличие на момент рассмотрения дела и вынесения судом решения по нему; 3) полная неосведомленность суда об этом обстоятельстве. Незаконность и необоснованность пересматриваемого судебного постановления в данном случае является следствием вновь открывшихся обстоятельств, которые суд не мог учесть в момент вынесения постановления в силу их неизвестности. Для решения вопроса о пересмотре постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам не требуется проверять правильность применения судом закона, правильность совершения тех или иных процессуальных действий, правильность исследования и оценки доказательств по делу. Задача суда здесь иная - выяснить наличие или отсутствие самих вновь открывшихся обстоятельств и способность их повлиять на правильность вынесенного судом постановления. 2. В ч. 2 ст. 392 ГПК перечислены основания, по которым вступившие в законную силу решение, определение суда и постановление президиума суда надзорной инстанции могут быть пересмотрены по вновь открывшимся обстоятельствам. Перечень этих оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Основания пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам следующие: 1) существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю, т.е. факты, имеющие юридическое значение для взаимоотношений спорящих сторон и существовавшие на момент рассмотрения и разрешения дела, но они не были и не могли быть известны сторонам; 2) заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, фальсификация доказательств, повлекшие за собой принятие незаконного или необоснованного решения, определения суда, постановления президиума суда надзорной инстанции и установленные вступившим в законную силу приговором суда - обстоятельства, связанные с недоброкачественностью доказательств, которые привели к вынесению незаконного или необоснованного решения; 3) преступления сторон, других участвующих в деле лиц, их представителей, преступления судей, совершенные при рассмотрении и разрешении данного дела и установленные вступившим в законную силу приговором суда; 4) отмена решения, приговора, определения суда или постановления государственного органа или органа местного самоуправления, послуживших основанием для принятия решения, определения суда или постановления президиума суда надзорной инстанции; 5) признание Конституционным Судом РФ не соответствующим Конституции РФ закона, примененного в конкретном деле, в связи с принятием решения, к которому заявитель обращался в Конституционный Суд РФ. Исполнительное производство: понятие, органы исполнения, участники исполнительного производства, исполнительные документы. Вступивший в законную силу (а в случаях обращения к немедленному исполнению — и не вступивший в законную силу) судебный акт должен быть исполнен обязанным лицом — должником. Если судебный акт не исполняется добровольно, лицо, в пользу которого он вынесен, вправе обратиться в суд с заявлением о выдаче исполнительного документа на принудительное исполнение. Принудительное исполнение судебных актов и актов иных органов осуществляется в порядке исполнительного производства. Исполнительное производство является составной частью механизма защиты гражданского права и заключительным этапом (стадией) его реализации. Оно имеет цель, субъектный состав, объект, содержание, основания возбуждения и завершения. Исполнительное производство представляет собой установленный законом порядок принудительной реализации судебных актов и актов иных органов, имеющий своей целью обеспечение реальной защиты нарушенных или оспоренных субъективных материальных прав или охраняемых законом интересов посредством использования механизмов государственного принуждения, установленных законом. В службу судебных приставов Министерства юстиции РФ входят: 1) департамент судебных приставов Министерства юстиции РФ; 2) служба судебных приставов Управления военных судов Минюста РФ; 3) службы судебных приставов органов юстиции субъектов РФ; 4) районные, межрайонные подразделения судебных приставов. В испол. произ-ве помимо суд. пристава-исполнителя участвуют стороны, представители сторон, переводчик, понятые, специалист, работники милиции, банки. Сторонамиисполн. произ-тва явл- взыскатель и должник. Взыскателем явл. гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполн. документ. Должником явл. гражданин или организация, обязанные по исполн. документу совершить опред. действия или воздержаться от их совершения. В исполн. произв-ве могут участвовать несколько взыскателен или должников. Граждане могут участвовать в исполн. произ-ве самостоятельно или через представителей. При совершении исполн. действий стороны могут пригласить переводчика. Присутствие понятых обязательно при совершении исполн. действий, связанных с вскрытием помещений и хранилищ, занимаемых должником или др. лицами либо принадлежащих должнику или другим лицам, осмотром, арестом, изъятием и передачейимущества должника. Для разъяснения возникающих при совершении исполн. действий вопросов, требующих специальных знаний, суд. пристав-исполнитель может своим постановлением назначить специалиста. В случаях, предусм. ФЗ, требования суд. актов и актов др. органов о взыскании денеж. средств исп-ются налоговыми органами, банками и др. кредит. организациями, другими органами, организациями, должн. лицами и гражданами, которые согласно законодательству не явл. органами принуд.исполнения. Исполн. документами явл.. (ст. 7 ФЗ Об исп. пр-ве) 1) исполн. листы, выдаваемые судами на основании принимаемых ими суд. актов: решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов; решений иностр. судов и арбитражей; решений межгосударственных органов по защите прав и свобод человека, 2) судебные приказы; 3) нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов; 4) удостоверения комиссии по труд. спорам, выдаваемые на основании ее решений; 5) оформленные в уст. порядке требования органов, осущ-щих контрольные функции, о взыскании денеж. средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания в связи с отсутствием на счетах должника денеж. средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, если закон-вом РФ не установлен иной порядок исполнения указанных исполн. документов. 6) постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об админ-ных правонарушениях; 7) постановления суд. пристава-исполнителя; 8) постановления др. органов в случаях, предусмотренных ФЗ. Третейские суды: понятие, виды, источники права, порядок рассмотрения споров. Наряду с судебной формой защиты, осуществляемой судами общей юрисдикции и арбитражными судами, законодательство (ст. 11 ГК РФ) предусматривает возможность защиты нарушенных прав и охраняемых законом интересов в третейских судах. 1. быстрота и экономичность рассмотрения дела; 2. возможность создания специализированного третейского суда; 3. существование фактора " повышенного доверия" как к судьям, так и к поставленному ими решению; 4. конфиденциальность; 5. возможность сторонам самим определить сроки, место и время разрешения спора.
|